Споттинг советского периода

ЛЭРМ Домодедово, примерно 1980 г. Не знал, что там стояли в качестве тренажеров Ту-114 и Ил-18. Фото аэропорта Домодедово.
Можно и чуть-чуть точнее определить время: не ранее лета 1982 года, так как
в июне 1982 года Ту-114 стоял еще в гордом одиночестве:
Домодедово 1982-06-05 D3C1217-100265A002_a.jpg


А вот в октябре 1984 года уже и Ил-18 виден рядом:
Домодедово 1984-10-03 D3C1219-300938A011_b.jpg


Причем и на мартовском снимке 1984 года он тоже уже есть
 
Последнее редактирование:
Реклама
А это Автолет МАИ-62. Это похоже еще одно, не известное до сих пор фото
scale_1200

Лёгкий одноместный самолёт МАИ-62 был спроектирован А.И. Пьецухом при участии студентов кафедры 101 В. Рыцарева, И. Авдошина, В. Пушкина и О. Тищенко. Постройка велась в учебно-производственных мастерских МАИ в 1961- 62 годах. Чертежи самолёта не сохранились, известны только четыре фотографии. В книгах К.С. Горбенко и Ю.В. Макарова "Самолёты строим сами" и "Летательные аппараты МАИ" указаны размеры и основные характеристики МАИ-62: размах крыла 5 м, длина 5,2 м, площадь крыла 6 м2, максимальная хорда центроплана 4 м, стреловидность крыла по передней кромке 45°, масса пустого самолёта 300 кг, полётная масса 440 кг.
Ни фюзеляжа, ни хвоста в "автолёте" нет.
По аэродинамической схеме это "летающее крыло". Двигатель "Хирт" мощностью 80 л.с., перевёрнутый (цилиндрами вниз) рядный четырёхцилиндровый, воздушного охлаждения. Шасси трёхколесное, неубирающееся. Конструкция деревянная, с фанерной обшивкой и отдельными дюралюминиевыми деталями. Все очевидцы отмечали хорошую отделку самолёта. Лётчик, он же, шофёр, находится в носовой части центрального отсека крыла. Позади пилота возвышаются стойки, поднявшие вверх авиационный мотор в двести лошадиных сил, снабжённый воздушным винтом.
Крыло очень низкое и скрывает от глаз три колеса. На них аппарат должен двигаться по улице и разбегаться при взлёте. По концам крыльев распологались оригинальные рули, непривычные в авиации. Планировалось взлетать на скорости в 140 км/ч, максимальная — около 300 км/ч. Крылья слева и справа поднимались вверх, поворачиваясь на шарнирах у центрального отсека. Когда они занимали вертикальное положение, "автолёт" принимал совершенно фантастический вид плоской машины с двумя лихо откинутыми назад большими килями, прячущими воздушный винт. На земле это автомобиль, в воздухе — самолёт. А в правилах дорожного движения ещё нет параграфа, запрещающего автомобилю летать. Рано утром, на рассвете, конструктор с друзьями планировал отправиться на Минское шоссе, заблокировать участок на несколько километров и начать испытание. Но "автолёту" не суждено было летать. Машина оказалась очень сложной и небезопасной. До полноценных лётных испытаний МАИ-62 так и не довели. Были только пробежки и подлёты, которые проводил сам А.И. Пьецух на Ходынском поле. Устойчивость и управляемость самолёта оказались вполне удовлетворительными, но двигатель работал неустойчиво, сильно перегревался, особенно на малой скорости, так как не было обдува его воздухом от винта.
Самолёт экспонировался на Всесоюзной выставке НТТМ и был удостоен медали ВДНХ и Почётного диплома журнала "Техника молодёжи". Под руководством А.И. Пьецуха т.ж. были спроектированы и построены планеры МАИ-63, МАИ-68 и мотопланер МАИ-63М. Все их испытывал сам Алексей Иванович. Летательные аппараты продемонстрировали хорошую устойчивость, управляемость и взлётно-посадочные характеристики.

Сегодня аэродинамическая схема "летающего крыла" с интегрированным с фюзеляжем ромбовидным центропланом и стреловидными консолями крыла стала общепринятой для тяжёлых малозаметных беспилотников, таких как американские Boeing Х-45С, Northrop-Grumman Х-47В и Lockheed-Martin RQ-170 Sentinel, европейский Dassault nEUROn и отечественные С-70 "Охотник" ОКБ им. П.О. Сухого и "Скат" ОКБ им. А.И. Микояна... Т.е. схема "автолёта" А.И. Пьецуха опередила своё время на 50 лет.

В 16 лет ученик 87-й киевской школы Алёша Пьецух сконструировал и построил с товарищами самый лёгкий и самый маленький в мире планер 37-килограммовый ПАИ-1 и показал его на авиационном празднике в Киеве.
На планерном заводе Осоавиахима в городе Тушино под руководством О.К. Антонова и Б.Н. Шереметева им были созданы планеры классической схемы ПАИ-2 (1937), ПАИ-3 и планер-бесхвостка ПАИ-4.
Во время Великой Отечественной войны А.И. Пьецух служил лётчиком-буксировщиком в планерной части воздушно-десантных войск. Буксировал на Ил-4 десантные планеры за линию фронта.

После войны капитан А.И. Пьецух собрал из трёх трофейных истребителей Ме - 410 один лётный самолёт и вернулся на нём в Москву. В июне 1945 года эта машина прошла испытания в НИИ ВВС, а сам Алексей Иванович стал лётчиком-испытателем того же института, где продолжал совершенствовать технику для воздушно-десантных войск. В эти годы он построил и испытал спортивные планеры ПАИ-5 (1947) и ПАИ-6 (1949). На празднике Дня воздушного флота продемонстрировал на ПАИ-5 высший пилотаж, за что был награждён орденом Красной Звезды.

В 1953 году А.И. Пьецух уволился из армии и поступил на работу в МАИ, где полностью посвятил себя конструкторской деятельности, попутно написав о планеризме книгу "Крылья молодёжи" и снабдил её авторскими юмористическими рисунками. В МАИ Алексей Иванович начал свою деятельность с доводки своего планера ПАИ-6. Модернизировал и ПАИ-6М (он же МАИ-56), который в 1958 году успешно прошёл испытания.
В 1957-58 годах коллектив студентов-дипломников во главе с руководителем А.И. Пьецухом спроектировали лёгкий скоростной спортивный самолёт МАИ-58. Он был выполнен по схеме "свободнонесущий низкоплан" с крылом малого удлинения типа "обратная чайка". Самолёт имел очень небольшие размеры: размах крыла всего 4 м, площадь крыла 4 м2, длина самолёта 4,05 м, масса пустого 310 кг, полётная масса 450 кг. Расчётная максимальная скорость полёта с чехословацким четырёхцилиндровым мотором "Вальтер-Минор" мощностью 105 л.с. составляла 350 км/ч. В лаборатории кафедры конструкции и проектирования самолётов (кафедра 101) были изготовлены моторный макет, продувочные модели и образец для испытаний. К сожалению, до лётного образца МАИ-58 доведён не был.

Дачный поселок "Лётчик-испытатель" построен на берегу Икшинского водохранилища. Красивые пейзажи приглянулись трём советским лётчикам, которые в 1941 году, будучи сбиты во время наступления немцев на Москву, приземлились на парашютах недалеко от посёлка Икша. В конце войны, когда этих лётчиков пригласили на празднование Победы, Сталин спросил их: "Ребята, что хотите?". Они попросили разрешения построить на месте своего приземления дачи. Сталин издал указ, и многие известные лётчики-испытатели, а затем и космонавты, получили в этом месте земельные участки. Участок в посёлке достался и Алексею Пьецуху в начале 70-х годов. Первым же летательным аппаратом, проходившим испытания на Икше, стал уникальный экраноплан ПАИ-67 . В статье Ю.В. Макарова в журнале "Катера и Яхты" за 1979 год есть подробное описание экраноплана А.И. Пьецуха.

К сожалению, из всех творений Алексея Пьецуха в Музее ВВС Монино сохранился только планер МАИ-63. Вроде сейчас студент-волонтёр МАИ Алексей Калмыков взялся за его реставрацию.
 
Реклама
Ан-8 СССР-93911
Посмотреть вложение 849660
Посмотреть вложение 849661
Ан-30 B-3301
Посмотреть вложение 849662
Ан-30 B-3301
Посмотреть вложение 849663
Ил-86 СССР-86108
Посмотреть вложение 849664
Ан-24Б СССР-47731
Посмотреть вложение 849665
Посмотреть вложение 849666
Ил-18Д СССР-74267
Посмотреть вложение 849667
Ту-154Б-2 СССР-85421
Посмотреть вложение 849668
Ан-12БК СССР-11531
Посмотреть вложение 849669
Ого! Тушка 85421
Борис Семенов - неширокоизвестный новосибирский авиационный энтузиаст и фотограф.
Зато какие фотографии!
 
Реклама
Назад