"The company's active side sticks have additional features and benefits over existing pilot control technologies, including electrical linking between pilot and co-pilot and changes in the force-feel characteristic depending on the flight modes and condition of the aircraft."
http://www.thefreelibrary.com/Additional+electornic+systems+for+Embraer+KC-390+aircraft.-a0296583218
Значит на MC-21 уже не будет "первый в мире". И концепт уже "поломали". Сам концепт в том, что
а) нет активного загружателя (ну это еще полбеды и никакой беды в его появлении не вижу)
б) РУСы не связаны, есть четкое разделение на пилотирующего и непилотирующего и передача управления происходит с соблюдением принципов CRM.
Введение подобного активно провоцирует разрушение этого разделения. Именно поэтому, кстати, в России и тащили этот принцип на SSJ. Типа надо иногда "помочь" коллеге. Или "как я определю - достаточно ли он потянул и не надо ли больше". То-есть вмешательство в управление без формальной его передачи. В результате становится неизвестно, кто в итоге управляет самолетом и это - прямая предпосылка к летному происшествию. Так произошло много всяких неприятностей. А также, сие важно только для самолетов первоначального обучения, где, по определению, эти вопросы актуальны, но это обучение никак не должно делаться на линейных пассажирских.
Да, быстрая передача управления на Airbus - дело, требующее определенного навыка, однако тихое "помогание" коллеге гораздо хуже. Для западников в меньшей степени - для наших - только дай.
Yuha, у вас идет подмена терминов. Есть САУ/ЭДСУ, есть передача управляющих воздействий, а есть FBW, которая, в том числе, включает и их.
Боинг свои системы управления не называл FBW довольно долго (хотя после активного стика на Embraer я уже ни в чем не уверен), если мне не изменяет память, как раз Airbus и ввел этот термин - FBW.
Термин этот, скорее, маркетинговый, чем технический, но тем не менее как раз он и ввел именно концепт управления - hard/soft envelope, необходимость четкой процедуры передачи управления на Airbus с выполнением определенных небольших шаманских действий...etc.
Хотя принципы противодействия убивания пилотом самолета и электрические исполнительные цепи существовали куда как раньше:
на том-же Ту-154 имеется вполне себе гидро-аналоговая система управления АБСУ. Которая вполне себе активно умеет противодействовать выходу за эксплуатационные ограничения. Этот концепт ближе к боинговскому soft envelope. Но никто FBW ее не называл.
И электрически приводимый стабилизатор Boeing 737 тоже как-то к FBW отношения не имеет (
http://www.737ng.co.uk/B_NG-Flight_Controls.pdf)