Мнение ШПЛС о состоянии дел в Аэрофлоте
4 июня 2010 года в центральном офисе Аэрофлота на Арбате прошла встреча генерального директора авиакомпании, Савельева В.Г., и представителей ШПЛС, среди которых были: Бортников А.Н., Пимошенко В.И., Шляпников А.Н., Дельдюжов И.В., Сальников В.В., Романов А.В., Онохин К.Г., Бойчук М.Ю.
Представители профсоюза обратились к Савельеву со следующим выступлением, в котором изложены проблемы, волнующие летный состав.
К нашему сожалению, подобные встречи происходят не часто, поэтому мы вынуждены в рамках этой встречи затронуть самые проблемные вопросы, решение которых, на наш взгляд, позволит решить часть серьезных проблем Аэрофлота.
До недавнего времени в Аэрофлот стремились попасть высококвалифицированные специалисты со всей страны, поскольку, тогда в Аэрофлоте были созданы все условия на порядок лучше, чем в других авиакомпаниях.
Сегодня мы наблюдаем за тем, как ОАО «Аэрофлот» покидают высококвалифицированные специалисты, уходя в другие российские авиакомпании, тем самым, усиливая наших прямых конкурентов. В ближайшее, по нашему мнению, время уйдут еще порядка 20 КВС. То есть Аэрофлот стал бесплатной кузницей кадров для других авиакомпаний. Анализ причин увольнения показал, что виной тому провальная политика департаментов, обслуживающих летную работу (некоторые департаменты напрямую к этому причастны - департамент по работе с персоналом, начальник по разработке социальных программ, департамент по финансам).
Например, оклад КВС ~ 9 тыс.руб. (наименьший среди всех работников Аэрофлота и составляет менее 5 % от общего заработка), отсутствует страховка от потери летной лицензии, отсутствует доставка, отсутствует автостоянка в Ш – 3, плохие условия проживания и питания в отдельных городах (Улан–Батор, Новосибирск), отсутствует цивилизованное предоставление корпоративных билетов и решение социальных проблем летного состава.
На отдельных вопросах хотелось бы заострить особое внимание, но перед этим вынуждены сообщить, что сегодня в Аэрофлоте существует полная безответственность и безнаказанность за нарушение законодательства, которые приводят к оттоку летного состава из авиакомпании и понижению престижа Аэрофлота. Из-за нечастых наших с Вами встреч (все попытки профсоюза встретиться с Вами не нашли своего понимания среди вашего окружения) проблем накопилось значительное количество, и почему они не решаются, а откладываются в долгий ящик, для нас остается загадкой.
Все волнующие нас вопросы поднять на этой встрече невозможно, поэтому остановимся на основных и на тех вопросах, что возникли буквально за последнее время.
- Недавно Приказом от 30 декабря 2009 года №630 утверждено новое Положение об оплате труда летного состава. Данное положение о заработной плате разрабатывалось более 6 месяцев. Приказ был подписан задним числом с многочисленными отступлениями от действующего законодательства, хотя все департаменты его согласовали без учета мотивированного мнения. Нарушения при введении в действие этого приказа привели к тому, что работодатель лишил часть летчиков законно заработанных денег за декабрь 2009 года. Все эти отступления, до подписания приказа, были три месяца назад направлены ШПЛС вашему первому заместителю в виде мотивированного мнения с целью недопущения включения их в окончательную редакцию. Ответ не последовал, последовали действия прокуратуры и инспекции труда.
- Рассмотрев представленный проект Приложений к приказу «О планировании работы членов летных экипажей воздушных судов ОАО «Аэрофлот» для выполнения авиарейсов по расписанию «Лето 2010 г.» ШПЛС опять указал на существующие нарушения, которые возникнут сразу после подписания приказа о введении в действие названного Приложения. Уже 80 летчиков отказались выполнять рейсы по маршрутам: Ш – Владивосток - Ш, Ш – Петропавловск - Камчатский – Ш, Ш – Южно – Сахалинск - Ш, Ш – Сеул – Ш в минимальном составе экипажа.
Далее бесконтрольное сокращение сотрудников вылилось в то, что уволили почти всех высококвалифицированных специалистов пенсионного возраста, которым в настоящее время так и не нашлось достойной замены, а те, кто просто «просиживали в авиакомпании штаны», так и остались на своих местах, принося «вред» авиакомпании (например, некоторые сотрудники, борющиеся с профсоюзом и зарабатывающие себе на этом «авторитет», забывают о своих прямых обязанностях). Увольняя бывших членов экипажей с 40 - летним АЭРОФЛОТОВСКИМ стажем, им даже не сказали спасибо за работу, а вдогонку, многих еще и лишили корпоративных билетов.
- Наблюдаются нарушения в предоставлении питания на борту членам летных экипажей (по трудовому договору – питание первого класса, по коллективному договору - питание бизнес класса, по факту – питание чуть лучше экономического). Проблема также не решается.
- В интересах авиакомпании летчики используют свой автотранспорт, что приводит к прямой зависимости от автостоянок. Таким образом, поскольку нормы действующего законодательства обязывают работодателя предоставлять членам экипажей в базовом аэропорту условия для отдыха или организации доставки в аэропорт и из аэропорта к месту проживания, то во всех других случаях необходимо предоставлять гарантированные места для бесплатных автостоянок.
В настоящий момент в авиакомпании отсутствует доставка членов экипажей на вылет а, например, место на стоянке в Шереметьево – 3 первые три дня будет стоить 25 рублей в сутки, а с четвертого дня 100 рублей в час (в сутки набегает 2400 рублей). Но мало того, выделено самое худшее для стоянки место - этаж под открытым небом (например, при выполнении семидневного рейса Ш–Вашингтон–Ш член экипажа должен будет заплатить за стоянку около 10 тысяч рублей).
По вопросу автостоянок. 31 августа 2009 года на Ваше имя были сданы 169 заявлений работников (членов экипажей воздушных судов) с просьбой предоставления бесплатных стоянок для автомобилей. Реальных дел и ответственных в разрешении данного вопроса проведено не было.
Можно воспользоваться и служебными автобусами, оплачиваемыми работодателем. Однако транспорт предоставляется плохого качества (грязные, кондиционеры не работают, крыши протекают)! Спросить не с кого.
- По структуре ОАО «Аэрофлот». В нарушение действующих ФАПов, Летный директор выведен из числа заместителей Генерального директора. По нашему мнению, из всех существующих заместителей Генерального директора сейчас нет ни одного специалиста, способного хотя бы контролировать работу летной службы. Отмечаем, что статус летного директора в авиакомпаниях альянса SKY TEAM имеет высший уровень и не подвергается сомнению.
- До конца 2011 года Аэрофлот намерен увеличить парк ВС, но в авиакомпанию сегодня приходят менее квалифицированные специалисты (бывшие военные, курсанты, вертолетчики и т.д.) По нашим подсчетам, не нарушая норм действующего законодательства обеспечить должный уровень безопасной эксплуатации новых самолетов ОАО «Аэрофлот» выполнить взятые на себя обязательства не сможет.
- Действующие трудовые договоры членов летных экипажей не соответствуют реалиям времени, а также вступают в противоречие с локальным нормативным актам ОАО «Аэрофлот» (питание, заработная плата и т.д.). Трудовой договор обязательно должен предусматривать, как минимум, перспективы и карьерный рост летного состава. Проблема не решается, что также подталкивает действующих летных специалистов к уходу из авиакомпании.
Во всех авиакомпаниях SKY TEAM члены летного экипажа обеспечиваются работодателем не только форменным обмундированием, но и средствами мобильной связи, персональным компьютером. Также авиакомпания выделяет деньги для повышения профессиональной квалификации летного состава. Например, требования к летному составу - иметь 4 уровень английского языка при том, что носители языка имеют 5 уровень. При напряженном графике работы (почти каждый месяц члены экипажа вынуждены работать за пределами нормальной продолжительности рабочего времени) самостоятельно это сделать невозможно. Подвижек к решению этого вопроса также нет.
В авиакомпаниях SKY TEAM уровень страховой защиты летного состава значительно выше, чем в ОАО «Аэрофлот». Поразительно, но в Аэрофлоте застрахованы от профессиональной нетрудоспособности только проработавшие в авиакомпании непрерывно не менее 5 лет. Страховая сумма составляет – 15 тысяч $, а, например самая минимальная величина в альянсе SKY TEAM составляет 200 тысяч $. Аэрофлот не предпринимает попыток решения этого вопроса.
- При переходе, по просьбе работодателя, из других авиакомпаний, бывших работников ОАО «Аэрофлот» работодатель отказался зачесть им предыдущие годы работы в авиакомпании, для получения этими работниками льгот зависящих от стажа работы. Вопрос о получении льгот решается только для «определенных» людей, ранее не работавших в Аэрофлоте.
- Также считаем, что все попытки разрешить, на законодательном уровне, летать в России иностранцам не решат проблему нехватки летного состава, а окончательно разрушат саму профессию, так как российские авиакомпании не в состоянии привлечь высококвалифицированных специалистов (поменять свой социальный пакет на условия любой из авиакомпаний России ни один высококвалифицированный специалист не захочет).
Создается впечатление, что принимаемые управленческие решения Генерального директора основаны на недостоверной информации, а потому неэффективны. По крайней мере по отношению к летному составу. Проще говоря, Вас обманывают, а Вы обманываться рады. Но ведь это прямой путь к Пикалево или Саяно-Шушенской ГЭС, а может и к шахте Распадская.
Являясь членом альянса SkyTeam, Аэрофлот имеет самый простенький по мировым меркам Коллективный договор, который был заключен без участия работников компаниюобразующей профессии - представителей летного состава. Поэтому в нем и прослеживаются пункты, прямо противоречащие действующему законодательству РФ (например, нет нормальной продолжительности времени отдыха). Все поднятые на встрече вопросы можно бы было урегулировать в рамках переговоров по заключению отдельного коллективного договора с представителями летного состава.
Предлагаем Вам начать конструктивную работу, которая позволит нам выйти на новый этап взаимоотношений и заключить отдельный коллективный договор с летным составом. Также считаем необходимым вести с вами ПРЯМОЙ диалог для оперативного разрешения возникающих проблем.
Наши предложения по удержанию и привлечению летного состава в ОАО «Аэрофлот» были переданы руководству АФЛ 12.04.2010 года (полный текст смотреть в Приложении 1).
Чтобы доказать серьезность наших намерений, предлагаем Вам заключить с ШПЛС договор (или протокол) о взаимопонимании и взаимном сотрудничестве с целью проведения совместной работы, направленной на поднятие престижа Аэрофлота.
Президиум ШПЛС
==================
Приложение
Предложения ШПЛС по удержанию и привлечению летного состава в ОАО «Аэрофлот».
Очевидно, что для того чтобы члены летного состава перестали увольняться из ОАО «Аэрофлот» и в авиакомпанию начали приходить другие высококвалифицированные специалисты, необходимо на полшага быть впереди конкурентов!
1. Ввести в ОАО «Аэрофлот» персональный контроль и ответственность за уход из авиакомпании квалифицированного летного состава, а также за некорректное поведение по отношению к нему.
2. Первыми в России перейти на полную гарантированную оплату труда, которая не будет зависеть от налета.
3. Гарантированная индексация заработной платы в размере инфляции плюс один процент.
4. Стабильный график работы на месяц, без возможности его изменения.
5. Пересмотр трудовых давно «устаревших» договоров заключенных с летным составом. Необходимо изменить условия определенные в трудовом договоре, опираясь на практику авиакомпаний альянса SKY TEAM.
6. Изменить условия страхования. В настоящий момент в Коллективном договоре указано, что застрахованным по страхованию профессиональной трудоспособности является член летного экипажа не старше 55 лет, проработавший непрерывно в ОАО «Аэрофлот» не менее 5 лет.
Необходимо медицинское страхование летного состава по условиям, существующим в авиакомпаниях альянса SkyTeam. Жесткие обязательства по страховке являются значительно более эффективным средством контроля за состоянием здоровья, чем любые медицинские центры или администрирование (нарушив один раз условия страховки, ты теряешь все!).
7. Первыми в России застраховать летный состав от потери летного свидетельства, по условиям, существующим в авиакомпаниях альянса SkyTeam (не менее 250 тыс. долларов).
8. Первыми в России в дополнение к государственной пенсии выплачивать значительную по величине корпоративную пенсию.
9. Первыми в России ввести систему «СИНЬОРИТИ», зависящую от стажа работы и предусматривающую:
a. Дополнительные выплаты по итогам года, размер которых зависит от стажа работы в компании.
b. Кредитование сотрудников на льготных условиях.
c. Доставку члена экипажа на вылет (с прилета).
d. Введение в действие в ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Положение об использовании членами летных экипажей личного автотранспорта в служебных целях.
e. Предоставление бесплатные парковочные места на стоянках аэропорта.
f. Бесплатное обучение (как повышение квалификации, так и иностранные языки).
g. Гарантированное получение бесплатного билета (члену летного экипажа и членам семьи, два раза в год) в любую точку, куда выполняет полеты ОАО «Аэрофлот».
10. Первыми в России заключить отдельный коллективный договор с представителями первичных профсоюзных организаций летных отрядов ОАО «Аэрофлот».
11. Оперативное взаимодействие с представителями Шереметьевского профсоюза летного состава, поскольку именно через профсоюз большинство членов летных экипажей получают необходимую информацию.
и.о. Президента ШПЛС,
КВС Боинг – 767 В.И. Пимошенко
12.04.2010