Эксплуатанты Ту-22:
◙ 8 ГНИИ (в/ч 18374)(Ахтубинск) – Ту-22
◙ 43 ЦБП и ПЛС ДА (в/ч 74386)(Дягилево) – эксплуатация Ту-22Б, П, У (на 1967 г. – 7 Ту-22У)
◙ 15 одрап ВВС БФ (в/ч 49206)(Чкаловск) – эксплуатация с 1962 г. по июнь 1989 г. (Ту-22Р, Ту-22П, Ту-22У)
Полк закончил эксплуатацию Ту-22 в июне 1989 года и пересел на Су-24, всего ВВС БФ и ЧФ получили около 80 Ту-22. Уцелевшие борта были переданы в Саки, Зябровку и Нежин.
◙ 203 тбап (в/ч 26355) 22 тбад 46 ВА ВГК (Барановичи) – эксплуатация с 1962 по 1994 г. (на 1989 г. – 21 Ту-22К/П (с 1966 г.), 8 Ту-22П, 3 Ту-16У)
С 1962 г. эксплуатация первых Ту-22А/Б. Машины полка несли эмблему в виде орлов с георгиевской лентой в когтях на бортах 3 аэ (работали в Афганистане)
1
◙ 290 одрап (в/ч 65358) 46 ВА ВГК (Зябровка) – эксплуатация с 1964 по 1994 г. (на 1989 г. – 21 Ту-22Р/РДМ, 3 Ту-22П, 6 Ту-22У)
«В 290-м полку были номера №60 – №69 (1 аэ), №70 – №79 (2 аэ), №80 – №90 (3 аэ). Во второй половине 80-х годов (предположительно в 1986 г.) самолёты сменили бортовые номера на №11 – №19 (1 аэ), №21 – №29 (2 аэ), №31 – №39 (3 аэ). №40 – №45 Ту-22У и Р были в УАЦ.
Наличие АТ на 1984 год: Ту-22Р (21), Ту-22П (3), Ту-22У (6), Ту-134УШС (1)
Наличие АТ на 08.08.1991: Ту-22Р (8 Р, 12 РДМ + 3 Б в УАЦ), Ту-22П (4), Ту-22У (5 + 3 в УАЦ), Ту-134УШС (1)
Самолёты на утилизацию в Энгельс перегоняли своим ходом, причём на некоторых машинах в Энгельсе пришлось снимать двигатели и самолётами ВТА перевозить обратно, устанавливать на самолёты и только тогда их перегонять. В Зябровке осталось лишь 2 борта – Ту-22Р №43 и Ту-22РД №19.
◙ 121 гв. тбап (в/ч 15486) 33 тбад 46 ВА ВГК (Мачулищи) – эксплуатация с 1964 по 1994 г. (на 1989 г. – 22 Ту-22К/КП, 8 Ту-22П, 4 Ту-22У)
Первые Ту-22Р поступили в 121 гв. одрап в 1964 г., эксплуатировались до 1967 г. Ориентировочно в 1965-1967 годах в полк начали поступать Ту-22К, в 1969 г. полк преобразован в 121 гв. тбап. С 1988 по 1991 года из-за ремонта ВПП полк временно находился в Барановичах. Эмблема полка – орёл (скопированный с Севастопольского памятника погибшим кораблям), в лапах которого щит с российским триколором и цифрами «121»
1
◙ 30 одрап ВВС ЧФ (в/ч 56126)(Саки-4 / Октябрьское) – эксплуатация с 1965 по 1993 г. (на 1989 г. – 32 Ту-22Р/П/У)
Полк начал переучивание на Ту-22 в мае-июне 1965 года. Так продолжалось вплоть до 1967 г. включительно. Полёты постоянно запрещали, так как в это время посыпалась череда аварий и катастроф 22-х. С 1965 по 1979 в полку были три АЭ на Ту-22:
1 АЭ (65-79гг): 50(Р), 51(Р), 52(Р), 53(Р), 54(Р), 55(Р), 56(Р), 57(Р), 58(Р), 59(Р), 60(ПД,РМ-? с Резедой ???). Все почему то говорят, что это были самые старые машины- "бомберы"-???)
2 АЭ (65-79гг): 10(РД), 11(РД), 12(Р), 14, 15(Р), 16, 17Р, 18(Р), 19
3 АЭ (65-79гг): 20(ПД), 21(Р), 22(ПД), 23(ПД), 24(Р), 25(Р), 26(ПД ), 27(ПД), все самолёты ПД получены с Казанского завода, 04(У), 09(У).
В 1979 году из за потерь в технике 3 АЭ стала 2-й АЭ, а вновь образованную 3 АЭ посадили на Ту-16. Первая спарка Ту-22У №06 получена в 1965 году. В 1988 г. полк перебазировался на а/д Октябрьское.
В 1989-1990 годах из 15 одрап были переданы десять Ту-22, в числе которых пять Ту-22Р: №86, №96, №10, №43, №89.
После сокращения 30 одрап, 30.12.1993 на базе полка была сформирована 198 одраэ. Командиром был назначен п/п-к Повечеровский Олег Николаевич (последний год он был зам. командира АП), его замом назначили Кулика Ю., начальником штаба - Кардаш Г., штурманом - Политов А., замполитом - Липатов Л., нач. разведки - Энзель, нач. ВТП - Неводничий. В ОДРАЭ было 12 экипажей. В БИЮК (а/д Октябрьское) полк ушёл в составе 2-х аэ на Ту-22 и 3-й аэ на Ту-16. 31.08.1995 одраэ была сокращена. Полк принадлежал России до последнего дня.
◙ 199 одрап (в/ч 13656) 46 ВА ВГК (Нежин) – эксплуатация с 1965 по 1998 г. (на 1989 г. – 19 Ту-22Р/РДК, 3 Ту-22П, 3 Ту-22У)
Состав на начало 1995 г.: 10(?) Ту-22Р, 1 Ту-22РДК, 3 Ту-22ПД, 4 Ту-22УД. Последний полк использовавший Ту-22 до июля 1998 г. До 2001 г. все украинские строевые Ту-22 утилизировали.
◙ 341 тбап (в/ч 27882) 15 тбад (Озёрное) – эксплуатация с 1965 по 1997 г. (на 1989 г. – 21 Ту-22К/КП, 8 Ту-22П, 3 Ту-22У)
В 90-е переименована в 18-ю АБ (?). Состав на начало 1995 г.: 12 Ту-22К, 6 Ту-22КП, 3 Ту-22У. Машины полка несли эмблему в виде
дракона), в середине 90-х самолёты перегнали для утилизации на а/д Белая Церковь, 02.04.1996 совершён последний перелёт двух бортов на 148 АРЗ (а/д Белая Церковь)
1
◙ 444 тбап 30 ВА ВГК (Воздвиженка) – Ту-22К
К марту 1968 г. весь лётный и технический состав полка подготовлен к эксплуатации Ту-22. В полк были переданы 6 машин. Но в последний момент решение на переоснащение было отменено, экипажи вернулись к эксплуатации Ту-16. Полк должен был оперировать на тихоокеанском ТВД. Причина не известна (требование ГШ).
◙ УАЦ (в/ч 65358-У)(Зябровка) – учебный авиационный центр – Ту-22Р, У
«Приблизительно с 1986 года УАЦ стал как бы отдельной единицей с приставкой У, подчиняясь непосредственно Москве. Тогда же произошло и переименование бортов. Одно можно сказать точно: в Энгельсе разделывали самолёты с номерами на 40 из УАЦ»
«Стоянка УАЦ – это понятие условное. УАЦ ведь создавался лишь как временное явление. Л/с и техника туда прикомандировывались из разных частей, поэтому у них пожалуй все временное было».
◙ 6212 блат (в/ч 25855)(Энгельс) – утилизация Ту-22 (1993-200?)
На 2000 год имелось 92 Ту-22 разных модификаций (требуется подтверждение).
◙
Ирак – с начала 1974 г. – Ту-22Б+У (12+2)
1 2 3
7 Sqn – Al-Taqaddum AB
В войне с Ираном в 1980-1988 годах потеряно 7 машин, остальные уничтожены бомбардировками НАТО в январе 1991 года. Данные от одного из бывших наших инструкторов в Ираке: на 1984 г.(?) спарки: №08, 09. Боевые: №11, 12, 14, 15, 16, 17, 18.
1 2 3
◙
Ливия – с лета 1976 г. – Ту-22Б+У (10+2), Ту-22Б – экспортный вариант, как и для Ирака переоборудовался из строевых Ту-22Р
1
1110 Sqn – Al-Jufra/Hun AB – первоначально эскадрилью разместили на авиабазе на берегу Средиземного моря, километрах в пяти от Триполи. Но из-за морского климата, техника стала энергично коррозировать. Тогда ливийское правительство решило построить авиабазу в пустыне. Место выбрали примерно в тысяче километров на юг от Триполи, в оазисе Эль-Джофра. Туда же перевели и командование ВВС. Советские инженеры и рабочие по советскому же проекту воздвигли шикарнейшую авиабазу, какой и в СССР не было. Встречаются утверждения, что с апреля 1979 года советские пилоты использовали Ту-22 ливийских ВВС для отслеживания действий западных флотов в Средиземном море. Ливийские Ту-22 участвовали в войне Уганды с Танзанией (1978-1979), в гражданской войне в Чаде (1980-1981), в чадско-ливийском конфликте (1981-1987). По неподтверждённым данным, две машины были сбиты (одна – ЗРК «Куб», вторая - ЗРК «Hawk»).
Страница обновляется по мере поступления новых данных. Ваша информация, дополнения, корректировки и комментарии приветствуются – они помогут нам вместе в освоении истории Ту-22!