Дальневосточный сюрприз
Оксана СНИЦАРЬ
Неожиданностью летнего сезона авиаперевозок в Западной Сибири стало появление еще одного участника рынка. Начиная с 15 июня, авиакомпания «Владивосток Авиа» открывает рейсы из Кемерова, Барнаула и Томска на самом прибыльном - московском - направлении. Так, дальневосточные авиаторы вступят в прямую конкуренцию с лидерами - «Аэрофлотом», «Сибирью» и «КрасЭйр». Аналитики полагают, что привлечь пассажиров «Владивосток Авиа» сможет только пониженными тарифами.
ОАО «Владивосток Авиа» в 2004 году перевезло 576,5 тыс. пассажиров (рост по сравнению с 2003 годом - 25,6%). Пассажирооборот составил 1 млрд 720 млн пкм (рост 31,7%). По данным компании, по объему пассажирских перевозок «Владивосток Авиа» занимает 11-е место в России, по динамике пассажирооборота - 2-е после «Трансаэро». Авиапарк компании состоит из 22 воздушных судов: Ту-154М - 10, Ту-154Б - 3, Як-40 - 7, Ан-24 - 2; а также вертолетов Ka32a - 11, Ми-8 - 12.
Как сообщил «КС» помощник гендиректора, начальник отдела по связи с общественностью авиакомпании «Владивосток Авиа» Александр Алексеев, «авиарынки Томска, Кемерова и Барнаула хорошо известны нашей компании - в течение нескольких лет мы летали из этих городов в Абакан (Республика Хакасия) на Ан-24. Потенциал для развития авиаперевозок на этих рынках есть. Так что, заявив в летнем расписании полеты на Москву сразу из нескольких городов Западной Сибири, мы уверены, что наше предложение будет востребовано, а мы не будем работать себе в убыток». По словам Алексеева, основная цель - не просто выйти на рынок перевозок из региональных центров в Москву, но и выстроить маршрутную сеть из городов Западной Сибири на Дальний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион. Наиболее удобным узлом в построении этой сети, по мнению Алексеева, станет Абакан - дело в том, что в 2002 году авиакомпания «Хакасия» де-факто слилась с дальневосточным авиаперевозчиком.
Первые рейсы из Кемерова, Барнаула и Томска в Москву запланированы «Владивосток Авиа» с 15 июня на Ту-154. В Томске уже началась продажа авиабилетов. Пока «Владивосток Авиа» предполагает работать в летний сезон авиаперевозок, однако в зависимости от спроса не исключено, что и в осенне-зимний сезон компания продолжит работу на авиарынках Западной Сибири.
Заявив свою летнюю программу, дальневосточная авиакомпания бросила вызов лидерам авиаперевозок на этих рынках: «Сибири», «Аэрофлоту», «КрасЭйр». «Мы не боимся конкуренции и готовы к ней», - говорит господин Алексеев.
В авиакомпании «Сибирь» ситуацию с «Владивосток Авиа» предпочли не комментировать, однако заметили, что «на региональных авиарынках, где сравнительно небольшой пассажиропоток, жесткая конкуренция между авиакомпаниями неизбежна». У «Сибири» есть опыт борьбы за пассажира. Например, несколько лет назад на томский авиарынок выходила авиакомпания «Омскавиа», но, не выдержав конкуренции, была вынуждена уйти с этого рынка». «Сибирь» уже конкурировала с «Владивосток Авиа» при попытках расширить свое влияние на авиарынке Дальнего Востока. Этим летом «Сибирь» будет конкурировать с дальневосточными авиаторами в Томске, Кемерове и Барнауле. В авиакомпании «КрасЭйр», которая начала полеты из Кемерова в Москву, от комментариев отказались.
Зато появление альтернативного авиаперевозчика нашло поддержку у местных властей. Так, на маршруте Томск-Москва до недавнего времени работала только «Сибирь». Такая монополия не устраивала администрацию Томской области. «Высокие тарифы и хорошая загрузка рейса позволяют сделать вывод о необходимости привлечения альтернативного перевозчика», - писал в феврале этого года губернатор Томской области Виктор Кресс гендиректору «Аэрофлота» Валерию Окулову, приглашая «Аэрофлот» в Томск.
По информации ОАО «Томскавиа» (в состав авиапредприятия входит аэропорт «Томск»), «ежегодно рост рынка пассажирских перевозок в Томске составляет 8-10%, так что есть перспективы развития для обеих авиакомпаний».
Руководство авиапредприятия «Алтай» (Барнаул) также поддерживает появление «Владивосток Авиа», несмотря на то, что сейчас рейс Барнаул-Москва выполняют «Сибирь» и «Аэрофлот». До недавнего времени дальневосточная компания летала из Барнаула во Владивосток с пересадкой в Абакане. «Компания хорошо себя зарекомендовала на нашем рынке. Сейчас «Владивосток Авиа» заявила вечерний рейс на Москву. Спрос на него есть, так что причин отказать этой авиакомпании у нас нет», - сообщили «КС» в авиапредприятии «Алтай».
Аналитики, впрочем, считают, что если дойдет до жесткой конкуренции между авиаперевозчиками, то привлечь пассажиров «Владивосток Авиа» сможет только низкими тарифами. «Учитывая, что «Владивосток Авиа» будет эксплуатировать Ту-154, а, например, «Сибирь» - А-310, главным инструментом привлечения пассажиров для «Владивосток Авиа» станет стоимость авиабилета и удобное расписание», - считает аналитик ИК «Атон» Алексей Языков.
Сейчас, по информации Центрального агентства воздушных сообщений, у авиакомпании «Сибирь» самый низкий тариф с фиксированными датами на направлении Томск-Москва составляет 8910 рублей, у «Владивосток Авиа» - 7960 рублей.
источник — Континент Сибирь