Не знаю, когда родился автор поста под ником as23jp, да и не знаю имени, но знаю, что с этим самолётом - ЯК-38 происходило много всяких происшествий и об одном из них я сейчас расскажу, хотя сам я был далёк от пилотирования этого самолёта, поскольку сам я летал там же в гарнизоне Саки на ТУ-22.., но у меня были и хорошие друзья и даже соседи по квартире, - лётчики ЯК-38-го и они мне много чего рассказывали... Был у меня хороший друг, лётчик ЯК-38, зам ком АП п.п-к Кривуля, который и стал "героем" данного случая... Рассказал мне эту историю сам Кривуля... Случилось так, что однажды (в начале 1980-го года), Кривуле предложили участвовать в эксперименте-испытании этого СВВП (самолёта вертикального взлёта и посадки), вообще-то об этом случае я здесь на ветке уже раньше рассказывал. Суть эксперимента-испытания - проверить возможность применения этого самолёта в войне в Афганистане, причём совместно с лётчиком- испытателем, имя которого я не запомнил... Паре - лётчик-испытатель - ведущий, Кривуля - его ведомый, поставили задачу: взлететь парой с подготовленной, но горной площадки с подвешенными бомбами у обоих, затем выйти в назначенную точку и там совершенно неожиданно для душманов произвести сброс этих бомб (т.е. произвести прицельное бомбометание по группе моджахедов, закрепившихся в ущелье)... Произвести подобную атаку с обычных самолётов-штурмовиков типа СУ-25 не представлялось возможным в силу некоторых причин (в основном, из-за сравнительно высокой скорости полёта, из-за которой нанести удар точно в это ущелье было невозможно)... Короче, два ЯК-38-х доставили в закрытое для душманов высокогорное место, там команда тех обслуживания полностью подготовила пару и подвесила максимальное для этого типа количество бомб (типа ФАБ) и рано утром пара взлетела... Пара была скрыта от душманов в низине, за которой следовал серьёзный перевал, который сразу после взлёта предстояло преодолеть, а затем сразу должен был последовать удар по душманам (т.е. место взлёта было выбрано сравнительно близко от места удара, иначе ЯКи не смогли бы поднять боевую нагрузку)... Вобщем, пара взлетела и пошла в разгон и набор высоты для преодоления находящегося у пары впереди перевала, в этом была сложность... Как рассказывал Кривуля, он сразу со взлёта понял, что возможности ЯКа, в условиях высокогорья и серьёзной жары, буквально на пределе и поэтому с тревогой продолжал набор высоты и скорости... Его ведущий (напомню, - это был лётчик-испытатель по ЯКам) при подходе к перевалу не выдержал и сбросил свои бомбы.., а Кривуля, скрепя сердце, выдержал острый момент и буквально в нескольких метрах пройдя над перевалом, продолжал полёт парой за ведущим и далее по прибытию к ущелью,где укрывались душманы, по команде ведущего сбросил все свои ФАБы точно в это ущелье... Как оказалось, - удар был и неожиданным и очень эффективным, группа душманов была уничтожена... В результате этого очень успешного (особенно для Кривули) вылета он получил Орден БКЗ (Боевого Красного Знамени или Звезды, сейчас уже точно не помню), - какие награды получил тогда испытатель я как-то забыл поинтересоваться...