В сумме моментов действующих на "аппарат" при разбеге имеем: кабрирующие моменты от стабилизатора, (!) кабрирующий момент от Хвр на плече от точки приложения этой силы до ВПП и кабрирующий момент от силы реакции опоры передней стойки (!) на плече от точки ее приложения до задней стойки (этот момент считается не относительно ЦМ). Пикирующие моменты в этом уравнении - Тяга на плечо относительно ЦМ, пикирующий момент от силы реакции опоры задней стойки на вышеупомянутом плече между передней и задней стойкой и пикирующий момент от силы тяжести самолета на плече от ЦМ до задней стойки. (не все моменты считаются относительно ЦМ). Момент от силы трения колес (какой бы она не была, эта сила... я так понимаю) в этом уравнении НЕ УПОМИНАЕТСЯ.....
Уважаемый
ноль червончик троечка! В Вашем пересказе
это уравнение баланса моментов дважды некорректно и без вопроса об учете момента трения колес. Из почтения к Вашим сединам и заслугам, очередной раз попробую исправить изъяны Вашего базового образования
.
1) Моменты в некоторой плоскости (здесь - в продольной вертикальной плоскости) можно считать относительно любой оси, но единовременно (в одном уравнении) - только относительно одной и той же оси для всех учитываемых сил. А рациональный выбор этой оси зависит от задачи и даже от личных пристрастий субъекта, рассматривающего моменты. В полете эта ось, очевидно, должна проходить через ЦМ, а при разбеге рациональным выбором может быть или ось, проходящая через ЦМ, или ось, проходящая через колеса ООШ. Выбор оси безразличен только для т.н. "пары сил", т.е., для двух сил, которые равны по величине, противоположны по направлению и приложены к разным точкам тела. А в Вашем пересказе уравнения моментов упоминаются разные оси для разных сил.
2) Вы упоминаете связанную систему координат. Но в этой системе есть и сила инерции, в которой учитывается и сила трения колес. Сила инерции приложена к ЦМ и не создает моментов только относительно ЦМ.
А вот
почему "в этом уравнении НЕ УПОМИНАЕТСЯ момент от силы трения колес" (перестановка Ваших слов) - я не могу знать :confused2:. Возможно, Вы отвлеклись, конспектируя, а возможно, что Вашего преподавателя бес попутал
: например, он мог считать, что не надо смущать неокрепшие души учетом еще одной силы, которая мала при всех нормальных взлетах. В конце концов, преподаватель или даже большой ученый, замечательный почти во всех отношениях, может сугубо заблуждаться в каком-то вопросе по причине шизофрении (раздвоения личности). Я как-то приводил пример, с которым подробно знаком: чл.-корр. АН БССР А.И.Вейник в конце 60х был вполне уважаемым специалистом в технологии литья металлов, и одновременно впал в полное безумие в фундаментальной физике .
Вообще, я много раз сталкивался с заблуждениями авторов вполне печатных книг по вопросам, которые являются смежными с их узким профилем. Так что надо держать ухо востро и иметь твердую опору в
основах наук.
Почему по-вашему нам преподавали, в сумме моментов сил действующих на вертолет на разбеге, вместо сил трения колес и их, соответственно, пикирующего момента относительно ЦМ, - сумму моментов реакции опор передней и задней стоек на плече между ними?
А почему "
вместо"? И горизонтальные, и вертикальные силы могут одновременно создавать ненулевые моменты. Принципиально нулевой только момент такой силы, которая принципиально проходит через точку, относительно которой в данном случае считаются все моменты - например, момент силы инерции относительно ЦМ или момент силы трения колеса относительно этого колеса (только не надо возобновлять прошлогоднюю дискуссию, предельно уточняющую точку приложения этой силы: пятно контакта, ось колеса или шарнир тележки :confused2
.
ЗЫ. То же самое, но в профиль и короче. Момент силы трения колес ООШ не надо
явно учитывать (он принципиально нулевой), если считать
все моменты относительно этих колес. Но в этом случае необходимо учитывать силу инерции, приложенную к ЦМ, а в этой силе есть составляющая, образующая пару сил с силой трения колес ООШ. А в цитированном пересказе уравнения моментов - "каша" из моментов относительно
разных осей. Это заведомо некорректно.