Запад хочет "посадить" "Аэрофлот"
Если российские власти удовлетворят требование канадского перевозчика Air Canada и разрешат ему бесплатный транзит в Индию через территорию страны, лавинообразный поток аналогичных "пожеланий" последует со стороны других зарубежных авиакомпаний.
Конфликт между российскими и канадскими авиаперевозчиками, разгоревшийся на этой неделе из-за нежелания российской стороны предоставлять компании Air Canada бесплатный транзит в Индию над территорией страны, может обернуться серьезными экономическими последствиями для Аэрофлота. По оценкам экспертов, уже сейчас в связи с запретом канадской стороны Аэрофлоту летать транзитом через Канаду в США компания теряет около 500 тыс. долл. в неделю. Однако, с другой стороны, согласие российской стороны на ультимативные условия канадцев может повлечь за собой лавинообразный поток требований со стороны других западных перевозчиков об отмене транзитных платежей. В этом случае потери Аэрофлота, получающего часть данных платежей, может достичь, по оценкам аналитиков, 100 млн долл. в год. Неудивительно, что чиновники из Государственной службы гражданской авиации России (ГСГА) оценивают действия канадской стороны как прямое вмешательство "во внутренние дела российского государства".
Поводом к началу "боевых действий" между российской и канадской стороной стала программа дальних беспосадочных перелетов, которую начала этой осенью Air Canada. Так, на период с 18 октября по 30 ноября авиакомпания ввела в свое расписание ежедневный рейс Торонто - Дели. Наиболее экономичный маршрут по данному направлению лежит через территорию России, поэтому в сентябре канадские власти обратились к российской стороне с просьбой разрешить Air Canada бесплатный транзит над нашей территорией. Просьба была отклонена. Тогда 20 октября на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества премьер-министр Канады Жан Кретьен пожаловался на действия чиновников Владимиру Путину, однако президент не внял просьбе канадского премьера. Жан Кретьен пригрозил, что в качестве ответной меры его страна запретит Аэрофлоту летать над своей территорией, причем не замедлил претворить свои обещания в жизнь – с 1 ноября этого года Аэрофлоту запрещено летать транзитом через Канаду в США. Более того, количество рейсов Аэрофлота в Торонто ограничено с четырех до двух в неделю. В результате Аэрофлот вынужден переориентировать 12 еженедельных рейсов в США с трансатлантической трассы, часть которой проходит над территорией Канады, на другой маршрут, через Аляску. По оценкам аналитиков, такая переориентация "стоит" Аэрофлоту порядка 500 тыс. долл. в неделю.
Детали конфликта чиновники ГСГА пока не афишируют, подчеркивая тот факт, что условия межправительственного соглашения, касающиеся "коммерческих деталей", не разглашаются. Однако известно, что обе стороны в своем споре апеллируют к межправительственному российско-канадскому соглашению о воздушном сообщении от 18 декабря 2000 г. Данный документ предусматривает право канадской стороны на беспосадочный пролет над Россией в Юго-Восточную Азию. Проблема в том, что канадцы считают Индию частью Юго-Восточной Азии, а российская сторона – нет. Как заявил официальный представитель МИДа России Александр Яковенко, "причиной осложнения ситуации в области воздушного сообщения с Канадой является односторонняя трактовка канадской стороной приложений к межправительственному Соглашению о воздушном сообщении между Россией и Канадой".
Напомним, что все полеты через воздушное пространство России оговариваются в межправительственных соглашениях о воздушном сообщении, состоящих из двух частей. Соглашение заключается на межправительственном уровне (с российской стороны решение принимает МИД), однако все коммерческие условия оговариваются в приложении, которое подписывает ГСГА. В России система транзитных сборов организована таким образом, что пролетающая транзитом через нашу территорию авиакомпания платит, с одной стороны, за аэронавигационные услуги, а с другой – так называемые royalty – "пролетные" сборы (их общая сумма – 250-300 млн долл. в год), которые были введены еще в советское время (одна треть от этих сборов поступает в казну Аэрофлота). "Такая смешанная система была организована еще в советские годы как своеобразная форма поддержки Аэрофлоту, который осуществлял около 95% перевозок по всей стране, – сказал RBC daily президент Союза транспортников России Виталий Ефимов. – Организация такой системы – это внутренняя хозяйственная деятельность государства, в которую не имеют права вмешиваться зарубежные компании, как бы они к ней ни относились".
Однако "глухое" недовольство западных авиакомпаний относительно существующей "архаичной" системы взимания транзитных сборов до настоящего времени в серьезные конфликты не выливалось, несмотря на периодические критические публикации в западной прессе. Большинство зарубежных перевозчиков предпочитают вслух не высказывать свое недовольство, помня об огромном потенциале российского рынка. "Россия – очень важный для нас рынок, который обладает огромным потенциалом и очень интенсивно развивается, – сказал RBC daily Даниэль Буркард, региональный коммерческий директор авиакомпании British Airways по Восточной Европе. – Мы стремимся уважать и соблюдать правила, установленные правительством той или иной страны, в которую мы осуществляем полеты, в том числе правила, установленные российским законодательством".
Тем не менее вряд ли западные авиакомпании "счастливы" платить лишние деньги, тем более что в большинстве развитых стран мира такой системы не существует. Главная опасность сложившейся вокруг Air Canada ситуации, по мнению экспертов, в том, что если российские власти удовлетворят требование канадского перевозчика и разрешат ему бесплатный транзит в Индию через территорию страны, лавинообразный поток аналогичных "пожеланий" хлынет со стороны других авиакомпаний. Для России, и прежде всего для Аэрофлота, такое развитие событий обернется значительными экономическими потерями. "Если российская сторона согласится на условия канадской авиакомпании, это создаст прецедент, и все остальные перевозчики непременно выдвинут такие же требования, – сказала RBC daily аналитик компании UFG Елена Сахнова. – К тому же разговоры о том, чтобы отказаться от "советской" системы платы за пролет, уже давно идут. Если это случится, потери Аэрофлота составят около 100 млн долл. в год".
Официально российская сторона оценивает действия канадцев как "неправомерные". Чиновники из ГСГА, кроме того, подчеркивают, что Air Canada пытается вмешаться "во внутренние дела государства". С таким мнением согласен и Виталий Ефремов, который подчеркивает, что нарекания западных компаний относительно существующей системы взимания транзитных тарифов необоснованны. "Несмотря на то что дополнительная "плата за пролет" во многих странах мира не существует, однако те же самые аэронавигационные сборы в США, Канаде и Европе гораздо выше, чем в России, – говорит Виталий Ефимов. – Поэтому в целом те 250-300 млн долл., которые ежегодно платят за транзит зарубежные компании за пролет над нашей территорией, вполне сопоставимы с западными тарифами за аэронавигацию". Давать какие-либо прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации чиновники ГСГА отказались. Впрочем, эксперты полагают, что конфликт в скором времени может быть исчерпан сам собой: "злополучный" маршрут на Дели Air Canada внесла в свое расписание недавно и установила короткий срок на его использование – до 30 ноября, так как, вероятно, пока сомневается в его экономической целесообразности.
Источник: газета "RBC Daily"