«Аэрофлот» создаст еще четыре региональных хаба в дополнение к Москве. Авиакомпания может развивать маршрутную сеть из Санкт-Петербурга, Сочи, Красноярска и одного из городов на Урале
В конце июня гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев объявил о намерении компании создать сеть региональных хабов. Ведь сейчас все рейсы ПАО «Аэрофлот» выполняет только через крупнейший аэропорт страны «Шереметьево», прямых рейсов между другими городами у него нет. Но когда и в каких региональных городах будут созданы хабы, Савельев не сказал.
«Ведомостям» удалось выяснить планы «Аэрофлота». Главные претенденты на создание хабов – Санкт-Петербург, Сочи и Красноярск, рассказали два человека, знающих это от менеджеров авиакомпании. Информацию подтвердил и близкий к «Аэрофлоту» человек.
Всего у «Аэрофлота» будет четыре региональных хаба, утверждают два собеседника. Четвертый будет на Урале. Обсуждались Екатеринбург и Челябинск, добавляет один из собеседников. Второй утверждает, что это точно не Челябинск, но и по Екатеринбургу твердого решения нет, возможен другой крупный город в регионе.
Также рассматривались Иркутск, Казань и Дальний Восток (Владивосток или Хабаровск), но эти варианты сейчас маловероятны, говорят два собеседника. На Дальнем Востоке у «Аэрофлота» летает «Аврора», она сама продолжит развивать перевозки в регионе, уточняет один из собеседников. Кроме того, из многих региональных городов летают и две другие «дочки» «Аэрофлота» – «Россия» и лоукостер «Победа».
По Сочи, Красноярску и Екатеринбургу с «Аэрофлотом» были предварительные обсуждения, знают менеджеры двух аэропортовых холдингов. А вот по Челябинску и Перми – оба эти аэропорта принадлежат холдингу «Новапорт» – никаких контактов и запросов не было, утверждает сотрудник «Новапорта».
Под выполнение региональной программы «Аэрофлот» закажет еще 100 российских самолетов SSJ100 (уже имеет в парке 49, 50-й придет в этом году), соглашение об этом с «Гражданскими самолетами Сухого» было подписано 10 сентября.
Выбор «Пулково» очевиден, объясняет близкий к группе «Аэрофлот» человек. Санкт-Петербург – второй по населению и наличию платежеспособного спроса город страны. А «Пулково» – крупнейший региональный аэропорт. В предыдущие годы «Аэрофлот» просто задавил прямые перелеты из Санкт-Петербурга дешевыми трансферами через «Шереметьево», но в городе есть спрос на прямые перелеты по России и за рубеж, продолжает собеседник. С весны 2013 г. по весну 2016 г. «Россия» сократила количество маршрутов из «Пулково» с 74 до 48, в том числе международных – с 53 до 24.
Санкт-Петербург – это единственный город, кроме Москвы, где есть соответствующий масштабам «Аэрофлота» спрос на перелеты, хабы в других городах малоперспективны, категоричен другой человек, близкий к группе.
Выбор остальных кандидатов в хабы собеседники «Ведомостей» не объясняют. Аэропорт Красноярска не входит в десятку крупнейших региональных гаваней (1,16 млн в первом полугодии), принадлежит он холдингу «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Аэропорты Сочи (входит в «Базэл аэро», в котором «Базовый элемент» – контролирующий акционер) и Екатеринбурга (принадлежит «Аэропортам регионов» Виктора Вексельберга) – соответственно второй и третий по трафику региональные аэропорты (2,73 млн и 2,65 млн пассажиров).
Екатеринбург – единственный аэропорт из обсуждаемых для хаба, где есть один ярко выраженный базовый перевозчик. Это «Уральские авиалинии» – третий в стране игрок на рынке авиаперевозок. С одной стороны, здесь точно есть трафик и «Аэрофлот» мог бы попытаться перетянуть его, а запас прочности у него несопоставимо больше, с другой – это могло бы погубить еще одну авиакомпанию, а не решить социальную задачу по росту транспортной доступности, считает топ-менеджер аэропортового холдинга.
Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался. Представители «Базового элемента», «Базэл аэро», «Пулково» и «Уральских авиалиний» на запросы «Ведомостей» не ответили.
«Аэропорты регионов» поддерживают авиакомпании, открывающие новые рейсы, минуя Москву, или увеличивающие частоту полетов по существующим, говорит представитель компании: «Во всех таких случаях обсуждается предоставление скидок на аэропортовое обслуживание».
Новый проект дорого обойдется «Аэрофлоту», уверен гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Мультихабовая модель – очень дорогостоящая затея: надо будет нанять персонал по техобслуживанию, администрированию, организации продаж. Так как в регионах в достаточном количестве людей нет, «Аэрофлоту» придется организовывать трудовую миграцию. Затраты на этот проект составят сотни миллионов долларов, указывает эксперт. «Это очередная социальная нагрузка на «Аэрофлот», компания эта эффективная, с хорошим cash flow, будем надеяться, что Боливар вынесет пятерых», – иронизирует Рыбак.-