Коммерсантъ Суббота 18 апреля 2009 №70
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1157368
Не совсем в тему, но это тоже в чем то результат исчезновения Дальавиа
Власти Хабаровского края планируют создание новой авиакомпании, специализирующейся на местных маршрутах. Перевозчик будет создан на базе КГУП «Хабаровские авиалинии» и ОАО «Восток». При этом правительство края просит передать в краевую собственность 51% акций ОАО «Восток», находящихся у ФАУФИ. Эксперты отмечают, что одним объединением компаний вопрос развития местных перевозок не решить — необходимо содействие властей в развитии бизнессоставляющей региональной авиации.
Об идее создания нового перевозчика, специализирующегося на авиапере
возках внутри Хабаровского края, заявил губернатор Виктор Ишаев. По его
словам, предприятие будет создано на базе ОАО «Восток» и КГУП «Хабаровские авиалинии», при этом объединение активов нацелено на сохранение и развитие транспортных услуг на местных воздушных линиях (МВЛ). Это стало особенно актуально после того, как ОАО «Даль
авиа», выполнявшее, в том числе, рейсы внутри Хабаровского края, прекратило летную деятельность. «Ни одна государственная корпорация не возьмет на себя внутрикраевые перевозки, в лучшем случае будут выполняться межрегиональные рейсы по маршрутам Хабаровск—ЮжноСахалинск или Хабаровск—Магадан»,— отметил Виктор
Ишаев, имея в виду будущее появление на Дальнем Востоке филиала «Росавиа».
ОАО «Авиакомпания „Восток“» образовано в 1993 году путем преобразования второго Хабаровского объединенного авиаотряда. 51% ус
тавного капитала принадлежит ФАУФИ, 37,8% — минимущества
Хабаровского края, остальные акции распылены. Парк авиакомпании состоит из 27 воздушных судов: шести самолетов Ан28, трех Ан38, 11 вертолетов Ми8 МТВ1, семи Ми8Т. В состав компании входят базовый аэропорт МВЛ Хабаровск, транзитный аэропорт в поселке им. Полины Осипенко. В 2008
году выручка от предоставления авиационных услуг составила 789
млн руб.
КГУП «Хабаровские авиалинии» (Николаевск на Амуре) учреждено правительством Хабаровского края в 2004 году. В ведении КГУП
находятся аэропорты Николаевск на Амуре, Охотск, Аян, Богородское, Херпучи, Чумикан. Авиапарк состоит из трех самолетов Як 40, одного Ан26100 и трех вертолетов Ми8. В настоящее время компании переданы в аренду три Ан24 и один Ан26, принадлежащие «Дальавиа». Ежегодно компанией перевозится более 36 тыс. пассажиров. Доля КГУП на рынке транс
портных услуг МВЛ края — более 80%. В 2008 году его выручка соста
вила 380 млн руб. Необходимое условие консолидации авиапредприятий — передача контрольного пакета акций компании «Восток» из федеральной в краевую собственность. «Мы подали соответствующую заявку в Росавиацию.
Было получено предварительное согласие при условии принятия из феде
ральной в краевую собственность аэродромов Хабаровск МВЛ и П. Оси
пенко. С передачей 51% акций край совместно с компанией „Восток“ должен
профинансировать реконструкцию аэродромных комплексов в сумме 277
млн руб. Из них краевым бюджетом предполагается выделить 119 млн
руб.»,— сообщил „Ъ“ замминистра промышленности, транспорта и связи
Хабаровского края Богдан Мусянович, уточнив, что окончательно вопрос с
передачей акций должен решиться к концу текущего года. После этого бу
дет подготовлено техникоэкономическое обоснование и схема объедине
ния перевозчиков. Впрочем, уже в настоящее время готовятся документы для принятия решения на федеральном уровне о выводе в отдельную структуру шести аэропортов, входящих в КГУП «Хабаровские авиалинии». На их базе появится Федеральное казенное предприятие северных аэропортов Хабаровского края, с созданием которого расходы по хозяйственной деятельности, не покрываемые доходами, планируется компенсировать за счет федерального бюджета. Как пояснил замначальника краевого управления транспорта и коммуникаций Юрий Синяков, в мае будет выбрана организация, которая разработает ТЭО проекта. По планам крайадминистрации, консолидация авиационных активов под эгидой краевого правительства должна помочь в решении проблем обоих перевозчиков. «„Хабаровские авиалинии“ постоянно находятся в сложном финансовом положении. У них большой износ авиапарка, много расходов, связанных с содержанием северных аэропортов. При этом авиапредприятие выполняет большой объемвнутрикраевых пассажирских перевозок, а они традиционно убыточны»,— отмечает Юрий Синяков. По его словам, в 2009 году дотации на покрытие убытков КГУП из краевого бюджета составят 63,4 млн руб.
У «Востока» экономическое положение более стабильное. До 92% доходов
компании приносит, согласно контрактам, участие в шельфовых проектах
Сахалина и выполнение международных заказов. В частности, вертолеты
предприятия в настоящее время работаютв Восточном Тиморе и на Гаити по
программам ООН («Восток» зарегистрирован в качестве официального постав
щика услуг Организации объединенных наций.— „Ъ“ ). Коммерческое на
правление позволит финансово укрепить будущего перевозчика.Однако и у «Востока» имеются проблемы, которые связаны со старением
авиапарка. «По международным стандартам возраст вертолетов не должен
превышать 20 лет.Сегодня из 11 вертолетов Ми8 МТВ, работающих за грани
цей, три приближаются к данному порогу, их надо менять. Нужно брать в ли
зинг новые машины, и без поддержки края компании это будет сложно сде
лать»,— сказал заместитель начальника отдела железнодорожного, воздуш
ного и водного транспорта краевого минтранса Дмитрий Кирсанов.
Получить комментарии от руководства «Хабаровских авиалиний» не уда
лось — телефон директора не отвечал.Руководитель «Востока» Александр Ткач отказался комментировать вопрос объединения с КГУП. Кстати, в отчете ОАО перед акционерами за четвертый квартал 2008 года говорится, что деятельность предприятия может быть подвержена ряду отраслевых рисков, в числе которых — частичная или полная потеря рынка «в случае реорганизации единой транспортной схемы Хабаровского края на неблагоприятной для авиакомпании „Восток“ основе».
По мнению гендиректора консалтинговой компании «Инфомост» Бориса Рыбака, одним администрированием не решить проблему местных пере
возок. «Само по себе объединение ничего не даст. Если власти субъекта хо
тят, чтобы развивались внутрирегиональные перевозки, нужно больше это
му уделять внимания, развивая бизнес составляющую»,— говорит Борис Ры
бак. По его словам, сегодня наиболее успешный пример поддержки регио
ном местных перевозчиков показывает ЯмалоНенецкий АО.