Вопрос всем пилотам о посадке

Ксюшенька1984

Новичок
Всем привет!
При обучении на легкомоторном самолете СП-30, при подходе к ВПП и выравнивании, необходимо смотреть на полосу не через нос самолета, а в сторону вниз. Это дает возможность с "вероятной" точностью определить высоту до полосы.
Лично мне нравится такая техника пилотирования.

Вопрос: такая техника пилотирования применяется на всех ВС? Это где то описывается или требования инструкторов исходя из опыта?

Просто интересно как у других с обучением. В инете ни слова про это не находится.

Всем спасибо!
 
Реклама
Вас правильно учат.
Линейным пилотам об этом редко напоминают, может и зря. Считается, что когда ты попал в кресло линейного лайнера, то полностью сформировался и нет нужды объяснять арифметику кандидату мат.наук.
Приемы пространственной ориентировки на выравнивании вытекают из понимания особенностей работы зрительного анализатора (глаза) человека. Точную информацию мы считываем центральным лучом зрения. Он всего 1.5 - 2.5 градуса. Поэтому, что бы прочитать текст мы вращаем глазами, скользим взглядом по строчкам.

Но в пространственной ориентировке центральное зрение не участвует. Здесь работает боковое (периферическое) зрение. Его сфера восприятия у натренированного человека достигает 95 градусов, т.е. мы способны видеть за ушами.:)

Не забывайте, что природа творила нас с Вами топать по земле, а не парить в небе. Отрываясь от нее мы сразу попадаем в условия, для которых нас мать-природа не конструировала (в отличие от птеродактилей и птиц). И тут наш хитроумный мозг - двигатель прогресса начинает приспосабливать свои умения к новым условиям, в т.ч. к летанию...

Периферическое зрение:
- в обычной жизни позволяет заметить, что надо рассмотреть и куда повернуть взгляд,
- дополнительно оно корректирует картинку пространственной ориентировки, как бы подтверждая (или нет) то что мы ожидаем или чувствуем средним ухом. Вот Вам и приложение к летной профессии. Так наше зрение компенсирует слабость (в сравнении с птицами) своего вестибулярного аппарата, позволяя точнее определять скорость сближения с землей и высоту над ВПП.

А теперь внимание!
Угол периферического зрения обратно пропорционален степени напряженности (концентрации внимания). Т.е. чем сильнее мы напряжены, тем слабее образы на периферии зоны зрительного восприятия, тем меньше они нам помогают. Есть даже специальный термин - "туннельный эффект", описывающий состояние предельной концентрации, когда ничего кроме цели человек не видит.

Когда мы учимся летать, напряженность вблизи земли естественна. Но сужение области периферического зрения происходит. Ему плевать, почему мы слишком сосредоточены на одной точке. Поэтому инструктор учит косить глаза.

Со временем пилот перестает испытывать состояние предельной концентрации вблизи земли. Это становится более-менее привычным опытом и ему уже не надо переносить взгляд, что бы... Навык бокового сканирования пространства утрачивается за ненадобностью...

А подлый случай только этого и ждет. Пилот устал, занемог, в состоянии стресса, но он профи! Напрягся, как Маресьев, сосредоточился, но! Периферический канал зрения сужен, а глаз косить он уже отвык...

Слушайте инструктора, приятель.:eek:
 
Последнее редактирование:
На большом ВС, нос которого не закрывает обзор при выравнивании, пилоты смотрят вперед-вдаль. Тем самым, позволяя работать переферийному зрению, увеличивая его поле.

B737 (и все остальные) FCTM

When the threshold passes under the airplane nose and out of sight, shift the visual sighting point to the far end of the runway. Shifting the visual sighting point assists in controlling the pitch attitude during the flare.

Не знаю, как на эрбасах:)))
 
Вытекающий вопрос из вопроса автора: при изготовлении авиатренажера самолета СП-30, есть смысл учитывать возможность тренажера демонстрировать приближение полосы при посадке? Т.е., по сути, курсант будет переводить взгляд на дополнительное изображение за тренажер вниз (как и при реальном полёте). Технически это возможно. Есть ли смысл? Или максимально точные тренажеры не нужны для легкомоторной авиации, а достаточно только вырабатывать привычку к приборам и отрабатывать процедуры на тренажерах для легкомоторной авиации?
 
Вытекающий вопрос из вопроса автора: при изготовлении авиатренажера самолета СП-30, есть смысл учитывать возможность тренажера демонстрировать приближение полосы при посадке? Т.е., по сути, курсант будет переводить взгляд на дополнительное изображение за тренажер вниз (как и при реальном полёте). Технически это возможно. Есть ли смысл? Или максимально точные тренажеры не нужны для легкомоторной авиации, а достаточно только вырабатывать привычку к приборам и отрабатывать процедуры на тренажерах для легкомоторной авиации?
Если технически возможно и есть деньги, то это лучше, чем просто отрабатывать процедуры. Хотя бы потому, что интереснее.
 
Осталось собрать команду для разработки тренажера! Отдельное огромное спасибо вам за ответы!
 
Вбок смотоят на самолетах, на которых обзор вперед затруднен.

Можно, конечно, и на Ту154 туда смотреть. Только незачем.
 
На тренажере посадки не тренируют. Да и Нет еще такого тренажера, который был абсолютно идентичен реальному самолету на посадке.
А в случае с СП и вовсе смысла нет тренажер городить. Дешевле и проще отработать все на живом самолете.
 
cloudy-joe, огромное спасибо!
Очень увлекательно, особенно если понимать о чем речь!

2 denokan
Влад, присмотритесь, как здесь красиво описаны детали. Просто и наглядно для пилота "летающего парусника".
Скорость полета ЛА, для которого писана инструкция, раза в 3 меньше скоростей современных ЛА. На наших скоростях захочешь, не увидишь отдельного цветочка, на котором запрещено по инструкции останавливать взгляд:eek:!

Но инструкция писана с пониманием работы зрительного анализатора. Обратили внимание на змейку на картинке? Это иллюстрация того, что неподвижный глаз ничего не видит. Живой глаз вообще не бывает неподвижен. Он всегда сканирует пространство, как радар. И только так получает нужную информацию...

А мы ограничиваемся фразой из FCTM. Перенесите взгляд... А как? Она не означает, что надо любоваться дальним порогом ВПП...
#Автоудаление
 
Последнее редактирование:
Реклама
curious_plt, меня Денисом зовут:) Вы меня упорно зовете Владом:)

FCTM пишет "переместите взляд в сторону дальнего торца ВПП".

Детали описаны красиво, но истина дороже - у вопрошающего должно остаться понимание, что перенос взгляда вбок или вперед зависит от многого, и не является универсальной методой для всех самолетов.
 
На тренажере посадки не тренируют. Да и Нет еще такого тренажера, который был абсолютно идентичен реальному самолету на посадке.
А в случае с СП и вовсе смысла нет тренажер городить. Дешевле и проще отработать все на живом самолете.

1. "На тренажере посадки не тренируют"

Предлагаю к этому вернуться в другой форме. Во всяком случае прогресс всегда меняется и движется вперёд, поэтому, возможно и будут учить.

2. "Да и Нет еще такого тренажера, который был абсолютно идентичен реальному самолету на посадке."

Согласен полностью, хотя всего знать не возможно ни Вам ни мне.... Может когда-нибудь появится... опять же зависит от цели, для которой нужен приближённый идеал....

3. "А в случае с СП и вовсе смысла нет тренажер городить. Дешевле и проще отработать все на живом самолете"

А вот поэтому прошу поговорить, потому как мне интересно и Ваше мнение и мнение других. Тем более, что тему создал я и летаю на СП тоже я. Опять же мне интересен и авиатренажер.

Факты:
Живу я в городе с населением в 300 тыс человек за уральским хребтом (относительно Москвы).
Являюсь одним из участников местного аэроклуба.
Чтобы прикоснуться к авиации, начал с инструктором с СП. И СП мне очень нравится! (Цессна и Боинг тоже здорово :) )
В клубе около 100 человек в год проходит обучение.
Цена обучения 8000 руб в час.
Изначально залезть в СП надо было набраться смелости и я в этом не одинок. После первой покатушки смелости больше набираться не надо. :)
Летать нравиться и заинтересовывать других тоже.
Также нравиться воплощать в жизнь инженерную мысль. Благо средства для этого есть.
На реальном самолете не станешь летать когда запрещено по метеоусловиям чтобы понять, что может произойти и что необходимо при этом делать.

Городить тренажёр СП собираюсь по нескольким причинам:

1. Это хобби, увлечение, дополнительный бизнес.
2. Очень часто не лётная для СП погода (то снег, то мороз, то стемнело в 15:00, то точка росы не та, то туман, то облака низко и т.д)
3. Стоимость, предполагаю будет 3000-4000 за час.
4. Тренажёр нужен подготовленный под сертификацию (сама сертификация не рассматривается сейчас ). Необходимо для того, чтобы можно было отрабатывать аварийные ситуации и ситуации связанные с плохими метеусловиями.
5. Есть желания у организаций занимающихся студенчеством, молодежью и патриотизмом пользоваться такими услугами. Самих их лично в "небо" не тянет. Каждому своё.
6. Есть люди которые хотели бы, но страх непреодолим.
7. Кому то жалко денег на реальный полет, тем более что ещё и страшно.
8. Есть практикующие психологи желающие предоставлять услуги "боящимся". Нужен только тренажёр.
9. Есть Школы и дошкольные учреждения которые создают различные кружки и Департамент образования не против дополнительных ознакомительных занятий.
10. Развлечение

Если говорить конкретно только о курсанте, то все мои доводы не важны. Курсантов надо Учить на настоящей технике и глазомер там же отрабатывать.

Но, если все таки тренажёр городить, то это Не Боинг (количество людей в городе вряд ли окупит проект и сертифицированный покупать как то не понятна цель); возможно Цессна, но тогда вопрос с посадкой и глазомером остаётся.

Согласитесь, не видя полосы перед выравниванием из-за задранного носа в тренажере будет не ловко. А инструктор и вовсе материться будет. Отсюда и возникла эта тема: что если и делать, то с определенными технически реализованными функциями.

Вывод: если только под развлечение, то техническая реализация определенных моментов для реальных курсантов - не нужна. Если только под обучение, то вообще тренажёр не нужен для СП.
А вот если, по тем пунктам выше, то, сказать мальчишкам и девчонкам, что это подготовленнный тренажёр для пилотов, а не просто игрушка вызовет гораздо больший восторг.

Жду Ваши мнения....
Спасибо!
 
Dmitrii1975, А вот советую посмотреть этот адресок : www.simkits.com
Станет понятен примерный уровень расходов на тренажер.

Да, спасибо, за пять лет я не только в теме адресков, но и получил от различных зарубежных компаний предложения. Ценник от 100 тыс у.е на цессну до 360 тыс на Боинг. Плюс ещё 6 Dof. Был на заводе М.А.К. в Шишкиной Лесу под Москвой. Отличные ребята. Многое узнал. Серьезные разработки.
 
Вопрос: такая техника пилотирования применяется на всех ВС? Это где то описывается или требования инструкторов исходя из опыта?

Просто интересно как у других с обучением. В инете ни слова про это не находится.
У истребителей,такая же методика.
 
У истребителей,такая же методика.
Спасибо!

Dmitrii1975, А вот советую посмотреть этот адресок : www.simkits.com
Станет понятен примерный уровень расходов на тренажер.

Не удивлюсь, если мы знакомы!

По Вашей ссылке, кстати, потенциально рассматриваемый поставщик TRC. Есть ещё хорошие предложения с Прибалтики. И есть желание профинансировать проект по изготовлению своими силами то, что делает Flight Illusion.
 
Последнее редактирование модератором:
Дима, соглашайся на 360 от бобика и не заморачивайся с никами. Получится под своим выходить и не мучиться мыслями куда же головой крутить.
 
Реклама
Вбок смотоят на самолетах, на которых обзор вперед затруднен.
Не совсем так. Даже если обзор достаточен.
Истребители не сажают с продолженных глиссад.
Взгляд вперёд - грубое нарушении методики, и как правило шанс усесться до полосы:)
 
Последнее редактирование:
Назад