Обсуждение авиакатастрофы Як-42 RA-42434

Когда был сброс?


Ну вот примерно.
На грунте, метров за 150 до маяка, за 100 после торца.
РУДы на малом. Обороты падают.
Штурвал выбран полностью. Педали нейтрально. Скорость 230 почти.
Тормоза обжаты оба симметрично
 
Если мне память не изменяет, дело там не в том что не удалось, а в том что бы обеспечить заданное постоянное давление в тормозной системе.
 
По этому педалями и не удалось. Не тривиальная задача. А вот полное их обжатие было у Лушникова Е. О чем он собсно и сообщил органам расследования. За эту идею ухватились. Ну так и у него самого, первопричина была передняя центровка. Самоль разве что был пустой + умение снимать с углов атаки. Испытатель таки.
Принципиальный вопрос в чом, который мак затуфтил, распылил, размазал. Центровка. Кидают на экипаж дескать бардак сколько тебе, 8,9. И потом же утверждают в отчёте что стаб таки соответствовал цг, дескать причина не в этом, ищите ноги. А как таки саммит каким то боком, решено выдвинуть такую, более щадящую версию, неосознанное торможение. Так вина экипажа просматривается в том числе.
Личное мнение
 
Последнее редактирование:
Итак, для тех, кто грешит на центровку.

Во-первых, центровка вовсе не влияет на динамику разбега.
А Вы гляньте на темп нарастания скорости! Не удивляетесь?

Во-вторых. Да (запредельная) передняя центровка может быть причиной
проблем с моментом подъема передней ноги. Но... экипаж рассаживал пассажиров
и размещал как обычно привычно-повторяющуюся из рейса-в рейс загрузку
аммуниции команды по багажникам.
Кстати, оперативно-следственные мероприятия подтвердили это.

Могу добавить, для создания запредельно-передней центровки объема
(веса) всего багажа для загрузки переднего багажника было совсем недостаточно.
Либо туда надо было-бы грузить в качестве балласта свинцовые "чушки".
 
Последнее редактирование:
Подкручивали те, кто вообще о нем забыли. Стабилизатор устанавливается согласно центровки. А давно начали центровку считать компьютеры? А исходные данные туда кто заносит и исходя из чего? Поэтому, если бы так принципиально была точность установки в +/-0,5*, то Як-42 закончились бы в первый год эксплуатации. Если уже склероз не изменяет, то РЛЭ предупреждал, что взлет не возможен, если стабилизатор установлен менее 6*. У них сколько было 8*? Это под центровку 26%. Основная масса пассажиров размещались в задней части салона, что в принципе могло создавать рассчётную центровку 24-26%. Один даже полтора градуса туда-сюда не вызовет проблем на взлете. Что служило созданием пикирующего момента в принципе понятно, а вот кто/что тормозило так и осталось на уровне предположения.
PS. Как саммит может влиять на взлет "исправного" самолёта? Торопились? Убрали закрылки вместо шасси? Потеряли пространство на ВПП? Алкоголь в крови? Неееееет! Ноги и таблетки у ВП...)))
 
Т.е. располагаемой длины ВПП от точки начала разбега не хватало для тех условий?
Взвешивание было?
Центровка по взвешиванию? Расскажите грузчикам...))
 
Да куда не крути, все цепочки замыкаются на экипаже. Аэропорт может хоть на голове лезгинку танцевать, а за загрузку отвечает экипаж. Конкретно ВП. Да, не его обязанность стоять на весах, но получить перевозочные документы и согласно их следить за загрузкой - это его. А рассказывать анекдоты в кабине, а потом думать - "может стабилизатор"... Раздрай в выполнении своих обязанностей. Летая на этом лайнере, пилот без бумажек загрузит и определит центровку. Что и делали в 90-х на мешочных чартерах.
Не пойму зачем раскручивать ветку, где давно поставлены точки и даже по горячим следам не удалось ничего однозначно доказать или опровергнуть?
 
Как кажется, командир был мягче и либеральнее, чем требовалось. А ВП был своевольный. Таких обычно держат в ежовых рукавицах. А тут нет, и печальный итог.
 
Центровка имеет цифры. У стабилизатора предел 12* это под 18%САХ. Предельно передняя 19%. Топливо и пассажиры смещают центровку вперёд, а у пустого где то 37%. Из опыта скажу полная загрузка 120 чел., багаж и топливо под 10т максимум создавали 22% стабилизатор 10*. Где кто сидел и сколько топлива нам известно, что и сколько загрузили в передний да, вопрос. Но что делать с нарастанием скорости? Ведь нельзя было не заметить, что темп роста скорости не нормальный. И это на полупустом самолёте, который с максимально взлетным несётся как жеребец.
Я не знаю причину - неосознанное торможение, техническая неисправность шасси, но взлет нужно было прекращать однозначно.
Мы здесь не раз обсуждали "посадку любой ценой", а это был взлет любой ценой...
В догонку. Были моменты когда сомневались в правильности установки стаба. На 150к/ч тянешь штурвал на себя, если передний амортизатор разгружается , то можно не бз... Ни разу не было по другому.
Чартер 90-х многому учил.
 
Последнее редактирование: