О Ту-22
В конце 50-х годов уже прошлого века из-за отсутствия у СССР авианосцев перед авиацией стояла задача поиска и уничтожения авианосных ударных группировок (АУГ) ВМС США, для решения которой создавались средние бомбардировщики-ракетоносцы. 7 сентября 1959 года совершил первый полёт прототип советского сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22. Он имел предложенную Туполевым оригинальную компоновку, нигде больше не применявшуюся. Самолёт нёс «чистое» сверхзвуковое крыло и двигатели, размещённые по бокам вертикального оперения.
Не дожидаясь окончания испытаний, Казанский авиазавод в августе 1959 года приступил к серийному производству самолётов Ту-22. Уже к концу года было построено 5 серийных самолётов. Первые 20 серийных самолётов приняли участие в испытаниях и доводках, которые продолжались несколько лет. В июле 1961 года 3 самолёта приняли участие в авиационном параде в Тушино. В декабре 1968 года самолёты Ту-22К, Ту-22Р, Ту-22П и Ту-22У принимаются на вооружение.
Экипаж располагался в носовой части фюзеляжа. Катапультирование производится вниз (из-за этого минимальная высота катапультирования ограничена 350 м). Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной парашют.
Для сравнения некоторые ЛТД Ту-22 и Ту-22М3:
Масса взлетная – 92 т / 124 т
Скорость макс. – 1640 / 2300
Д пол. – 5000 км / 5100 км
Н – 9500 / 11000 м
Экипаж – 3 / 4
Вооружение (кроме бомб) Ту-22: пушка НР-23, у Ту-22К – 1 УР «В-З»
Летчики, летавшие на Ту-22, очень любили этот самолет. Наверное, как и мы Ту-128. Вот одно стихоторение:
Ту-22
Кто в мире сможет повторить
Такой стремительный разбег?
Глаза успеешь лишь открыть,
А под тобой земли уж нет,
Перед тобою синева
И ноги выше головы,
И в спину бьют два форсажа
Ввысь удаляя от земли.
Где в мире можешь ты найти
Ещё такую красоту,
Когда кометой пролетит
В ночи большая птица 'Ту'.
Когда мигание огней,
Соединясь с мерцаньем звёзд,
Руке послушные твоей
Ведут небесный хоровод.
Как миру можно объяснить:
Судьбой не всякому дано
Землёй и небом сразу жить,
Не отрицая ничего.
Не променять на сотню благ
То ощущенье высоты
И небо синее в руках,
И исполнение мечты.
Чем в мире можно заменить
Слиянье самых разных душ,
И неразрывность дружбы нить,
И нежность самых грубых рук?
Когда единый экипаж,
Когда единая судьба,
Объединивший в сердце нас
И наш самолёт Ту-22!
*
Ну а относительно вопроса Юры Екатеринбург, лично я, поскольку мне был тоже задан вопрос (а я всегда отвечаю), могу сказать только следующее:
конечно, этот самолет мог быть сверхдальним перехватчиком. Только вопрос в рациональности этого. Кого он мог перехватить там, где нет радиолокационного поля, где невозможно наведение. А где возможно, то тоже нерационально из-за очевидной дороговизны. Тут на своем месте был наш Ту-128.
Я не силен в автомобилях, но это, пожалуй, сравнимо с «рассеканием» по городу вместо легкового Мерса на каком-нибудь сверхтяжелом КрАЗе, КамАЗе, какой из них больше… Или, будет нагляднее, поехать из Екатеринбурга на отдых в Сочи не на легковом автомобтле, а на тех тягачах, на которых правят свой бал трудяги-дальнобойщики.