ПАК-ФА

Вот не уверен я, что она наружная.
Очень быстро сотрётся под внешними воздействиями. Золото - металл мягкий.



на этом фото наглядно очень - позолоченные стёкла.
Несколько сомнительно, что для самолёта ДРЛО актуально снижение заметности в РЛ-диапазоне.
Скорее, здесь может быть задача другая: снизить уровень излучения собственной РЛС, "попадающего внутрь кабины".
И сомневаюсь я, что это позолота.

 

для Т-50 снижение заметности в РЛ диапазоне частично достигается экранированием переоблучения кабины - металлизированный фонарь не пропускает сигнал внутрь-наружу. за счёт формы, увязанной с общей компоновкой фюзеляжа, сигнал отражается от металлизации так, чтобы обеспечить минимум отражения в сторону облучающей РЛС.
для А-50 металлизация нужна для экранирования - защиты экипажа от работы мощной РЛС.
расположение слоя металлизации, количество слоёв самого стекла, напыляемый металл - тут ещё куча проблем.
если плоские стёкла регулярно трещат в полёте и меняются из-за ухода сверх нормы площади отлипа, то у гнутых и критериев оценки нет внятных пока.
 
У той металлизации, которой хвалился "Ростех", коэффициент пропускания в видимом диапазоне 0,65.
По ГОСТу коэффициент пропускания авиационного стекла - не менее 0,92.
Поэтому я сомневаюсь, что там какая-то металлизация есть вообще.

Насчёт А-50 я ошибся - там действительно напыление.
Но видимость через него такая, что на стёкла, необходимые для выполнения посадки, его просто не наносят.

 

на видеозаписи распиливания заклинившего фонаря F-22 и вытаскивания вспотевшего пилота, хорошо видно, что покрытие наружное на однослойном оргстекле.

 
- В лупу смотрели? Или в микроскоп? Про насекомых в нижней атмосфере не слыхали никогда? Которые своими твёрдыми хитиновыми панцирями и часто немалой массой, на скорости в несколько сот км/час долбятся в фонари самолётов...
 
У этих покрытий разное назначение и очень разные условия работы.
На А-50 надо перекрыть поток ЭМИ огромной мощности, который лупит в упор.
Поэтому требуется покрытие большой плотности. И то только там, куда это излучение попадает.
До истребителя же от РЛС противника доходит излучение милипиздрической мощности. И задачи перекрыть/отразить его полностью нет.
Достаточно ослабить его при двукратном прохождении через остекление внутрь-наружу до некоторого уровня, который еще будет многократно ослаблен по пути обратно до РЛС. Поэтому толщина/плотность напыления требуется намного меньшая. Оценивать "на глаз" по фотографиям наличие, тем более эффективность, такого покрытия - задача достойная любителей попмеханики.
 
Ув. Коллега Бурундук, - если я размещаю чей-то материал - это еще не означает, что я с изложенным в нем согласен. И даже не всегда означает, что я воспринимаю этот материал всерьез. Я могу счесть его достойным внимания Форумчан просто по причине "прикольности и укуренности" например.
 
Вы традиционно не смотрите, на что ссылаетесь.
Fighter jets world website is a forum for Military Aviation Lovers,..
Это примерно то же самое, что сослаться на сайт паралая.

И столь же традиционно не читаете то, на что ссылаетесь.
Потому как, вопреки сказанному вами выше, по ссылке говорится, что фонарь на F-22 не двух-, а аж четырёхслойный, а покрытие таки находится не между слоями, а сверху.
И материал там не оксид сурьмы-олова, а оксид индия-олова.

Право, в топиках по доктрине Дуэ и по коронавирусу вы смотритесь куда органичнее. А тут ну прямо как та унтер-офицерская вдова...
 
Последнее редактирование:
- Ну, не смешите: под двумя слоями имелось ввиду силовые две части фонаря из поликарбоната. Тонюсенькая прослойка между ними - отдельная песня. И сколько там их - одна, две, двадцать две...
...а покрытие таки находится не между слоями, а сверху.
- Да ладно?? А зачем? В моём любимом триплексе, сквозь который я любовался 15 лет красотами природы, металлическое напыление было исключительно между слоями стекла... Где оно было абсолютно защищено от всевозможных внешних воздействий - ударов насекомых, погодных эксцессов... И это было правильно и грамотно.
И материал там не оксид сурьмы-олова, а оксид индия-олова.
- А вот тут Вы совершенно правы и я ошибся! Как же можно сурьму спутать с индием?! Это ужасно!..
Но имелось ввиду, что там не золото...
 
Последнее редактирование:
- Ну, не смешите:..
Да где мне до вас по части насмешить.

Вы даже после "толстого намёка" не удосужились прочесть текст, на который ссылаетесь.
Между тем, там написано: The F22 Raptor canopy comprises two sheets of polycarbonate, sandwiched between two layers of optical glass,..
То есть два слоя поликарбоната находятся между двумя слоями "оптического стекла" (уж не знаю, что под этим подразумевается - полиметилметакрилат?).

Ещё раз - читайте "первоисточник": ...drape formed over a canopy blank
Переводить надо?

Это вы меня спрашиваете?
Так ведь не я эту чушь на всеобщее обозрение выставил, как подтверждение своих слов - а вы.
Вот теперь и расхлёбывайте.

Да, да, да...
Вы соврамши по всем пунктам своих заявлений - но при этом остаётесь безусловно правым.
 
Canopy

The F-22's canopy is approximately 140 inches long, 45 inches wide, 27 inches tall, and weighs approximately 360 pounds. It is a rotate/translate design, which means that it comes down, slides forward, and locks in place with pins. It is a much more complex piece of equipment than it would appear to be.

The F-22 canopy's transparency (made by Sierracin) features the largest piece of monolithic polycarbonate material being formed today. It has no canopy bow and offers the pilot superior optics (Zone 1 quality) throughout (not just in the area near the HUD) and it offers the requisite stealth features.

The canopy is resistant to chemical/biological and environmental agents, and has been successfully tested to withstand the impact of a four-pound bird at 350 knots. It also protects the pilot from lightning strikes.

The 3/4" polycarbonate transparency is actually made of two 3/8" thick sheets that are heated and fusion bonded (the sheets actually meld to become a single-piece article) and then drape forged. The F-16's canopy, for comparison, is made up of laminated sheets. A laminated canopy generally offers better birdstrike protection, and because of the lower altitude where the F-16 operates, this is an advantage. However, lamination also adds weight as well as reduced optics.

There is no chance of a post-ejection canopy-seat-pilot collision as the canopy (with frame) weighs slightly more on one side than the other. When the canopy is jettisoned, the weight differential is enough to make it slice nearly ninety degrees to the right as it clears the aircraft.
 
- Да ладно?? А зачем? В моём любимом триплексе,...

в Вашем любимом триплексе слой металла обеспечивал нагрев стёкол для предотвращения обледенения.
применительно к фонарю Т-50 и иже с ним, речь идёт об экранировании кабины от СВЧ облучения.
о золотом покрытии силиконового стекла говорилось в статье на этой ветке после интенсивного растрескивания нынешнего органического на одной из опытных машин.
 
- "Зачем" - в плане - зачем тончайшую и нежную плёнку наносить сверху? Где она легко может быть повреждена?
 
Э-э-э... А где нужно понимать - в вашей первой ссылке, или во второй?
Интересно, с какой попытки вы найдёте "подтверждение" того, что металлизация там таки между слоями?
 
- Возможно с третьей, или с четвёртой... Но что она не сверху - я уверен.