Правда, в прошлом году мы всё-таки летели значительно восточнее и северный берег Каспия пересекли уже над Казахстаном, а не над Астраханской областью, как сейчас.
Наш маршрут. Считай, почти прямой.
Обглоданная солнцем короста пустыни замелькала всё быстрее, и вдруг на её мёртвой поверхности появилось жуткого вида пятно, похожее на нарыв. Это знаменитое озеро Кошкар-Ата прямо под глиссадой аэропорта. Много лет оно использовалось для сброса токсичных отходов Прикаспийского горно-металлургического комбината. Вид у него совершенно неописуемый, ядовито-жёлтого цвета, словно с картины какого-то безумного художника. Наверное, так же выглядят озёра из расплавленной серы на покрытом вулканами спутнике Юпитера Ио.
Озеро Кошкар-Ата. Не дай бог туда упасть!
После касания, несмотря на включённый реверс и выпущенную механизацию, долго катились по ВПП, аж в самый конец полосы. Даже если сели с перелётом (3050 м бетона, если что) и проскочили поворот на РД, зачем было ехать до самого торца, почему не развернуться раньше?
Актау!
Торец странный. По всем описаниям ВПП зовётся 12R/30L, на деле же, цифра 12 затёрта, поверх неё нарисовано 11. Стало быть, должно быть 11R/29L. Куда нас привезли-то? Это точно Актау?!
Была ВПП 12R/30L, стала 11R/29L!
Спокойно, без паники, на фасаде аэровокзала русским языком написано "Aktau"! Наверное просто полосу повернули на 10 градусов. Или раньше кривым компасом померили направление, а потом нашёлся прямой.
Актау - аэродром совместного базирования, здесь помимо гражданской авиации можно увидеть множество военных аппаратов, в основном Су-27 и Ми-17 из состава 605-й авиабазы ВВС Казахстана. Пишут, что там и Су-25 есть, но их я не видел.
Военная составляющая аэродрома.
Аэровокзал оснащён двумя телетрапами, по одному из которых мы и сошли на
terra firma. Впрочем, изучать его детально мы пока что не имели ни времени, ни возможности.
Наш RA-73169 у телетрапа в Актау. Не пойму только, зачем там 203-й номер гейта, если в терминале всего два рукава?
Очень порадовало значительное упрощение пограничных процедур после нашего прошлого визита в Казахстан. А именно, что теперь не нужно ни заполнять таможенные декларации, ни регистрироваться в полиции по месту пребывания. Предъявил обычный общегражданский паспорт, ответил на один единственный вопрос "зачем приехал?" и свободен. И для россиян есть польза от ЕАЭС!
РВ-шные "Суперджеты" частые гости в SCO - краснокрылые наладили отсюда плотный трафик в Москву и Екатеринбург. Этот RA-89155 скоро улетит в ДМД рейсом WZ4644.
Минусов пожалуй побольше, или точнее, они серьёзнее. А именно, отсутствие вайфая и общественного транспорта. До города больше 20 км и добраться туда можно только на такси. Но заказать его тоже проблема, ибо из-за отсутствия вайфая вы не можете использовать приложение. Надо либо влезать в роуминг, либо покупать местную симку, либо договариваться с бомбилами.
Ақтау халықаралық әуежайы - Международный аэропорт Актау. "Камри" справа - наше "такси".
Первые два варианта меня категорически не устраивали, пошли к бомбилам. Договорились за 4000 KZT (~800 RUR), хотя изначально мужчина просил пять. Притом с нами ещё поехали двое попутчиков. До отеля доехали за полчаса по довольно приличного качества дороге.
Стела на въезде в Актау. Заменила другую, советскую, с надписью "Шевченко".
Ветра в Мангистау завались, и казахи стараются это использовать для своей пользы.
Ехать не скучно, а очень даже весело - по обочинам трассы постоянно попадаются всякие штуки: то стела, обозначающая въезд в город; то группы ветряков; то разные инсталляции, вроде уменьшенной копии местной достопримечательности горы Шеркала; то фигуры каких-нибудь представителей фауны Мангистау.