Вот интересно, почему у наших один большой парашют, а у янки пучок маленьких.
И есть ли на Союзе второй, резервный парашют?
Научно-исследовательский институт парашютостроения ‒ единственная структура в России, которая разрабатывает все виды парашютов. Благодаря работе института в сегменте космических парашютных систем наша страна ‒ лидер на мировом рынке.
В стенах НИИ когда-то была создана система для приземления Юрия Гагарина, а сегодня проходят испытания парашюта для перспективного космического корабля «Федерация». Системы, разработанные здесь, обеспечивали мягкую посадку и внеземным «десантникам» ‒ автоматическим посадочным зондам и планетоходам.
Как устроены «космические» парашюты и чем посадка на Марс или Венеру отличается от возвращения на Землю ‒ читайте в нашем материале.
«Дорога в космос начинается с Киржача»
Легендарный НИИ парашютостроения, который сегодня входит в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех, в следующем году отметит свой 75-летний юбилей. За годы существования институтом разработано свыше 5000 видов парашютной техники и более 1000 образцов внедрено в серийное производство.
Не менее известен, чем сам институт – его летно-испытательный комплекс. Летная база на окраине города Киржач открылась на заре космонавтики – в мае 1959 года. Здесь проходили тренировки первого отряда космонавтов. «Дорога в космос начинается с Киржача», – так говорил Юрий Гагарин о летном комплексе НИИ парашютостроения. Помимо Гагарина парашютную подготовку в Киржаче проходили практически все советские космонавты: Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Павел Беляев и многие другие.
Фото: Роскосмос
Впрочем, в Киржаче тренировались перед полетом не только сами космонавты, но и космические корабли. На базе комплекса испытывались парашютные системы практически всех отечественных космических аппаратов. Специалистами НИИ парашютостроения были созданы парашюты для приземления спускаемых модулей кораблей «Восток», «Восход», «Союз», а на очереди – и перспективная «Федерация».
Системы НИИ парашютостроения обеспечивали мягкую посадку не только на Землю. Здесь были созданы парашюты для спускаемых модулей межпланетных станций «Венера», «Марс», «Зонд» и «Луна».
Мягкая посадка: от «Востока» до «Федерации»
Космическая одиссея НИИ парашютостроения началась в 1961 году, когда на орбиту отправился корабль «Восток» с первым космонавтом Земли. Возвращался Юрий Гагарин с помощью парашютной системы, созданной в институте. История этого возвращения была описана в подробностях не раз. Но почему-то многие до сих пор уверены, что Юрий Алексеевич вступил на Землю из кабины спускаемого аппарата. На самом деле он катапультировался и спустился на землю на парашюте.
Сам спускаемый аппарат «Востока» массой почти 2,5 тонны был оснащен парашютной системой, которая состояла из нескольких парашютов: вытяжного, тормозного и основного, купол которого превышал 500 кв. метров. Вытяжной предназначен для ввода купола основного парашюта, тормозной – снижает скорость спускаемого аппарата до значений, когда свою работу может начать основной купол.
Однако, помимо этого, «Восток» также имел катапультируемое кресло, в котором сидел космонавт, прямо в скафандре. И такая катапульта выполняла функцию не только средства для аварийной ситуации, но служила и для посадки. Катапультируемое кресло было снабжено двумя парашютами: основным площадью 83,5 кв. метра и запасным – с куполом в 56 кв. метров, который вводился в случае отказа основного. В то время более безопасного метода приземления еще не придумали.
Посадка спускаемого аппарата корабля «Союз МС-15». Фото: Роскосмос
С конца 1960-х годов доставлять космонавтов на орбиту стал космический корабль «Союз». Корабль нового поколения был оснащен основной и запасной парашютными системами и тормозными посадочными двигателями. Основная парашютная система также состояла из трех парашютов, купол основного из них был площадью 1000 кв. метров. Был также запасной парашют площадью 574 кв. метра.
В 2016 году состоялся первый полет «Союза МС». Модернизация затронула практически каждую систему пилотируемого космического корабля, в том числе и парашютную. Эти корабли также снабжены многокаскадной парашютной системой: сначала выводится вытяжной, затем тормозной, а после основной парашют. Запасной парашют площадью 590 кв. метров срабатывает в случае выхода из строя основного.