ТУ-128

Олег Турьев точно был на Новой Земле. Его жене Зине, разрешение не дали, наполовину немка наполовину еврейка. Олег получил подполковника и вместе с эскадрилией Бугаева перевелся в Братск и заселился в квартиру Нестерова. Это было где-то в 1986 году.
 
Он сразу из Талаг попал на Новую Землю и, практически регулярно, жил в Амдерме, иногда "навещая" дивизию на Н.З.
 
Зачитали приказ об увольнении Олега Турьева и он выступает перед полком с прощальным слововом.
В "президиуме" командир полка Баринов и нач. строевого отдела Александр Балуков.
 
Если в авиационном мире существуют истребители, то какой-то из них должен быть самым большим по размерам, верно? И существует мнение, что таковым является советский тяжелый истребитель-перехватчик Ту-128…

Размеры Ту-128 как истребителя действительно впечатляют. Длина – 30 метров! Высота больше 7 метров! Размах крыла 17,5 метров! И еще это крупнейший серийный боевой самолет с двумя двигателями.


В 1950-х годах, когда начиналась «холодная» война, у советского руководства появилась задача по защите воздушных рубежей страны. Появившиеся ракетные комплексы С-25/75 не могли обеспечить оборону всей территории СССР, у существующих же перехватчиков боевой радиус действия также не позволял контролировать огромные области Сибири и Дальнего Востока.


В 1958 году КБ Туполева приступило к работе надо созданием нового дальнего истребителя-перехватчика; за основу был взят недавно разработанный прототип реактивного бомбардировщика Ту-98. Именно от этого самолета к новому истребителю и перешли огромные размеры.


Впервые в воздух Ту-128 поднялся в марте 1961 года, а через четыре года поступил на службу. Экипаж перехватчика состоял из двух человек – командира и штурмана-оператора, которые забирались в кабину через открывающиеся крышки фонаря. Максимальная взлетная масса истребителя-гиганта достигала 43700 кг.

Два турбореактивных двигателя АЛ-7 позволяли разгоняться до максимальной скорости 1910 км/ч при потолке в 15600 метров. Дальность полета – 2500 км.


На самолете была установлена РЛС «Смерч-100» с радиусом действия 50 км – такой большой радиус позволял самолету действовать самостоятельно в районах, где не было систем автоматического наведения. Из вооружения на борту находились четыре ракеты Р-4 класса «воздух-воздух». В целом, тяжелый самолет предназначался только для перехвата тяжелых бомбардировщиков типа B-52 и не мог участвовать в воздушных боях из-за малой маневренности, плохого обзора и большой нагрузки на крыло.


Всего было произведено 188 экземпляров самолета, большинство из которых находились на боевой работе с 1965 по 1990 годы. Забавно, что из-за большой массы перехватчика он относился к бомбардировочной тяжелой авиации, именовался кораблем, и для командира была введена соответствующая должность – «командир корабля» с соответствующей зарплатной ставкой.


Боевое применение Ту-128 не разглашается, кроме единственного случая. В 1975 году над казахстанскими степями был уничтожен натовский автоматический аэростат-разведчик. Хотя, для уничтожения подобных целей в СССР был построен другой специальный самолет – высотный охотник за аэростатами М-17.
 
В 1984 или 1985 (Саша Мамет-уточни пожалуйста) около Якутска покойный Рамазан Тхохов франко-норвежский АДА завалил.Не удалось тогда полететь в составе ГРП-дежурил ОД.Наводил Леха Камбалин(земля пухом),что-то там с определением высоты при наведении большие ошибки были у высотометристов.Нашли с помощью местного охотника и из Якутска прямиком в Москву.Ходили слухи что из наших кто-то(?) умудрился кусок "пузыря"отрезать до улета на добрую память.
 
В районе Талаг, год не помню, АДА завалили СУ-15 пара,наши сидели в готовности, но прилетели, и завалили СУ-15. Была ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ПОГОДА и видели над районом КП как это все было,причем у одного заклинила снаряд и добивал другой.На поиске улетел вертолет с НПСК---начальник БИКМУЛЛИН,нашли его в 5-7 км от аэродрома, потом слетали опять и привезлина аэродром, но тут же бдительное КГБ увезло,из рассказов тех кто это видел --трос с кулак,какой-то ящик и сам шар -сплошные соты.
 
Миша все было почти так или не совсем так.
Где то летом 1985 я как раз был в 40 минутной готовности с Тхоховым по АДА. Вечером нас вызвали на аэродром и объявили что он там где-то летит. Наши станции его не видели а гражданские устойчиво наблюдали и боты подтвердили. Поэтому потом находили не с КП, а прямо с места РП в Якутске.
В последнюю минуту меня буквально высадил из кабины ст. штурман Юра Кусик дескать он должен лететь сам, а меня на Ту-124 с Левиным отправляют на разведку. Второй экипаж были Саватеев и Широченко.
Тушка ушла на Якутск, а боевые остались ждать в Братске. После заправки в Якутске и переговоров с местными мы пошли на северо-запад на поиски шара. Первым его увидел Левин, мы приблизились на сколько мы считали возможным, определить расстояние до него визуально было довольно тяжело или даже невозможно. Высота была порядка 10,000 и отчётливо был виден контейнер, фотоаппарата у нас не было, поэтому мы делали зарисовки. Вид был интересный, висит такая громадина в воздухе, как мне помнится нам потом сказали что шар имел диаметр 30 метров. Боевые уже вылетели и шли в район шара, который был порядка 300 километров с-з Якутска. Мы вернулись Якутск и уже слушали радиообмен находясь рядом со штурманом наведения. Экипажем прямо в эфир сказали прицелы не включать, работать тепловыми, боялись что АДА обнаружив излучение может сбросить контейнер.
Тхохов с Кусиком его визуально увидели, а вот ракета нет и они проскочили под ним. Кроме того после того как мы его видели он поднялся на 12,000 метров и к этой высоте наши были не готовы. Как положено все начинают паниковать и тут Савотеев докладывает что наблюдает по прицелу и все стихи, приказ как бы нарушен, но из Москвы дали разрешение и они его завалили ракетой с РГС. Шар довольно быстро доставили в Якутск, но мы его видели только из далека. Потом Савотеева и Широченко наградили орденами и дали именные часы комсомольцу за выпуск Боевого Листка. Никого больше с нашего полка в приказе не было.
 
Сложно утверждать с моей стороны... Помню, что РГС уходила в шар, урон практически не наносила. Такой случай у нас был...
Целиться надо было в гондолу , где была аппаратура...т.е. в режиме "Fi-0".... Почему-то еще запомнил, что аппаратура на АДА была настроена на самоликвидацию в случае его приземления на чужой территории...
У нас на уничтожение летал Сиротктн-Щеткин..
Впрочем, более 40 лет прошло, когда дежурил в 40- мин. готовности, ни разу не летел по АДА...
Так что критику восприму...
 
Рекомендации были стрелять тепловыми на рассвете когда разница температур воздуха и шара максимальная. Считалось что не эффективно применять РГС, ввиду малой отражающий поверхности контейнера, который был единственным носителем металла, кстати его старались сохранить. Ракеты были эффективными в уничтожении АДА, что доказала практика, а вот пушечное нет из-за ячеек из которых состоял шар. В нашем случае контейнер не сбросился и не само-уничтожился, может повезло.