SSJ - Контракты и маркетинг

А на иностранцев работают другие ресурсы (Flight и прочие Air et Espace). А кому были интересны репортажи Доли - посмотрите хотя бы на наш сайт, форумавия, авсим, рашаплейнс, авиапорт - это тысячи регулярных посетителей, профессионалов от авиации и интересующихся, но образующих некую среду, чье слово чего-то стоит, имеет резонанс в нашем тесном мирке. Половина от тех сотен тысяч, посетивших МАКС, - люди как минимум не равнодушные к авиации, переживающие за то, что происходит с тем же ССЖ. А это уже вес.
 
А людям часто не нужно ярко и красочно, и уж тем более - профессионально. Людям часто нужно просто послушать "приятеля", "своего парня", который "добрался таки". А Доля им эту возможность даёт.
 
Вообще, несколько недель обсуждать чью-то значимость как-то не очень мудро. Малозначительное требует гораздо меньше обсуждения.



Интересно слышать такое мнение о самих "помойщиков".)
 
Похоже, что в Сухом думают иначе. Если брать частного Долю, то ещё в нескольких крупных российских компаниях (например - Сбербанк) - он, как элемент рунета, вызывает живой интерес.

Некоторое противоречие в вашем утверждении с самим вопросом дискуссии - не находите?
 

Можно продолжить - армия, почта, строители, метро, заводы - кто только не отметился турами для блоггеров
 
Влад, в нынешнее время социализации всего, и бизнеса в т.ч. граница между В2В и В2С становится несколько размытой. Тем паче, что самолёт не является промежуточным технологическим продуктом в цепочке к конечному изделию. Точнее является не только им. Самолёт - специфический (но отнюдь не уникальный) продукт, в котором покупатель и потребитель выступают в разных лицах. Долгое время считалось, что пассажиру совершенно всё равно на чём летать - это было заблуждение. Основу дохода авиакомпаний составляют постоянные пассажиры, а они, как правило, отлично осведомлены о качестве (со своей, конечно, точки зрения) самолёта, на котором летят. Реальные факты и нелепые мифы могут оказать косвенное, но значимое, воздействие на популярность авиакомпании, а значит - может влиять на её выбор при покупке ВС.

В случае с ССЖ - у самолёта, удивительно много негативного восприятия. Это имеет свои понятные объяснения, но не снимает вопрос изменения репутации. Ориентация только на профессионалов, игнорирование общественного мнения, были бы на мой взгляд грубейшей ошибкой ОАК и Сухого. Собственно, ССЖ здесь не исключение - я помню, по неопытности тоже был когда удивлён активной рекламной компании Airbus (а там был не то что хитрый PR, но и масштабная прямая реклама).

В более общем случае PR-активность В2В компаний принято относить к концепции социально-этического маркетинга (5ая стадия после концепций цены, качества, рекламы, маркетинга). Сегодня многие компании, не связанные непосредственно с потребителем, тем не менее, работают над созданием положительного имиджа фирмы или отрасли. Происходит это во многом от того, что в условиях развитых общественных институтов, бизнес может столкнуться с широким набором потенциальных рисков (экология, условия труда, ЗОЖ, другие - иногда другие, самые неожиданные требования), которые дешевле упредить, чем реагировать по факту их возникновения.

Это не очень понимаемая в России тема. Преподавая, в своё время маркетинг, я с этим столкнулся, особенно в случае с взрослыми студентами. Отчасти это связано с неразвитостью в России культуры маркетинга. Отчасти - общественных институтов. Так что когда бизнес в России слабо реагирует на эти темы - это может быть оправдано с точки зрения отсутствия практической необходимости "социализации" - если клиент неразборчив и молчалив, если общество равнодушно - чего напрягаться?. С другой - надо жить чуть дальше, чем только сегодня.
 
Вы не замечаете противоречия в своей позиции? В чем отличие РИА-Новости от блога Доли с маркетологической точки зрения? Ни тот ни другой не являются серьезным источником информации для ЦА. Ну еще у РИА шире охват аудитории, однако из-за официальности агентства гораздо хуже доверие к информации, а из-за публицистического стиля и сухости подачи хуже восприятие. Т.е. большинство посетителей ищут только сенсационные новости, а от рутины типа новостей про суперджет читают только заголовки. Я считаю например, что приглашения Ковалева - было чисто данью традиции, реально можно было ограничиться пресс-релизами от пресс-службы. Он мог бы пригодиться после катастрофы, но то ли руководство ГСС где-то тормознуло, то ли руководство РИА, однако заполнять информационный вакуум пришлось Доле с Лысцевой. И тут Доля сработал на все 200%, нейтрализовав потоки говна, которые неминуемо полились бы в отсутствие информации. Причем не факт, что даже если бы РИА выдавало по новости в час, причем о том же самом, о чем и Доля, то это спасло бы положение. РИА - "одна из пропагандистских машин кровавой гэбни". Смыть это клеймо со всех госсми пока не получается, поэтому доверия к инфе - чуть более чем никакого.

Неа, не путаю, просто потому что считаю всю эту маркетологическую терминологию как и саму эту псевдонауку херней полной. Жизнь и рынок сложнее чем её пытаются представить кучка менеджеров-лоботрясов. Напоминаю, что за пределами этого форума имидж у суперджета - негативный. Все попытки исправить его через СМИ провалились, а может и усугубили ситуацию. Оно и понятно, официалам не доверяют, а лояльных "независимых" не нашлось, здесь Ан-148 и Ту-334 выиграли вчистую. Решили зайти с другой стороны - молодцы. Можно конечно надеть розовые очки и считать, что общественное мнение - фигня, профессионалы-покупатели сами разберутся. Только вот среди лиц принимающих решения профессионалов менее половины, потому что многие директора нынче - это менеджеры без профильных знаний. И они такая же биомасса, подверженная влиянию мнения со стороны. Им конечно что-то такое говорят подчиненные-спецы, но ведь сто миллионов леммингов не могут ошибаться! И самое-то смешное, что даже не за ними последнее слово, а за владельцами. А среди них профессионалов вообще практически нет. И если владелец решит, что нуево этот суперджет, потому что все считают его плохим, то переубедить его будет сложно. Да что я говорю, даже профессионалы из противоположного (Ан-148) лагеря иногда на такой неимоверный газетный бред ведутся!
Причем не надо строить иллюзий на тему того что это наша внутренняя проблема (но даже в этом случае получается, что на российских заказчиков надо забить что ли?). Иностранцы не только по рекламным буклетикам самолет покупают, тем более новый. Они мониторят наши СМИ и общественное мнение и принимают решения так же на их основе. Это что касается опосредованного воздействия на покупцов (т.е. условный B2C на птичьем языке), а непосредственное - да, среди иностранных заказчиков читателей блога скорее всего нет, хотя после публикации о посещении завода в КнА, возможно они его блог мониторили (плохо, что англоязычное зеркало своего блога Доля начал делать только сейчас). Но вы же не думаете что ГСС решил ограничиться только Аэрофлотом и Армавиа на просторах бывшего СССР? И вот тут среди тех самых ЛПР, которые решают "брать или не брать" доля читающих Долю (каламбур!) гораздо больше 1%. Это не обязательно должны быть сами владельцы/директора. Достаточно жен, детей, братьев, сестер - инфа дойдет. Причем доверия будет опять больше чем тому же РИА - потому что Доля для них свой - состоявшийся человек, сделавший успех своими руками. И на самолет, производство, сотрудников он смотрит как потенциальный владелец, а не сетевой хомячок с горящим взором или подневольный раб той или иной газетки.
 
Fyodor, тем не менее, решение Сухого насчет игнорирования общественного мнения можно считать верным. Если вестись на него - то надо усиленно штамповать Ту-334 и Ан-148, которые бы на внешнем рынке с треском провалились. А общественное мнение очень хорошо подвержено манипуляции, в том числе и открытым пиаром.
 
Его отчёт с посещения завода был использован PR-службой SJI (с согласия, разумеется). Они несколько месяцев еженедельно публиковали на офстранице в Facebook по несколько фотографий оттуда, формируя альбом "From the factory"
http://www.facebook.com/media/set/?set=a.10150384679287252.360657.337602977251&type=1
 
Эта самая "псевдонаука" маркетинг как раз и подразумевает улучшение имиджа продукта посредством контактных аудиторий, т.е. в данном случае через блоггеров. Имидж у SSJ как у жигулей, и это влияет на восприятие потребителями (пассажирами). Всё правильно делается в плане PR через блоги.
 
Знаете что-то лучше?


---------- Добавлено в 13:40 ----------


Есть внешний фон, а есть конкретная оценка потребностей потребителя и заказчика. Очень утрированно. У нас летает 2% населения, но когда принимается решение о том, что надо производить, важно мнение именно этих 2%. Мнение остальных 98% важно в той части, в которой они:
а) оказывают влияние на мнение этих 2%
б) оказывают влияние на тех, кто связан с принятием государственных решений по реализуемым проектам
в) оказывают влияние на иностранных контрагентов, которые могут задаваться вопросом - почему в стране производства имидж машины негативен

Здесь порядок приоритетов очевиден, но если цель А важнее цели Б, это не значит, что про цель Б можно забыть. Это значит, что ресурсы надо тратить релевантно на цели, в соответствии с рангом цели (возить с собой пару-тройку известных стейкхолдеров - это вообще не ресурсы, если оценивать их в общей системе затрат).

Что до 148 и 334 - я не очень понимаю - о чём речь. Для широкого потребителя, за пределами авиационного сообщества, 334 вообще не имеет никакой репутации - про него либо ничего не знают, либо это какой-то миф, который как мантру произносят "надо было не ССЖ, а 334". Это не является самостоятельной ценностью - 334 тут не существует в отрыве от ССЖ. Ан148 так же очень мало известен, но для тех, кто его знает - репутация там ниже плинтуса. Реакция на катастрофу ССЖ в разы больше именно потому, что обществу что такое Ан-148 - не понятно. Т.е. это удобная стратегия, если надо где-то проскочить тихой сапой, но для компании, в условиях олигополии, претендующей на долю рынка - это плохой вариант.
 
Я вот не понимаю - а счего усиленно продавливается мнение, что у Суперджета плохая репутация? Где-то проводились исследования, опросы? Можно увидеть отчет?
 
Plinker, я думаю, ССЖ должны были что-то такое проводить. У меня есть только субъективная оценка, исходя из мнений вокруг. Я всегда хорошо помню первое правило маркетинга (похоже на правило пилота) - никогда не верь своим ощущениям, верь исследованиям. Это понятно. Но наличие непозитивного фона очевидно. И хотя бы для его демпфирования хорошо проводить PR мероприятия.
 

Тут и к гадалке не ходи. Все можно прочувствовать в качестве реакции на любые маркетинговые шаги.

К одним паспортам -
улыбка у рта.
К другим -
отношение плевое.
 
Я вот не понимаю - а счего усиленно продавливается мнение
На всех форумах, где обсуждается SSJ (я, правда, всего парочку почитывал), встречается мысль в духе: блин, поставили его на мой рейс, сдам-ка я билет. В целом отношение то же, что к ладе калине - в глаза ее не видел, но осуждаю.


---------- Добавлено в 20:45 ----------


Я вот, наверное, в меру продвинут и достаточно массов, а что это такое Вы назвали, понятия не имею А Долю несколько сотен тысяч человек читают. На самом деле, более эффективный канал пиара на массовую аудиторию, чем блоги, еще поискать. Не по телеку же его показывать.
 

National Geographic про 50 лучших мест земли, приложение для ipad и iphone скачали гигантское количество человек, посмотрите его, читать после этого блог Доли не так уж и интересно В интернете писали, что Долю читают 30 тыс, а это очень мало для того, чтобы назвать его массовым. Авиафорум читают намного больше людей
 
Долю читают 30 тыс, а это очень мало
В данном случае важно - кто читает. Долю читают очень многие потенциальные стейкхолдеры, которые сами способны формировать отношение к проекту других людей.
Авиафорум читают намного больше людей
У нас специфическая профессиональная тусовка. Здесь несколько иная среда, другие цели, задачи и методы. Хотя я согласен с тем, что авиапром и авиакомпании своему индустриальному сообществу уделяют ничтожно мало времени.
 
imkas, dunch, вопрос был задан не просто так. Одним интернетом и форумами жизнь не ограничивается. Так вот, "вне интернетов" я не встречал негативного отношения к этому самолету. Обычному люду все равно: сделали, летает - и хорошо. Имеющие отношение к авиации наблюдают за программой, конечно - но такого уж потока негатива, как некоторые выливают на него, не видел. Ну разве что знакомая стюардесса сказала, что как она летит на Водопьянове - тот ломается.
Эта катастрофа, кстати, задела сильно даже любителей советской техники - в первый день мне нередко звонили с вопросами типа "что нового", люди искренне переживали, причем переживали в том числе за то, что разбился русский самолет, в рекламном туре.
После этого как-то вся эта шумиха, которую развели противники проекта, воспринимается или как вбросы школоты, или как истерия совдепофилов.