Реестр Як-38

Nockson

Местный
Реестра Як-38 где-либо в сети мне найти не удалось, хотя это машина очень примечательная и интересная. Некоторое подобие такого реестра было в замечательной книге Ефима Гордона "Yakovlev Yak-36, Yak-38 & Yak-41: The Soviet 'Jump Jets'" - там в приложении был представлен довольно обширный список самолётов. Взяв этот список за базис, я создал реестр на Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_штурмовиков_Як-38. Собственно, приглашаю участников форума поделиться информацией или фотографиями по этой теме, а я буду вносить данные в реестр.
Несколько запросов с моей стороны:
1) Очень интересуют фотографии Як-38, которые после списания гнили в Саках в ожидании утилизации - их мне удалось найти не так много, хотя именно там можно было разглядеть заводские номера самолётов.
2) Интересуют фотографии Як-38М на борту ТАКР "Баку", т.к. НАТОвские фотографии того времени не позволяют разглядеть бортовые номера машин.
3) Интересуют фотографии Як-38, участвовавших в операции "Ромб". Хотелось бы определить привязку бортовых номеров этих машин к серийникам из общего реестра, так как пока известно лишь про борт "53", да и то данные под вопросом. Кроме того, хочется узнать какой конкретно борт там разбился.
4) Возможно кто-то что-то знает про службу Як-38М, который теперь установлен как памятник в городе Артём в Приморском крае. Раньше самолёт имел бортовой номер "90" и, вероятно, поздний "серый" окрас. Может кто-то знает его заводской номер?
5) Очень интересна какая-либо информация про Як-38М "40 жёлтый", который имел необычный двухцветный серо-зеленоватый камуфляж, а также не нёс знаков принадлежности - ни красных звёзд, ни флага ВМФ. У меня есть только две его фотографии - на борту неизвестного ТАКРа и на отстое в Саках в 1990-х.
 
По этому самолет мне удалось найти только таблички с номерами на пилонах. Хотя, они похоже, к серийнику отношения не имеют. Писал про них на соседнем форуме:
http://forums.airforce.ru/showpost.php?p=86893&postcount=352.
Где еще имеет смысл поискать серийник на нем? Возможность такая есть.
 
Алексей
Нет, думаю что это скорее как-то относится к заводским номерам самих пилонов. У Як-38 на пилонах сбоку обычно писали краской пять последних цифр з/н, кроме того уже на балочных держателях иногда указывали серийный номер самолёта (четыре цифры), к которому они были прикреплены. Видимо в ходе установки памятника заводские номера были закрашены (к сожалению это относится к большинству Як-38, выставленных в виде памятников или в музеях).
Кстати по бортовому номеру: а какого года ваша фотография? Я знаю, что в 2006 году самолёт имел номер "87".
Теперь про поиск заводского номера, он может быть в следующих местах:
* на боковых стенках отсека носовой стойки шасси (на одной из стенок обычно написан номер целиком красной краской, а на других его последние 5 цифр чёрной);
* на крышках отсеков задних стоек шасси;
* сбоку в центре пилонов;
* на боковых поверхностях верхней крышки отсека подъёмных двигателей.
В принципе номер может быть написан ещё где-нибудь, стоит ориентироваться на сочетания из пяти цифр.
 
"Новый" Як-38, находившийся в цехах Саратовского авиазавод был перевезен в Энгельс. Ожидается что он будет выставлен на территории Музея Дальней Авиации
 
Алексей
Благодарю. Интересно, зачем они номер то меняют.
dexter
Спасибо за информацию. А что он там в цехах делал? Ремонт или это какой-нибудь экземпляр для стат.испытаний?
 
Некоторые изменения или дополнения к Вашей статье в Wikipedia. Самолёт под номером 0311(третья машина одиннадцатой серии) построили и оборудовали КЗА в Саратове для ЛИИ им. М.М.Громова. На нём продолжались работы по отработке методики взлёта ВКР, посадки с "проскальзыванием",а так же снимались характеристики силовой установки. С 1981г. машина находилась в Саках, где и началась эта работа. Летал на самолёте летчик-испытатель ЛИИ Назарян В.В. Затем программу повторяли военные летчики-испытатели. В 1982г. самолёт перелетел на аэродром Пристань- Романовка,где продолжились работы, но уже на ТАКР "Минск".Осенью 82г. самолёт отправился в поход. Специалисты МАП и ЛИИ присоединились к кораблю только в феврале 1983г. На базе Камрань- Вьетнам. Там продолжились испытания в условиях повышенной влажности. Есть кадры снятые операторами ЛИИ- демонстрировались в одной из передач "Смотр".Затем машину со всем оборудованием передали военным для подтверждения результатов испытаний. Самолёт летал под Феодосией в Кировском . Я думал, что в Киеве стоит в экспозиции эта машина, так как номер совпадает. Так же интересна судьба самолёта под номером 0315 бортовой 15 (третья машина пятнадцатой серии). Его так же построили и оборудовали на САЗе. Самолёт летал по программам ЛИИ. Летали лётчики-испытатели МАП: Назарян В.В., Лобас Л.Д., Заболоцкий В.В. К сожалению машина погибла при подготовке к Мосаэрошоу-92. http://i068.radikal.ru/0807/84/c5fa00dd3020.jpg. На снимке- взлёт с грунта.
 

Не знаю, нашел только такое крохотное фото
 
Badly
Благодарю за дополнения! Про машину с бортовым "15" читал, но не знал серийник. По первой машине - так у неё был бортовой "46"? В Киеве согласно Гордону стоит 0104.
dexter
Спасибо! Судя по окрасу это Як-38М поздних серий (хотя есть вероятность, что это Як-38 бортовой "46", который также имел серый окрас). Очень хочется поскорее увидеть его в музее.
 
Последнее редактирование:
http://s018.radikal.ru/i521/1202/99/07c7d4c44f18.jpg

Бригада ЛИИ на полётной палубе "МИНСКа" Номер хорошо читается.

"Иных уж нет ,а те далече..."


---------- Добавлено в 21:00 ----------


Вот на соседней ветке: БРРР...http://aviaforum.ru/threads/11907&page=166
 
Nockson, отличная ветка, просто супер!!! Давно такого энергичного начала не было. Ну, разве про Ту-22 ещё...
 
Последнее редактирование:
Badly
Спасибо за фотографию, скоро внесу новые данные в реестр.
Видео это видел, очень грустно. Особенно потому, что там было много М-ок, который своего ресурса так и не выработали (5-6 лет не самой интенсивной эксплуатации).
Тем не менее видео пригодилось, так как на нём удалось заметить борт "79 синий", фотографий которого я нигде не нашёл.
 
Badly
Появилось два вопроса по упомянутым вами машинам.
По 0311 - вы написали, что он в феврале 1983 года летал с "Минска" в Южно-Китайском море, согласно же Гордону эта машина уже в конце 1983 летала с "Новороссийска" в Атлантике под управлением военного лётчика-испытателя Васенкова. Это было до полётов с авиабазы Кировское?
По 0315 - самолёт с бортовым "15" летал на Дне авиации в Жуковском в 1991 году. Не знаете, это был он? Вот найденная на просторах интернета фотография.
 
Вполне вероятно. Самолёт передали военным. Они по полной программе воспользовались возможностью прокатиться по всем морям, имея оборудованную машину. Васенков летал на 311 ещё в Саках. ЛИИ в поход в Атлантику не брали. На счёт Кировской: военные, вроде, там базировались.
В 91 на Дне авиации летал именно этот борт-315. Корабли на речке гонял струёй от подъёмных двигателей.
 
Badly
Ещё раз спасибо!
А серийного номера Як-38У, что с ним вместе должен был лететь не знаете? (борт "24") (виноват, это 0307 судя по всему)
Кстати, я видел видео, где на каком-то МАКСе летал Як-38М в сером окрасе. Скорее всего это борт "88 жёлтый". Не знаете, когда это было? Есть его фотография на земле на МАКС-1993.
 
Последнее редактирование:
Ни у кого нету этой фотографии более высокого разрешения? На ней видно, что сверху на внутренней стороне крышки отсека ПД написаны пять цифр заводского номера. Мне кажется,что там 30422, но хотелось бы убедиться точно. Судя по структуре номера (3*4**) это машина из седьмой партии, скорее всего 0707. На фото В. Г. Панасенко, один из летавших в Афганистане вертикальщиков.
 
Nockson,
Довольно серьёзный подход к реестру! Судя по приведенным источникам использовалась только книга Гордона?
Вот здесь найдете интересные фотографии.

Не нашел самого главного - места службы Як-38:
299 иикшап 33-й цбп и плс ВМФ (в/ч 10535)(Новофедоровка), позже 299-й иикап
311 окшап ВВС ТОФ (в/ч 99316)(Пристань)
279 окшап ВВС СФ (в/ч 98613)(Североморск-3)
3-е управление ГНИКИ ВВС (в/ч 36851)(Кировское)
------- -------------------- ------------------
Вопрос от меня - Известно ли когда был выполнен последний полёт на Як-38 ?
Удачи!
 
Последнее редактирование:
APKAH
Стараюсь! Ну скажем так, основная часть из Гордона, остальное - по крупицам из разных книг, с сайтов, по фотографиям. Просто я пока почти не проставлял сносок на утверждения. Гордон хорош тем, что почти всегда, когда есть возможность, приводит заводской/серийный номер описываемой машины. Это позволяет легко проследить историю каждого отдельного Яка. А со споттерс я уже скачал все фотографии, как и со многих других подобных сайтов.
---
Спасибо за номера в/ч. Не совсем понял почему у 299-го иикшап в качестве базы указан Очаков, а не Новофёдоровка. Тут же можно упомянуть и Ахтубинск, где они тоже полетали ого-го.
---
Про точную дату последнего полёта не знаю. Согласно Гордону последний полёт Як-38У совершил на МАКС-1995, видимо 26 августа.
 
Да, действительно, полк базировался в Саки на а/д Новофедоровка, вероятно произошла путаница когда из-за ремонта полосы в Саки в 1987-1989 годах, 299-й полк на время "переселили" в Николаев, а смежный 100 киап как раз в Очаков...

Планируется ли размещать фотографии Як-38 со "споттерса" в правую колонку для фотографий ?

Еще маленький нюанс - по поводу бортовых номеров в реестре. К примеру чтобы найти например борт с номером "03" приходится просматривать весь реестр вручную или около 40-50 раз кликать по поиску искать все упоминания "03" на странице...это очень долго и проблематично. К примеру у себя в реестре я указываю перед бортовым номером , применив в поиске "№03" я нахожу исключительно бортовые номера, так намного проще и удобнее.
А то к примеру у меня есть фотографии машин, и мне приходится искать номер каждой вручную что-бы проверить есть они или нет у вас на сайте.

В дополнение машины 299-го полка принимавшие участие в операции "Ромб": №25, №53, №54, №55.
 
APKAH
Понял, добавлю № перед бортовыми.
---
По фото - я имею право размещать в Википедии только фотографии, авторы которых дали подтверждённое через службу OTRS разрешение. При чём специфика Википедии требует, чтобы на фото не было копирайтов, а также они были загружены под свободной лицензией (то есть разрешено в том числе и коммерческое использование при условии ссылки на автора). Не каждый согласится на такое, хотя многие авторы с RP и airliners фото нам предоставили. Если вы знаете кого-то из фотографов лично, и они согласны на такие условия, то сообщите мне - я свяжу их с одним из членов службы OTRS.
---
По афганским Якам - да, у меня тоже есть эти фото+два изображения из книги Гордона (слева он до перекраски). Почему то я ни разу не видел машины с бортовым "54" - может именно она разбилась?