пиротехник Александр, подскажите, пожалуйста, насколько я помню, по российским нормам можно провозить в ручной клади перочинный ножик с длиной лезвия до 60 миллиметров? Решение об этом принимает только САБ или авиакомпания также может ограничить провоз перочинных ножиков? Если это так, то можете привести ссылку на нормативный документ?
В российском законодательстве в части обеспечения авиационной безопасности правоприменительным законом(правилами) в отношении граждан(пассажиров) в частности является приказ Минтранса РФ №-104(Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров) который регламентирует ,собственно,правила предполетного досмотра и досмотра послеполетного .Эти правила обязательны к исполнению не только гражданами,пассажирами а и всеми субъектами право применения этих правил,что прописано в этих правилах. Конкретно в этих правилах(приказе Минтранса РФ №-104) означено :
2. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления предполетного и послеполетного
досмотров пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей
воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна,
грузов и почты.
3. Настоящие Правила обязательны для исполнения
сотрудниками службы авиационной безопасности
аэропорта, авиационного предприятия,
эксплуатанта (далее
-
служба авиационной безопасности) и
сотрудниками органа внутренних дел на транспорте, участвующими в проведении предполетного и
послеполетного досмотров
, администрациями аэропортов, авиационных предприятий,
эксплуатантов,
пассажирами, а также иными лицами, осуществляющими свою деятельность на территориях аэропортов."
Таким образом какая либо авиакомпания (эксплуатант),в частности, обязана исполнять эти правила а не изобретать что то свое и по своему разумению в части правил и процедур по авиационной безопасности если какая либо авиакомпания посредством своей САБ участвует в проведении предполетного досмотра или проводит этот досмотр. Если предполетный досмотр проводится САБом аэропорта то и САБ аэропорта обязан исполнять правила предполетного досмотра в соответствии с оными а не по каким то хотелкам,какой то авиакомпании.Какие либо изменения,дополнения в эти правила в части каких то процедур,каких то ограничений или запретов, в праве вносить федеральный орган государственной власти,а именно -Минтранс РФ.
В отношении каких то запретов,ограничений в провозе каких то предметом и веществ гражданами,пассажирами в правилах предполетного и послеполетного досмотров определен перечень предметов и веществ
запрещенных (разрешенных с соблюдением
требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа
и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах.В этом перечне в ряду предметов и веществ имеющих ограничения или запрет в провозе на ВТ на постоянной,так сказать,основе отсутствует запрет или ограничение в провозе пассажирами при себе или в ручной клади каких то колющих и режущих предметов длина лезвия которых менее 60 мм.Есть упоминание(установка) что такие предметы(колющие,режущие) с длинной лезвия более 60 мм. перевозится только в зарегистрированном багаже....
НО...Но в этих правилах,в приложении 1 этих правил, есть такой глаголь ,цытата :"
Администрация аэропорта, авиапредприятия, эксплуатанта вправе принимать решение о введении
дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности на рейсах с повышенной
опасностью,
вследствие чего запрещать перевозку в салоне воздушного судна следующих предметов:
штопоры;
иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование);
вязальные спицы;
ножницы с длиной лезвия менее 60 мм;
складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи с длиной лезвия менее 60 мм."
Таким образом,исходя из этого глаголя в правилах проведения предполетного и послеполетного досмотров из перечисленных субъектов эксплуатант,т.е. какая то авиакомпания вправе принимать решение ....Любое же решение должно иметь обоснование,о чем и прописано в этом глаголе- дополнительные меры по обеспечению авиационной безопасности на рейсах с повышенной
опасностью...Если,предположительно,какая то авиакомпания запрещает перевозку в ручной клади,пассажирами перочинных,в частности,ножичков с лезвием длиной менее 60 мм. то этот запрет должен быть а) обоснованным;б) о запрете этом пассажиры должны быть проинформированы,как минимум,о чем гласит тот же приказ минтранса РФ №-104 в порядке организационно-технических мероприятий по досмотрам,а именно : "
информирование пассажиров о целях и порядке прохождения досмотров на всех этапах обслуживания, об их правах и обязанностях, о перечне опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушных судов, и об ответственности за их незаконный провоз"...Равно эти же обязанности,в случае реализации права на введение дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности на рейсах с повышенной опасностью аэропортом ,вменяются и аэропорту....Таким образом какие то запреты в провозе чего то,так сказать,сверх того что прописано в правилах предполетного досмотра,в качестве дополнительной меры по обеспечению авиационной безопасности может и должно быть обоснованным а не ,так сказать,от балды. ...
Вот как то так...
Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров(Приказ Минтранса РФ №-104) является доступным для граждан НПА ФЗ РФ ,вот он -
https://rg.ru/2007/08/17/polet-dok.html