За сим в очередной раз повторю свой тезис: полностью спроектированного и построенного на Украине вертолёта не существует. При наличии компетенций по проектированию практически всех основных компонентов, включая двигатель.
Казанский вертолетный завод (КВЗ) в приведенных выше материалах озвучил насчет своих, КВЗных, компетенций в части полного цикла создания вертолетной техники. Очевидно, что ни двигатели, ни ПКИ, ни материалы в это понятие не входят. Так что созданный и запущенный в серию вертолет АК-1-3 вполне подходит под указанное определение КВЗ.
Пример упоминавшейся выше вертолетной фирмы "Агуста" тоже показателен. Сами можете пройтись по её модельному ряду и по устанавливавшихся на её вертолетах ГТД. С поршневыми - да, "Агуста" еще заморачивалась, но не с ГТД - "турбомекки", "пратты", "роллс-ройсы".
И тем не менее уже не одно десятилетие Италия среди стран-вертолетостроителей. Более того, даже страны с богатыми собственными вертолетостроительными традициями не брезгуют приобретать эту вертолетную продукцию, а
кое-где - даже завод сборочный могут построить. Не взирая на собственные вертолетостроительные традиции.
Честно говоря, это уже каким-то мазохизмом отдает - вот не просто построить гражданский вертолет, но еще чтобы обязательно только со своим, двигателем. Зачем?
Вот как-раз размерность и смущает. Эффект масштабирования штука коварная. Спроектировать и изготовить редуктор для вертолёта с МВМ 3 кг, 300 кг и 3000 кг - это, согласитесь, три большие разницы. А три тонны для вертолёта далеко не предел. Так вот маленькие редукторы на Украине проектировали и строили, а вот что получится (и получится ли) с большими - вопрос отдельный.
Ну не 300 кг, для начала. У АК-1-3 - 650 кг, у SL-231 - 880 кг, у КТ-112 - 925 кг.
Но, конечно же соглашусь, разница между ~900-1000 кг и ~3500 кг конечно же есть, а уж тем более ~12000 кг и более. Бесспорно.
Однако обращаю ваше внимание, что "Мотор-Сич" ведет работы и по ВР-442, и по ВР-17МС, имея перед глазами живые натурные образцы ВР-2, ВР-8А, ВР-14, ВР-24
Причем не просто изучает их, а освоив их ремонт.
ПМСМ, вполне здравый и последовательный подход. И очевидно, что вначале замахиваются не сразу на ~12000 кг, а на ~3500 кг. Нормальный ход.