В любой ракете топливо хранится в жидком виде. Для того, чтобы компоненты топлива попали в камеру сгорания, их нужно подать туда турбонасосом. Рабоче тело для него - газ, который образуется из компонентов топлива в газогенераторе. В специальную камеру подается смесь, содержащая либо излишек горючего (восстановительный газ), либо излишек окислителя (окислительный газ). Эта смесь частично сгорает, но в основном испаряется из-за излишка одного из компонентов, а затем газ идет через турбину, которая качает топливо уже в главную камеру сгорания (в жидком виде естественно). Дальше варианты. Если генераторный газ после этого просто выбрасывать наружу, то получим открытый цикл. В этом случае оба компонента идут в камеру в жидком виде и да, так и реагируют (они предварительно распыляются, правда). Более эффективный вариант: не выбрасываем генераторный газ, а используем его в камере. Тогда газ (или кислый, или восстановительный), пройдя через турбину насоса, идет в камеру и там догорает, второй компонент качается из бака в жидком виде. Получается схема газ-жидкость. Так работает, например, РД-170 (керосин в жидком виде, кислород, пройдя через газогенератор и покрутив турбину, в газообразном). В RS-25 наоборот - кислород жидкий, водород газ (закрытый восстановительный цикл). Газ-газ - гораздо более экзотический случай, там газифицируются оба компонента. Есть два независимых газогеренатора - в один подается смесь с избытком горючего, в другой - с избытком окислителя. Потом оба газа идут в камеру, где и смешиваются. До сих пор, как тут уже писали, летающего образца такой схемы не было. Теоретически имеет свои преимущества, но технически трудная штука. Тут Маск, можно сказать, изменил сам себе. До сих пор намеренно опирался на проверенные и дешевые, пусть и не особо эффективные технологии, и вдруг взялся за самый хай-тек. Теоретически такой двигатель можно сделать на любом топливе, но на практике керосиновый двигатель никто так делать не станет: горячий восстановительный газ (испарившийся керосин) образует много гари, которая будет закупоривать трубопроводы. Поэтому, собственно, РД-170 использует окислительный газ: горячий кислород под давлением - тоже зверски неприятная штука, в нем горит вообще всё, но там выбора нет. С водородом и метаном проще - они гари не дают, можно использовать восстановительный газ (да и полную газификацию тоже).dbms, вы пишете что двигателей с полной газификацией раз-два и обчёлся.
Поясните пожалуйста для чайника: почему двигатель Шаттла работающий на водороде/кислороде не считается двигателем с полной газификацией? Не в жидком же состоянии эти газы реагировли друг с другом.
Ну, формально насоса всегда два. Один качает горючее, второй - окислитель. Но обычно они приводятся одной турбиной, а тут можно сделать две, что в принципе тоже идет в плюс - чем дальше друг от друга компоненты топлива, тем лучше. Так что да, два газогенератора, к каждому своя турбина и свой насос. В Вики картинка есть. Видно два насоса (turbopump), два газогенератора (preburner). Заодно видно, как метан используется для охлаждения сопла, прогоняясь через рубашку вокруг него.RomanS, спасибо за пояснение.
У меня возникло ещё вопрос:
Если сделали два газогенератора, как в Рапторе, то они оба работают на турбонасосы или как? Каждый качает свой компонент?
Или один качает, а второй просто газифицируется?
тут он был практически вынужден, преимуществом выбранной схемы является более мягкий режим работы - температура и давление ниже, что для потенциального многократного использования весьма кстатиТут Маск, можно сказать, изменил сам себе. До сих пор намеренно опирался на проверенные и дешевые, пусть и не особо эффективные технологии, и вдруг взялся за самый хай-тек.
Задача выполнена, количество идиотов и их финансовые возможности выяснены.На счетах фонда, по данным издания Еngadget, осталось порядка £20 тыс.
Mars One – это проект Ландсропа, с помощью которого он собирался создать колонию людей на Марсе. Для путешествия на красную планету отобрали 100 человек.
Экспедицию планировали превратить в реалити-шоу. Основные финансовые поступления ожидали от продажи прав его на трансляцию.
а Спейс Икс допилили имеющийся у НАСА тестовый стенд в Stennis Space Center чтобы он мог работать с метаном, обкатали и проверили на нем вычислительные модели, и значительную часть доводки перенесли в виртуальную реальностьВ ОКБ-456 традиционно широко использовалась отработка агрегатов нового двигателя в составе экспериментальных ЖРД, создававшихся на базе ранее разработанных. Для доводки агрегатов двигателя РД-270 такая схема оказалась неприемлемой как из-за принципиально новой схемы, так и из-за размерности агрегатов. Из-за высоких давлений и больших расходов для проведения автономных испытаний в условиях, близких к натурным, были необходимы уникальные стенды, на проектирование и строительство которых потребовалось очень много времени и средств. В итоге объем проверочных испытаний агрегатов двигателей был существенно меньше того, что имело место при доводке других двигателей разработки предприятия. Даже в планах отсутствовали автономная отработка камеры, двух газогенераторов и ТНА на режимах, близких к натурным, Отработка этих агрегатов предусматривалась уже в составе двигателя. Этим объясняется сравнительно малый темп и низкая успешность первых испытаний двигателя.
Оппортьюнити – всё.
Больше попыток восстановить связь предпринимать не планируется.
Официальная пресс-конференция будет в течение дня.
Солнечный парус – энергия космоса
08 февраля 2019
Идею перемещения в космосе с помощью «солнечного ветра» высказал в начале прошлого века один из основоположников ракетостроения Фридрих Цандер. В конце XX идею воплотили в жизнь советские и российские инженеры. Эксперимент получил название «Знамя-2»...
«Спектр-Р»: миссия продолжается
15 февраля 2019 года состоялось заседание Государственной комиссии по рассмотрению хода летных испытаний космического аппарата «Спектр-Р» (Радиоастрон).
Государственная комиссия, заслушав доклады представителей ракетно-космической отрасли и научного сообщества, приняла решение продолжить работы по установлению связи с космическим аппаратом (КА) «Спектр-Р» до 15 мая 2019 года. С этой целью КА «Спектр-Р» передан НПО им. Лавочкина для проведения работ по программе Главного конструктора.
В начале января КА «Спектр-Р» перестал выходить на связь с Центром управления полетами. В течение месяца специалисты Роскосмоса/НПО им. Лавочкина пытались восстановить контроль над аппаратом. Несмотря на отсутствие на настоящий момент связи с КА, по оценкам специалистов, существует вероятность, что контакт с КА можно восстановить, поскольку одной из причин может быть накопленная радиация. По косвенным данным основные системы космического аппарата функционируют, аппарат находится в работоспособном состоянии.
КА «Спектр-Р» (Радиоастрон) проработал в интересах научного сообщества в 2,5 раза дольше запланированного срока и перевыполнил все основные возложенные на него функции в качестве источника ценных научных данных о нашей Вселенной. В 2019 году будет запущен КА «Спектр-РГ», который создаст карту Вселенной, где будут отмечены все крупные скопления галактик. С помощью этого аппарата ученые всего мира смогут ответить на вопрос – как происходила эволюция галактик. Также продолжаются работы над другими научными аппаратами данной серии – «Спектр-УФ» и «Спектр-М».
Юрий Ковалёв, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией АКЦ ФИАН опубликовал на портале trv-science.ru материал, в котором рассказывает об открытиях в астрофизике, сделанных при помощи «Спектр-Р»: Проект «Радиоастрон»: итоги работы
18.02.2019 14:24
ТПК «Союз МС-12» прошёл проверку в вакуумной камере
На космодроме Байконур продолжается подготовка к запуску транспортного пилотируемого корабля (ТПК) «Союз МС-12».
Завершена проверка систем и отсеков корабля на герметичность в модернизированной вакуумной камере с использованием гелиево-воздушной среды. Затем «Союз МС-12» был перевезён на стенд, где проводится подключение корабля к наземным проверочным системам.
Запуск корабля «Союз МC-12» намечен на март 2019 года. В экспедицию на Международную космическую станцию отправится экипаж в составе Алексея Овчинина (Роскосмос), Тайлера Никлауса Хейга (NASA) и Кристины Хэммок Кук (NASA).
19.02.2019 09:07
Роскосмос и Space Adventures подписали контракт на полет двух космических туристов
Госкорпорация «Роскосмос» и американская компания «Space Adventures, Inc.» подписали контракт об осуществлении краткосрочных космических полётов на Международную космическую станцию (МКС) двух непрофессиональных космонавтов на одном корабле. Полет на борт станции состоится до конца 2021 года.
Роскосмос и Space Adventures сотрудничают в области космического туризма с 2001 года, когда на орбиту полетел первый космический турист — Денис Тито. Всего за это время по программе космического туризма в космосе побывало 7 человек, а Чарльз Симони побывал на борту МКС два раза.
Заключение указанного контракта позволит дополнительно «загрузить» производственные мощности РКК «Энергия», РКЦ «Прогресс», ЦЭНКИ и другие предприятия ракетно-космической промышленности. Предприятия отрасли уже приступили к созданию транспортного пилотируемого корабля «Союз МС» и ракеты-носителя «Союз-2» для полета туристов в космос. Выполнение всех работ по созданию космической техники будет осуществляться за счет средств космических туристов.