Любопытно, а как вероятный противник планировал парировать авиационный налет нашей дальней авиации через северный полюс к рубежам пуска КР. Тоже считали, что истребители противника появиться не могут. Известно что-либо об этом?
ПС. Неоднократно наблюдал в ходе СКШТ на ЗКП ГШ ВВС в Монино, как только группа самолетов, выполнявшая практическое обозначение принятых решений, пересекала полярный круг следовала команда "Отбой". На тот момент мне было не ясно, как представлялись руководству ВВС действия нашей авиации за северным полюсом.
Этот вопрос надо бы задать лётчикам дальней стратегической авиации, кто практически отрабатывал такой вариант (полёт через Северный полюс), но и наши лётчики-тушкари могут предполагать ход «налёта дальней авиации через северный полюс к рубежам пуска КР», учитывая лётные характеристики и боевые возможности самолётов ДА.
Тут мне хочется заметить, что в случае острой военной необходимости подготовленный лётный состав Ту-128-х до уровня 2-го класса мог через пару-тройку недель спокойно вылететь правым лётчиком на Ту-128М3 (за такое время главное здесь интенсивно изучить работу самолётных систем, особые случаи и грамотные действия при возникновении оных), а, полетав пару недель праваком, особенно полёты на боевое применение, и с места командира экипажа.
Попробую и я поразмыслить над
налётом ДА через Северный полюс …
Для начала надо уточнить, что вы имели в виду под «полярным кругом»? Если это географический (есть ещё магнитный) Северный полюс (СП), то это не полярный круг, а некая точка на земном шаре.
Полярный круг недалеко от
Архангельска, который южнее Полярного круга всего лишь на два градуса с.ш., а
Нарьян-Мар севернее Полярного круга на 1°05′ с. ш. Буду исходить из того, что вы всё-таки имели в виду Северный полюс, да и штабные учения на ЗКП ГШ ВВС не могли остановиться на Полярном круге, в данном случае Северном.
Возьму для примера самолёт
Ту-22М3, в кресле кабины которого мне пришлось посидеть и подержаться за штурвал (не отличается от нашего).
При вылете с аэродрома Оленья до Северного полюса
2434 км. Боевой радиус Ту-22М3 с нагрузкой 12 000 кг на дозвуковой скорости по смешанному профилю равен
2410 км, т.е. до полюса самолёт почти долетает без дозаправки, но лучше над Баренцевом морем дозаправку выполнить.
Ожидать вражеских истребителей на СП, я уверен, не придётся, - наверно, поэтому руководство СКШТ довольствовалось пересечением Северного полюса. Кстати, я не могу расшифровать СКШТ, могу лишь догадываться, что это командно-штабная тренировка…
США повезло: чтобы поразить Нью-Йорк (
5486 км от Северного полюса, Оттава поближе:
4964 км) ракетам надо пролететь через Канаду, где их могут сбить, хотя это сделать не так легко.
Крылатая ракета Х-101, которой вооружён Ту-22М3, имеет максимальную дальность около
5500 км. Видим, что от рубежа пуска на Северном полюсе КР может долететь и до Нью-Йорка, но чтобы КР до Нью-Йорка долетела точно, надо пролететь за СП ещё километров 50 - 70, поэтому дозаправка над Баренцевом морем необходима.
Профиль полёта этой КР изменяемый, высота профиля полёта изменяемая: от 30 - 70 до 10 000 м; точностью попадания до 7 м.