АП с человеческими жертвами с самолетом Ту-22М3 в Шайковке, 23.03.2021

О неисповедимых путях "блуждающих" токов и кривых ручках.
Облет самолета после больших регламентных работ. При предполетной проверке выясняется, что триммера элеронов самопроизвольно полностью отрабатывают на левый крен, стоило только лишь двинуть переключатель триммеров в любую сторону. Сказал техникам, ушли в домик. Где-то через полчаса техники докладывают - все сделано, все работает как надо. Полеты по погоде отбили. Следующая смена - один к одному. Третья смена, с погодой нормально, но с триммерами все тоже - у техников работает как надо, у меня нет. С соответствующими докладами по команде - получился небольшой скандальчик. В конце концов выяснилось: если включить все АЗС (что обычно и делает экипаж) - то триммера отрабатывают самопроизвольно, а если включить АЗС только триммеров (что делали техники при проверке) - то триммера отрабатывают как положено. Что там конкретно было, какие и где были блуждающие токи и/или чьи кривые руки - уже не помню. Облет самолета состоялся в следующую смену.
Один из пунктов программы облета - переход на ручное управление, т.е. пилотирование с отключенными ГУ. И триммерами элеронов приходилось пользоваться практически при всех облетах. Справились бы потом ГУ с элеронами при их полностью отклоненных триммерах - сомневаюсь.
Вполне нормально,только не приведение надо искать,а конкретный дефект.И как я уже писал в этой ветке,после больших форм можно ожидать сюрпризов.Да здесь почти все могут выдать кучу невероятных историй,например заломанное в жгуте сверло,к счастью без последствий.
 
Реклама
Давно это было, но в мою бытность на 2- ках и 3 -ках кресла стояли идентичные, единственное отличие - на первых сериях 2-ек , для катапультирования командиру необходимо было разблокировать свое кресло. Но на поздних сериях эту блокировку убрали. По поводу минимальной скорости - в Быхове в 86 году ночью при отказе двигателя борт выкатился. Когда пролетали объездную дорогу, сломали переднюю стойку и мотало так, что командир хватался за что попало, а попал под руку привод катапульты. его и выбросило. Правда он все в ручную - от кресла отстегнулся и парашют открывал, поэтому на скорости явно меньше 130 все сработало. В момент катапультирования командира, оператор обесточил самолет, а у правого при подломе стойки опустился светофильтр. Он поднял светофильтр: в самолете темно, земля перед носом, командира нет, Тоже схватился за рычаги. тоже пытался вручную сработать, но скорость была уже совсем маленькой, он так и не смог кресло ногами оттолкнуть и вместе с ним упал в паре метров от командира. Ему повезло, что в том году была очень снежная зима и он угодил в глубокий сугроб. В результате командир отделался небольшой травмой позвоночника, правак испугом, а штурмана матом в многоэтажный небосреб.
 
да всегда
не предназначены катапульты для такого
именно на Ту-22, правильно? Т.к. в истории много случаев успешных катапультирований на 0 высоте.

Вот такую картинку нашёл:
209205.jpg
 
именно на Ту-22, правильно? Т.к. в истории много случаев успешных катапультирований на 0 высоте.

Вот такую картинку нашёл:
Посмотреть вложение 764054
КТ-1М разработка собственная КБ Туполева.
К-36ДМ появилось позже, оно унифицированное, Вы приводите пример этого кресла.
 
Реклама
На этой картинке ЯВНО НЕ Ту-22.
вы понимаете что кресла не везде одинаковы)
Да я это понимаю, поэтому и спросил, что именно в Ту-22 вероятность выжить при 0 высоте также нулевая.
То есть вопрос был изначально, смерть по причине не пристегнутых ремней или по причине такого типа кресел.
 
Каким боком тут Ту22 и Су27 ?
На сабже цикл принуда отработал штатно. Интерес вызывает только причина оного. Вариантов ровно 2.
 
отработал штатно
Система отработала штатно. А сработала либо штатно, либо нештатно. Оба варианта совсем плохи...
Полагаю комиссия уже много что знает, если вообще не все. Нам тут докладывать никто ничего не обязан.
Первый вариант не обсуждаю. А вот во втором возникают вопросы по тех состоянию и качеству работ на этой машине выполненных везде на всех этапах и всеми причастными, от завода до части а вероятно и на остальных машинах. Возможно придется поднапрячься, поскольку вчера анонсирован парад на День Победы и к тому времени, полагаю, на стол нужно положить бумагу с причинами, выводами и рекомендациями, поскольку тип наверняка участвует в программе. Да и в процессе повседневной БП такое более не должно повториться. Тут же во втором случае либо немыслимый отказ, либо руки. Учитывая что и в вероятном первом случае тоже чф, то выводы.....
 
Возможно придется поднапрячься, поскольку вчера анонсирован парад на День Победы и к тому времени, полагаю, на стол нужно положить бумагу с причинами, выводами и рекомендациями, поскольку тип наверняка участвует в программе.
Обесточат принудительное покидание, на время, сначала - потом будут думать, что делать на всём парке. ИМХО
 
Нет.. Электрически процесс идёт от второго тумблера.. именно сам процесс начинается с секундными..долесекундными интервалами.. пока я это написал кресло уже вылетело..
Левый тумблер,тот что жёстко связан с пластмассовой защитной накладкой красного цвета,отвечает за включение инормационных табло перед каждым членом экипажа "Приготовиться к авариному покиданию".. Ессьно,если нет дефицита времени и при наличие СПУ они в команде давно-недавно обговорили голосом(по ситуации)..КК принимает решение.. ну и ..возражения,как-бы , не принимаются.. В общем по это команде ПКК,ШК,ШО готовятся к выходу.. Говоря лётным языком "принимают позу в кресле".. Мы тут "труля-ля-лям"...А если передумал...? А может пронесёт...
А по факту КК только соберёт доклады.. или нет..и включит второй(правый)тумблер.. И отсюда пойдут атмосферы воздуха на штоки.. этому будет предшествовать упаковка лётчиков в кресле(втянет жопу принудительным притягом..притянет плечевые ремни)..улетит фонарь..выдернет собой боевую чеку КСМ.. кресло начнёт движение вверх.. при ходе на определённые расстояния по высоте будет продолжаться работа систем кресла по допаковке лётчика..с лязгом опустятся "секиры"..ОРР..ограничители разброса рук..и ноги захлестнут обтягивающие жгуты притяга ног(которые ранее были заправлены в свои защелки в проеме ног под приборной доской.. У ПКК ещё штурвал отобьёт вперёд.. И всё это будет происходить с каждым из трёх покидающих со своим временным интервалом..в определённом порядке покидания..
В принципе основные понятия по этому прописаны в Вики.. Но если ковырять глыбже,то .. как грил Фурманов.. есть "нюансы"..
Я давно заметил такую хрень,общаясь на авиафорумах.. Обсуждая что-то конкретное.. уходы в стороны по различным направлениям.. И сам грешен порой.. Но не лезу туда,куда "ток не дурак..знает куды течь"..
Дык вот.. Кто слышал,тот знает..кто в первый раз - гугла в помощь.. Некое время сему назад в Ахтубе совершился аваринейший случай..
Экипаж ахтубинский,самолёт арендованый утутошний.. Шайковский.. Парни слётали по заданию..дела свои поделали.. а потом по Возврату начались хрени.. Один движок встал..затем на глиссаде второй.. КК уже предупредил и тумблер поднял..первый.. Парни сказали.. "Нам ещё ипотеку.. детей поднять.." ... В общем.. КК волю в кулак..сел ну шо притёр.. а тут хрень-канава.. Живы все,только носовую сломалась..
Сложно всё... Сложно..
Налил.. помянул... Простите парни,если обидел память вашу своим истребительным языком... Был жывьём в кабине Ту-22М3 ещё курсантом в Прилуках,когда сами Прилуки летали на Ту-16..Полтавский залетел.. 1981 год.. Видел Ту-22М2..в Астрахани.. 1988 год..перелётный..с круглыми в/заборниками.. Ещё спорили..удивлялись.. Чёзанах..? Вроде всё правильно,а в глазу не то..
С мальства уважение к это машине и к тем,кто её эксплуатирует.. Это бомбёрный истребитель.. В Прилуках взлетал..камни до Ближнего летели.. печёнка вместе с остальным ливером тряслась внутри нас,курсантов истребительного АУЛа,словно делая подготовку.. Скоро-скоро.. на 3-м курсе..МиГ-21 вам даст "просрацца"... И таки дал.. и дальше "по-рецепту"..
================
Пусть мой "шиловский..массандровский" флуд будет данью Памяти погибшим.. Вечная Память вам,Лётчики..!
Воснелёт, - художественно.... (y)
 
nozzle,
Возможно....
Там сейчас еще поди чешут затылок - по окончании работы комиссии как, где, чьими силами и за чей счет восстанавливать машину...
 
Давно это было, но в мою бытность на 2- ках и 3 -ках кресла стояли идентичные, единственное отличие - на первых сериях 2-ек , для катапультирования командиру необходимо было разблокировать свое кресло. Но на поздних сериях эту блокировку убрали. По поводу минимальной скорости
Мы тут помянули погибших и как обычно после третьей " начали летать". Мысль такая: что мешало конструкторам поставить в цепь принудительного покидания блокировку по скорости. Поясню: разорвать цепь принуд. покидания релюхой сигнал на которую поступает от скоростного датчика настроенного на 140 км\ч, а для дублирования и . от концевика шлиц шарнира на передней стойки при её разгрузке. Насколько помню точно так же автоматически включается МСРП в случае его ручного НЕ включения. Доработка копеечная, а в этом случае спасла бы мужиков.
Надеюсь, что эту простую мысль услышат(прочтут) те, от кого это зависит. И оч. нужно в ближайшее время доработать ВСЕ оставшиеся борты. Причем это спокойно можно делать в ТЭЧ, а не гонять борты в Казань. Как то так.
 
Мысль такая: что мешало конструкторам поставить в цепь принудительного покидания блокировку по скорости. Поясню: разорвать цепь принуд. покидания релюхой сигнал на которую поступает от скоростного датчика настроенного на 140 км\ч, а для дублирования
Зачем в аварийную систему добавлять лишний элемент?! Как ваше реле сработает при полной потере электричества?! Два имеющихся тумблера достаточно!
 
разорвать цепь принуд. покидания релюхой сигнал на которую поступает от скоростного датчика настроенного на 140 км\ч
Датчик повреждён поражающим элементом БЧ противника - и что делать в таком случае?
 
Реклама
Доработка копеечная, а в этом случае спасла бы мужиков.
Тогда уже и кресла заменить, а то уж сильно много кондиций для этих КТ требуется, чтобы выжить. Высота, скорость, да ещё углы относительно земли влияют, на малой высоте с креном оно ведь тоже не вывезет.
 
Последнее редактирование:
Назад