Я не шибко большой знаток живописи, и имена многих авторов были незнакомы, но в то же время, за этими незнакомыми именами, как оказалось, прятались немало хорошо известных, в том числе и мне ещё даже со школы, картин и сюжетов. Помимо этого, мне очень понравилась коллекция личных вещей, одежды и оружия, принадлежавших российским императорам, начиная с Петра I.
Главный штаб. Думаю, многие тоже узнали эту картину. Антуан-Жан Гро. Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту. 1797 г.
Главный штаб. Шлем, наручи с рукавицами и сабля чинов Собственного Его императорского Величества конвоя. Сталь,
серебро, ковка, гравировка, золочение и пр. Тула, 2-я пол. XIX века.
Посмотрели также выставку импрессионизма и авангарда. Коллекция там сильная. В основе - многочисленные работы Анри Матисса и Пабло Пикассо. Что меня поражает в творчестве именно второго, так это то, как одному и тому же художнику могут принадлежать столь совершенно разные по стилю и смыслу картины.
Главный штаб. Пабло Пикассо. Портрет Бенета Солера. 1903 г.
А всего 5 лет спустя он же рисует уже вот это. Дриада. 1908 г.
Но гвоздь экспозиции альтернативного искусства, конечно, знаменитый "Чёрный квадрат" К. Малевича. Рискну дать свою оценку данной конкретной картине в частности и соответствующим направлениям живописи вообще. На примере Пикассо я уверен, что все эти люди умели и любили рисовать, но в какой-то момент поняли, что поскольку всё действительно великое уже сделано задолго до них, остался один способ достичь славы, хотя бы отдалённо сравнимой с Тицианом и Рембрандтом - эпатаж. Отсюда все эти квадраты, перекошенные рожи, а то и просто лишённая какого бы то ни было смысла мазня.
Главный штаб. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. 1913 г. Почему не очень хороший геометрический чертёж висит в очень хорошем музее, лично мне непонятно.
Хорошо, скажет кто-то. Если всё это действительно просто бездарная и возмутительная пачкотня и ничего больше, почему их картины висят в лучших музеях мира, а искусствоведы с умным видом цокают языками? И на этот вопрос у меня есть ответ. Я называю это феноменом "голого короля", хорошо описанным Андерсеном. Люди, даже зачастую весьма образованные и умные, вращаясь в определённых кругах, боятся показать свои истинные мысли и чувства, дабы не сойти за неучей и отсталых примитивов, не способных ни идти в ногу со временем, ни понять и оценить истинное искусство. Вот и восхищаются "прекрасным" платьем, глядя на голое тело.
Главный штаб. Комната с предметами из Сервиза Евгения Богарне (пасынка Наполеона). Париж, мануфактура Диля и Герара, 1811-1813 гг.
Можно обмануть себя и кучку "эстетов", но люди всегда увидят фальшь. Почему-то пусто было у Малевича и Пикассо, зато народ буквально ломился на выставку Н. Рериха, которая, к нашей удаче, как раз проходила в Главном штабе. Там просто шло какое-то Ледовое побоище, и было отчего - всё-таки Рерих велик! Есть в его картинах какое-то волшебство и тайна, что притягивает к себе людей.
Главный штаб. Николай Рерих. Святогор. 1938/1942 гг.
Ещё понравился зал с работами фирмы Фаберже и других русских мастеров декоративно-прикладного искусства. Не зря всё-таки слово "ювелирный" стало нарицательным. Большая часть её знаменитых яиц хранится здесь же в Питере в одноимённом музее, а в Главном штабе основу коллекции составляют произведения других жанров, но тоже высочайшего уровня.
Главный штаб. Миниатюрная копия императорских регалий. Золото, серебро, платина, бриллианты, сапфиры, жемчуг,
кварцит и пр. Россия, фирма Фаберже. 1900 г. Ну как можно ставить рядом ЭТО и "Чёрный квадрат"?
Главный штаб. Ваза для фруктов в стиле рококо. Хрусталь, серебро, штамповка. Россия, фирма Фаберже. 1910-е гг.
Главный штаб. Скульптурная группа Лейб-Гвардии Казачьего полка. Серебро, эмаль, яшма, лазурит, серебряная нить, литьё,
чеканка, гравировка, шитьё. Россия, фирма Овчинникова. 1875 г. Дар императору Александру II от офицеров полка.
Протоптавшись 4 часа в штабе, пошли обедать в прекрасном расположении духа. Во всяком случае я. Всего за 1000 р. увидеть такое количество настоящих шедевров - это можно назвать большим везением. И если поначалу я воспринимал поход в Главный штаб как вынужденную и малоудачную замену основной экспозиции Эрмитажа, то после этой экскурсии моё мнение резко переменилось. Magnifique!
А вот супруга была, напротив, не очень довольна, ибо примерно все из четырёх часов нашей das Kulturprogramm её думы занимала проблема, где и когда мы, наконец, будем обедать
Главный штаб. Думаю, многие тоже узнали эту картину. Антуан-Жан Гро. Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту. 1797 г.
Главный штаб. Шлем, наручи с рукавицами и сабля чинов Собственного Его императорского Величества конвоя. Сталь,
серебро, ковка, гравировка, золочение и пр. Тула, 2-я пол. XIX века.
Посмотрели также выставку импрессионизма и авангарда. Коллекция там сильная. В основе - многочисленные работы Анри Матисса и Пабло Пикассо. Что меня поражает в творчестве именно второго, так это то, как одному и тому же художнику могут принадлежать столь совершенно разные по стилю и смыслу картины.
Главный штаб. Пабло Пикассо. Портрет Бенета Солера. 1903 г.
А всего 5 лет спустя он же рисует уже вот это. Дриада. 1908 г.
Но гвоздь экспозиции альтернативного искусства, конечно, знаменитый "Чёрный квадрат" К. Малевича. Рискну дать свою оценку данной конкретной картине в частности и соответствующим направлениям живописи вообще. На примере Пикассо я уверен, что все эти люди умели и любили рисовать, но в какой-то момент поняли, что поскольку всё действительно великое уже сделано задолго до них, остался один способ достичь славы, хотя бы отдалённо сравнимой с Тицианом и Рембрандтом - эпатаж. Отсюда все эти квадраты, перекошенные рожи, а то и просто лишённая какого бы то ни было смысла мазня.
Главный штаб. Казимир Малевич. Чёрный квадрат. 1913 г. Почему не очень хороший геометрический чертёж висит в очень хорошем музее, лично мне непонятно.
Хорошо, скажет кто-то. Если всё это действительно просто бездарная и возмутительная пачкотня и ничего больше, почему их картины висят в лучших музеях мира, а искусствоведы с умным видом цокают языками? И на этот вопрос у меня есть ответ. Я называю это феноменом "голого короля", хорошо описанным Андерсеном. Люди, даже зачастую весьма образованные и умные, вращаясь в определённых кругах, боятся показать свои истинные мысли и чувства, дабы не сойти за неучей и отсталых примитивов, не способных ни идти в ногу со временем, ни понять и оценить истинное искусство. Вот и восхищаются "прекрасным" платьем, глядя на голое тело.
Главный штаб. Комната с предметами из Сервиза Евгения Богарне (пасынка Наполеона). Париж, мануфактура Диля и Герара, 1811-1813 гг.
Можно обмануть себя и кучку "эстетов", но люди всегда увидят фальшь. Почему-то пусто было у Малевича и Пикассо, зато народ буквально ломился на выставку Н. Рериха, которая, к нашей удаче, как раз проходила в Главном штабе. Там просто шло какое-то Ледовое побоище, и было отчего - всё-таки Рерих велик! Есть в его картинах какое-то волшебство и тайна, что притягивает к себе людей.
Главный штаб. Николай Рерих. Святогор. 1938/1942 гг.
Ещё понравился зал с работами фирмы Фаберже и других русских мастеров декоративно-прикладного искусства. Не зря всё-таки слово "ювелирный" стало нарицательным. Большая часть её знаменитых яиц хранится здесь же в Питере в одноимённом музее, а в Главном штабе основу коллекции составляют произведения других жанров, но тоже высочайшего уровня.
Главный штаб. Миниатюрная копия императорских регалий. Золото, серебро, платина, бриллианты, сапфиры, жемчуг,
кварцит и пр. Россия, фирма Фаберже. 1900 г. Ну как можно ставить рядом ЭТО и "Чёрный квадрат"?
Главный штаб. Ваза для фруктов в стиле рококо. Хрусталь, серебро, штамповка. Россия, фирма Фаберже. 1910-е гг.
Главный штаб. Скульптурная группа Лейб-Гвардии Казачьего полка. Серебро, эмаль, яшма, лазурит, серебряная нить, литьё,
чеканка, гравировка, шитьё. Россия, фирма Овчинникова. 1875 г. Дар императору Александру II от офицеров полка.
Протоптавшись 4 часа в штабе, пошли обедать в прекрасном расположении духа. Во всяком случае я. Всего за 1000 р. увидеть такое количество настоящих шедевров - это можно назвать большим везением. И если поначалу я воспринимал поход в Главный штаб как вынужденную и малоудачную замену основной экспозиции Эрмитажа, то после этой экскурсии моё мнение резко переменилось. Magnifique!
А вот супруга была, напротив, не очень довольна, ибо примерно все из четырёх часов нашей das Kulturprogramm её думы занимала проблема, где и когда мы, наконец, будем обедать
Последнее редактирование: