Идейный сотрудник службы авиационной безопасности аэропорта «Пулково» отказался досматривать посетителей нового терминала и инициировал судебный процесс, результатом которого может стать свободный от металлоискателей вход в здание аэропорта. По логике инспектора, раз формально посетители еще не являются пассажирами, то и проверять содержимое их карманов должна полиция. Однажды система уже соглашалась с такими аргументами.
Тотальный входной досмотр был введен в российских аэропортах в 2011 году после теракта в «Домодедово». Хотя необходимость проверять посетителей аэровокзалов была закреплена еще двадцать лет назад, но кто конкретно вправе досматривать входящих в терминал граждан, законодательно четко до сих пор не урегулировано.
Такая неопределенность не устроила инспектора САБ «Пулково» – сотрудника ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Александра Кудрявцева, являющегося одним из лидеров профсоюза работников наземных служб аэропорта. По его мнению, ни один закон или иной нормативный акт не наделяет работников службы авиационной безопасности правом проверять посетителей терминалов. Ведь обязанности САБ – проводить доскональный предполетный досмотр пассажиров, проходящих в так называемую стерильную зону.
Зарегистрировавшись на рейс, гражданин как бы соглашается и с досмотром, и с действующими запретами на провоз вполне легитимных товаров (жидкостей, колюще-режущих предметов). Тогда как терминал является публичным местом, в него вправе входить каждый и нести все, что не запрещено законом. Досматривать такого добропорядочного гражданина вправе исключительно правоохранительные органы, и только имея веские основания подозревать его в подготовке к преступлению (в том числе теракту).
Из идейных соображений Александр Кудрявцев отказался заниматься незаконной, по его мнению, проверкой входящих в терминал Пулково. После длительной переписки (рапортов, заявлений и ответов на них) руководство ООО «ВВСС» приняло решение об увольнении конфликтного сотрудника.
Стороны спора, который сейчас рассматривается Московским районным судом, ссылаются на одни и те же законы и многочисленные инструкции и регламенты. Директор по правовым вопросам ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Сергей Крылов утверждает, что обязанность обеспечивать безопасность возлагается на собственников объектов транспортной инфраструктуры, в том числе управляющую компанию петербургского аэропорта. Еще 25 января 2011 года (меньше чем через день после взрыва в «Домодедово») генеральный директор «ВВСС» издал распоряжение об организации у входов в терминалы (тогда еще Пулково-1 и Пулково-2) постов досмотра всех входящих лиц. Действующие правила обязывают оборудовать такие пункты рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями, а проводить проверки посетителей так называемой свободной зоны обязаны сами субъекты транспортной инфраструктуры.
«В целях предупреждения террористических акций на объектах аэропортов, в том числе на... входах в аэровокзал и в зданиях аэровокзалов, а также в зонах контроля пассажиров и пунктах досмотра проводятся согласованные с органами внутренних дел мероприятия по предупреждению и пресечению преступлений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности», – констатирует Сергей Крылов.
Позицию мятежного инспектора Александра Кудрявцева разделяет генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев. САБ аэропортов не входят в перечень органов, которые имеют право осуществлять оперативно-разыскную деятельность или противодействовать терроризму. «Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются задачей органов внутренних дел. Круглосуточная работа пунктов досмотра требует значительного отвлечения персонала САБ от основной деятельности – обеспечения авиационной безопасности, привлечения дополнительных людских и материальных ресурсов и является крайне затратным мероприятием, расходы на которое не покрываются существующими сборами с авиаперевозчиков, и до настоящего времени не определен механизм компенсации затрат на этот вид деятельности», – убежден Виктор Горбачев.
У полиции также нет юридических оснований для того, чтобы взять на себя дополнительную работу. «Нормы закона о транспортной безопасности не предусматривают непосредственной обязанности полиции по участию в проведении досмотра посетителей на входах в аэровокзальные комплексы. Вместе с тем в рамках укрепления кадрового состава линейного отдела МВД России в аэропорту «Пулково»... проводятся организационно-штатные мероприятия, по результатам которых предусматривается увеличение штатной численности сотрудников полиции, задействованных в обеспечении общественного порядка и безопасности на объектах транспортной инфраструктуры», – констатирует начальник Главного управления МВД России на транспорте Дмитрий Шарабаров.
Правда, сам Александр Кудрявцев не против, чтобы проверкой посетителей занимались сотрудники управляющей компании, но не САБ, а службы транспортной безопасности. Последние должны проходить специальную подготовку, которой у инспекторов службы предполетного досмотра нет.
Независимые эксперты не видят нарушений. «САБ наделена правом проводить досмотр граждан, проходящих на территорию аэропорта, – убежден Алексей Добрынин, руководитель уголовно-правовой практики юридической компании Pen&Paper. – У гражданина (не пассажира) есть право выбора: он может не заходить на территорию аэропорта, если ему не нравится процедура досмотра. К тому же она сводится к сканированию его вещей – совершенно безболезненная и безобидная процедура».
В Северо-Западной транспортной прокуратуре журналисту «Фонтанки» сообщили, что заявление экс-инспектора Кудрявцева к ним поступало и было рассмотрено, однако надзорное ведомство усмотрело в ситуации банальный трудовой конфликт и перенаправило жалобу Государственную инспекцию труда в Санкт-Петербурге. Это было в мае текущего года, ответа от инспекции Кудрявцев не получил до сих пор.
Любопытно, что еще два года назад скандал о досмотре посетителей разгорелся в «Шереметьево» – депутат Госдумы Максим Шингаркин отказался проходить досмотр без полиции, а конфликт с САБ закончился рукопашной схваткой. В Межрегиональной транспортной прокуратуре тогда не нашли в действиях парламентария преступления, констатировав, что «в соответствии с действующим законодательством сотрудники САБ не наделены правом досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них при входе в здания аэровокзалов».