С одной "маленькой" поправочкой, начинали на КВЗ сами, но всего они сами проектировать не могли, а МВЗ пока не организовали на КВЗ филиал МВЗ не желал в этом проекте участвовать: "Предложение совместно поработать вызвало на МВЗ реакцию такого типа: дайте деньги, мы разработаем. Совместная работа заглохла, не начавшись" (Карташев В.Б.).Ансат разработан на КВЗ.
Проблема была в том, что КБ вертолетостроения не было на КВЗ, их заводское КБ проектированием вертолетов не занималось и опыта такого не имело. Казанцы молодцы, они взялись за АНСАТ самостоятельно в кооперации с казанскими институтами - КАИ и не только казанскими и первоначально был создан вертолет с ЭДСУ КСУ-А и колесным шасси.
Фрагмент интервью Карташева В.Б.: "За несколько месяцев нам сделали ТЭ0, но не в ГосНИИ ГА, а на малом предприятии при этом институте, которым руководил М.Р. Богомольный – чрезвычайно грамотный, кстати, человек. В этом ТЭ0 был обзор зарубежного и внутреннего рынков, перечень и объем работ, выполняемых легкими вертолетами, и многое другое – около 250 страниц. Очень приличная работа. Они подтвердили, что такая машина нужна, и вопрос о выборе типоразмера вертолета был решен окончательно, уже на научном уровне.
Дальше – больше. Нужно создавать КБ, насытить его кадрами. Нужно получить сертификат разработчика. В общем, ищите да обрящете. Конечно, все это не на пустом месте было. Казань в авиационном плане город богатый, кадры найти можно. Во-первых, филиал №1 МВЗ, ныне КНПП «Вертолеты «Ми». Большие площади, народу там было до 1000 человек. Высококвалифицированные кадры по всем направлениям, а работы нет, организация практически помирает. Опыт у них был.
В свое время КБ Миля подкидывало в Казань большие темы, серьезные работы по модификации Ми-8 и разработке Ми-14. Во-вторых, ОКБ «Сокол» не то чтобы разваливалось, но тоже дышало еле-еле. Это КБ создавал еще М.П. Симонов, который в 90-е был генеральным конструктором в ОКБ Сухого. В-третьих, НИАТ, КМП0, КАПО и, конечно, КАИ, на кафедрах которого работали способные люди. В общем, можно было сколотить коллектив разработчиков. Многие из тех, к кому я тогда обращался согласились участвовать в проекте, причем за весьма умеренную плату. Да это и понятно. Работа-то по специальности, конструкторская, исследовательская. Но пока все эти люди сидели на своих привычных рабочих местах. От идеи до воплощения / ВЕРТОЛЕТ 2009 03
Последнее редактирование: