Сумбурные мысли
Признаться, не думал, что сегодняшний полет зайдет так далеко. Успешная работа бустера и корабля на подъеме уже кажутся чем-то само собой разумеющимся (хотя один отключившийся почти сразу же раптор внес определенную интригу в этот процесс). Управляемое приводнение бустера тоже кажется чем-то закономерным (в прошлом полете к этому подошли довольно близко, так что в этот раз надо было реализовывать). А вот по поводу входа старшипа в атмосферу... Мои ожидания были примерно такими: корректная ориентация корабля при входе в атмосферу (чего не было в прошлой попытке), начало нагрева термозащиты... а дальше на высоте километров 50-60 я рассчитывал увидеть эффектное слетание плиток одной за другой, быстрое прогорание управляющих элементов, потерю контроля над ориентацией, неконтролируемое вращение и закономерный финал. При этом мы даже нашли бы слова похвалы – мол, проблема с начальным этапом входа работает, а дальше надо совершенствовать термозащиту. Я был уверен в том, что еще до тропосферы и картинка, и телеметрия будут потеряны, а старшип достигнет океана исключительно в виде обломков разной величины. Однако же он относительно мягко приводнился! Я кстати думаю, что включение двигателей перед приводнением было (я не говорю о том, что они отработали корректно и выдали весь положенный тормозной импульс, но судя по картинке и телеметрии – а в общих чертах SpaceX традиционно показывает ее корректно – переворот корабля и торможение действительно имели место).
Результатом сегодняшних испытаний я бы считал:
1. демонстрацию управляемого полета старшипа на гиперзвуковых скоростях
2. отличные прочностые характеристики старшипа (у нас хватало свидетельств этого и раньше, но сегодня это было максимально наглядно. что ж, в конце концов, он сделан из толстой нержавейки, а не алюминия)
3. (спорно, но выскажусь) подтверждение того, что термозащита старшипа как таковая работает. То есть использовать подобные плитки – вполне рабочий вариант, и дело в совершенствовании реализации, и довести до ума это можно. Я просто был уверен, что их все нафиг сдует через полминуты после появления плазмы. А по факту – повреждения были, но относительно ограниченные.
4. ну и про возможности старлинков для высокоскоростной связи с высотными / космическими объектами здесь уже писали...
Насчет успешности приводнения бустера / старшипа – стоит сказать, что мы ничего не знаем о точности (насколько близко к расчетной точке посадки они оказались). Это тоже важный момент.
В целом, я теперь убежден, что довести Старшип как проект до ума можно. Надо просто еще сколько-то математики, физики, расчетов, моделей, материаловедения, чтобы доработать нюансы, отточить надежность и т.п. Все это потребует времени, денег, достаточного числа квалифицированных кадров (при чем не только инженеров, но и толковых сварщиков), организационной воли, но принципиальных препятствий видимо нет. Я по-прежнему не уверен, что этот проект удастся. Однако технически, наверное, он вполне реализуем.