ТУ-128

Реклама
Мы здесь упоминали п/п-ка Дудакова, как-то нехорошо про него закончили. Надо отдать ему должное – рисковый был мужик, это мне нравилось. Как-то по учениям поднял полк в тумане с перелетом в Талаги, видно было только осевую линию. Я в этом не участвовал, кажется, дежурил. ГВФ только головами качали. А до этого несколько экипажей садились в тумане. Вот об этом могу рассказать свои впечатления.
Было это где-то в 79 г. Начало полетов. Разведчик доложил, что над морем стоит туман. Но ветра не было, и полеты решили начать. С разлета ушли несколько экипажей. Только я набрал на форсаже 10 т. м., как РП дает команду - всем срочно на посадку, идет туман. Мы развернулись в расчетную точку. Видимость была отличная, аэродром практически под нами, было видно, как туман наползает на берег. Включил аварийный слив топлива из кессонов, выпустил шасси, обороты на м.г. и, как можем, теряем высоту. Педаль полностью, штурвал под 90, сыпемся бочком. По мере уклонения от глиссады меняю положение рулей на противоположное. Одновременно наблюдаю, как туман находит на полосу. Вот уже пол полосы скрыл, вот уже полностью закрыл. Топливо льется плохо - обороты на м.г. К дальнему вошли в глиссаду, в туман вошли где-то сразу после дальнего. Штурман (однако, это был Shturman) диктует скорость-высоту. Я собрал планочки в кучу – едем. Прошли над Амдермой, полили керосинчиком. Впереди уже сели экипажи, за мной еще один, Андрейчук, рыжий. Штурман по радиовысотомеру читает высоту: 20, 15 м, потом: «Командир, уходим на второй», что в принципе правильно – стрелка прыгает, плюс ошибка РВ и земля может быть гораздо ближе. Я уже начал двигать РУДы и брать плавно штурвал на себя, и тут увидел торец полосы под собой. Высота метров 10. И одновременно РП: «Хорошо идешь, садись.» Как он увидел? Наверное, по маячку и огням. Я, конечно, убрал обороты на м.г., с-т тяжелый, еще топливо лилось из баков, сразу провалился, успел только вытянуть и притереть. Видно было только осевую, краев полосы по бокам не было видно, только огни просматривались. РП командует: «Повнимательней рулите». Заботливый. За мной сел еще Андрейчук. Так что все экипажи сели с первого захода. На разборе полетов вообще ничего не говорили, да его, кажется, и не было.
На фото: Амдерма, конец 70-х.
 
Талаги. Авария, зима 82/83 г.

Володя, как везде, есть светлые, есть и черные полосы…
*
Похожее было и в Талагах… Зима, скорее всего, 82/83 года…
Командир полка А.Врублевский (пусть земля ему будет вечным пухом!) руководил полетами. В чём в чём, а в том, что он боялся принимать решения, его нельзя было упрекнуть. Он не боялся спорить и с начальством.
...Полеты День/Ночь… Шел снег, хлопьями, тепло, близко к нулю, ветерок слабенький, встречный, видимость ниже взлетного минимума. Помнится, заходили на посадку после первого разлета… Видимость совсем ухудшилась. Но летчики были влётанные, комполка был в них уверенный, поэтому Врублевский дал добро на посадку. И надо сказать, летный народ его не подвёл.
Когда я заходил на посадку, то - как рассказывал Володя Нестеров, «собрал планочки в кучу – едем» - начало полосы увидел, наверное, метров за СТО (!), не более. Помнится, ночь только начиналась. Снегу навалило, что половина колес скрывалась. Еще тогда я позавидовал Врублевскому: Такой решительный и смелый!
За мною заходил Толик Яковлев (светлая ему память!). Уж не помню точно, то ли он перелетел, то ли сел немного под углом, то ли уже после посадки не выдержал направление, но результат был такой: самолет сошел с полосы, оказался по фюзеляж в снегу, Толик вылез как огурчик, но лайнер получил серьезные повреждения (может, с чем-то столкнулся, уже не помню). Настолько серьезные, что был «списан»: больше на нем никто не летал, но об аварии выше армии не сообщалось. А может, Москвителеву и сообщили, но только дальше никуда не пошло.
P.S. После Яковлева садился кто-то или нет, не помню…
 
Я сейчас подумал: А вспомнилась бы мне эта посадка, если бы не та авария? Думаю, что не вспомнилась бы… Это было естественно, органично связано с нашей каждодневной деятельностью, с задачами, которые ты понимал, что кроме собственного удовлетворения от посадки в ту минуту, на будущее почти ничего не запечатлелось. Ведь таких или похожих посадок у каждого летчика было немало… Может, я передаю только свои собственные ощущения, у других память на всё хорошая... И вне связи с каким-то событием…
*
P.S. Вот ту амдерминскую посадку 79-го года в тумане, о которой рассказывал Владимир, я же не помню, хотя тоже должен был в ту смену летать. Почему не помню? Да у всех всё было нормально!
**
P.P.S. Попытался вспомнить всё, что мог, о полетах в Амдерме… Ничего не вспоминается, кроме летного дня, когда произошла катастрофа Валеева.
И одного неприятного ночного перехвата над Баренцевым морем: Годы 78-80. Звездная ночь, видимость миллион на миллион… Перехват в стратосфере с горкой и хорошим креном. Пытался цель увидеть и визуально. После перехвата сразу не понял, где море, где небо. Аж мурашки по коже пошли, пока не заставил себя «упереться» взглядом в приборы...
 
Последнее редактирование:
Богунков сказал(а):
Ничего не вспоминается, кроме летного дня, когда произошла катастрофа Валеева.
Я тоже помню этот день, вернее вечер, полеты были ночные. Мы сидели в классе предполетной подготовки, шли полеты. Вдруг это сообщают. Мы выскочили, побежали посмотреть. Кажется, не сразу, еще, наверное, не все сели. Когда смотрели, Валеру уже увезли, да и Валеева тоже.
 
Богунков сказал(а):
За мною заходил Толик Яковлев (светлая ему память!).
Вот уже про которого говорят - "светлая память", а ты ничего не знаешь. Еще Алекс говорил по Заикина и Гордеева, тоже ничего не знаю. Если можно, сообщите, хотя бы в лс.
 
Реклама
Нестеров сказал(а):
"светлая память", а ты ничего не знаешь
Володя, это к сожалению печально, но от этого никуда не денешься. Сегодня с нами нет и пусть меня простят те кого сейчас не вспомнил.
Гордеева Володи - сердце
Заикина Виктора - рак
Широченко Виктора - сердце
Абалмасова Толика - тромб
Осинцева Шуры - сердце
Гусева Лехи
Самоделкин Витя - рак
Борисов Сергей - автокатастрофа

Светлая им память.
 
Саша, спасибо. До этого я знал только про Гусева и Самоделкина. Светлая о них память, столько мы вместе пролетали, были как родные.
 
Володя, Толик Яковлев, калининчанин-тверчанин, умер. По-моему, рак. Как бы мне об этом не Виктор Смирнов (они земляки) говорил, когда я приезжал в Тверь на годовщину смерти его матери. Причем, умер не в Твери, а как бы не в Омске. Я точные данные с год назад об этом где-то писал, но сейчас уже как в тумане...
 
Последнее редактирование:
VladZ,
Влад, назовите имя отца, чтобы все знали. Очень хорошо, что у Вас есть повод для гордости за него. И я думаю, что ни у кого из присутствующих на форуме нет даже мысли смотреть свысока на технический состав, этого не было и тогда, когда мы служили, нет и сейчас. Летчики и техники были единым организмом военной машины. Может, только досуг больше проводили летчики и техники между собой, так это от специфики работы, желания обменяться мнениями по ней.
 
Нестеров
Володя,относительно 183 поста-там 2 моих фотографии,включая Греэм-Белл,
у ГТС второй слева-А.Ромашкин,Если кого интересует,могу перечислить участников
этого мероприятия.
Богунков
Привет,Петр Васильевич,пока состою в наблюдателях,скоро оцифрую свою фототеку и,
возможно,разрожусь
 
Виктор Васильевич, представляю, сколько будет фотографий, когда ты их оцифруешь…
Я вспомнил, кто мне рассказал о смерти А.Яковлева… Это Иван Казаченко, когда я летом 2006-го на два дня приезжал с сыном в Архангельск. Я встретил его в гарнизоне выгуливающего свого собаку (по-украински «свого», собака - мужского рода).

P.S. Казаченко тогда пообещал мне найти кого-то (как бы не Ивана Яковлева), у кого есть телефоны почти всех талажцев из летного состава, проживающих в городе. Казаченко тогда назвал несколько фамилий. Мы договорились, что тот, у кого номера телефонов, созвонится с ними, и мы встретимся в моем гостиничном номере (я дал номер комнаты), а потом пойдем куда-нибудь посидим, где я был готов рассчитаться за ужин. Ждал я, ждал, да, по-видимому, Казаченко не нашел Ивана Яковлева (пусть будет это Яковлев). Пришлось мне идти ужинать с сыном… Была суббота июля, на следующий день мы поехали в Малые Карелы, вечером уехали.
*
P.P.S. Интересно, зачем Иван Яковлев приезжал, если только это он был, он, вроде, живет на югах. Или, как Славик Таньков, который приезжал (Казаченко рассказывал) в Архангельск лесным бизнесом заняться, но ничего у него не получилось...
 
Последнее редактирование:
ВасиличВиктор,не виделись "всего" 33 года, если не считать кадров снятых
совместно на киноплёнку, к чему ты меня в своё время приобщил. Кроме фотографий,которые ты собираешься показать,хорошо бы посмотреть и кино
которое ты снимал в 1973-75 гг. ведь в те годы "Canon" это далеко не "Кварц" даже
если он и 2*8S1. С уважением, Енютин.
 
Реклама
Назад