Автомобили с ДВС и гибриды: история, настоящее, будущее

Так или иначе, в 82-м году вышел вот такой BX.




Который являлся попыткой удешевить по производственной стоимости предыдущие машины фирмы, конкретно GS образца 70-го, с сохранением по возможности его уникальности.






GS, с кузовом от Жана Гире, был разработан ещё до поглощения Ситроена конкурентами из Пежо в 74-м.

Он имел 4-цилиндровый оппозит воздушного охлаждения и переднего расположения, поэтому линия капота могла быть достаточно низкой.



Видя его компоновку...




вспоминается Alfa Sud 72-го Рудольфа Хруска, с кузовом от Джуджаро, с тем же типом и расположением мотора и коробки.




Подкапотное GS.



И GS, и Alfa Sud в части кузова используют те же идеи, что и BMC 1800 Aerodinamica 1967-го года Паоло Мартина, от Пининфарины.

Рефлекторные фары приличной площади насколько можно наклонены назад, боковины гладкие, заднее колесо полуприкрыто, дверные ручки спрятаны в кузов, линия крыши плавно спадает, не давая потоку заметно оторваться, уменьшая площадь заднего среза, выполненного по известной "схеме Камма", и за счёт этого область паразитного заднего завихрения.

Охлаждение двигателя воздушное, без радиатора жидкостной системы, за счёт этого понижается линия капота, как и убирается часть аэропотерь, на его прохождение.








За счёт этих мер в 70-м году достигли Cx = 0.32 (по современной методике измерений чуть выше). В модели BX улучшения этого показателя не произошло.

Применение для BX в целях снижения стоимости более дешёвого Макферсона вместо двухрычажек предыдущей модели GS, с отсутствием верхних рычагов, не только ухудшило кинематику движения передних колёс, с ухудшением их контроля, но и повысило уровень вибраций, передаваемых на кузов. Как и повысило высоту верхних опор.

Передняя подвеска GS.



Передняя подвеска BX.



Но, выпускать BX было заметно дешевле.

История, крайне похожая на случившуюся с Лянчей в 70-х, при поглощении Фиатом. И позднее, в 90-х, с Альфой.
 
Последнее редактирование:
Да, и к сожалению Ситроен скис до банальных копий Пежо. Как и Лянча и Альфа сейчас. Наверное это хорошо, излишняя сложность мешает получить дешёвую машину.
 
Для московских пробок вполне нормально. 2.5 + эл моторчики. В Турции же, лексусы очень быстро теряют в цене. Тут я вижу только RX и NX.
 
Да, повышение отдачи электромотров компенсирует снижение по отдаче топливных. Хитрая Тойота сделала сложнее и эффективнее гибридную электротрансмиссию THS, но сэкономила на турбировании ДВС, оно у нее появляется только в старших дорогих версиях.

Европейские фирмы ставят не настолько сложную электрическую часть, вмонтированную в традиционную ступенчатую трансмиссию, либо традиционная идет у них в паре с отдельной задней e-Axle, при этом турбирование у них норма.

Их подход объясняется тем что поставщики трансмиссий для них как правило отдельные фирмы, ZF и Magna-Getrag, им проще закупать у них чем выпускать свои трансмиссии типа тойотовской THS.
 
Последнее редактирование:
Еще он объясняется тем что им важна повторяемость разгонной динамики на автобане, и здесь не плагин гибрид с атмосферником типа младшего тойотовского с THS будет проигрывать гибриду с турбированным мотором и ступенчатой коробкой, да и плагин THS с атмосферником и разряженной батареей видимо после ряда разгонов тоже.
 
Последнее редактирование:
Да, и к сожалению Ситроен скис до банальных копий Пежо.
Ну, некоторые модели трудно назвать банальными. На той же самой серии Пикассо дизайнерам дали оторавться по полной.

И еще такой вопрос по дизайну приборной панели. Кто автор идеи отказа от будильников над рулем в пользу цифрового экрана по средине панели? Это была Тойота (Приус) или Ситроен (Ксара Пикассо)?
 
Эта машина отличается только компоновкой салона, но если посмотреть посты выше, то в этом нет особенных новаций. Журналисты по моему мнению раздули эффект Сценика, Пикассо, и подобных. Идея одного объёма такой формы достаточно старая, не раз предлагалась итальянскими кузовными бюро автопроизводителям, но те отказывались. В начале 90-х они наконец решили что люди всё-таки станут такое покупать вместо универсалов, что она станет популярной, и выпустили на рынок.

Роль "дизайнеров" журналистами тоже искажена, это скорее стилисты, а годов с 70-х больше люди, которые декорируют то, что сделали до них компоновщики и аэродинамики. Облик всегда начинается с агрегатной компоновки, и компоновки посадки в салоне, выбранной конструкторами и коммерческим отделом, и завершается линиями наилучшей обтекаемости, с учётом требований производства в части прохождения разъёмов панелей, и возможности их отштамповать с учётом свойств выбранного металла и технологии, и стоимости. Также, конечно, с учётом регулятивных требований к безопасности, световым приборам и прочему. Задача стилистов с 70-х так увязать декор, подштамповки, чтобы скрыть неэстетичные разъёмы панелей, которые дорого выполнить гармонично, и аналогичным образом интегрировать световые приборы.

Навскидку, первыми внедрили центральную цифру в Рено, модели Twingo, в 92-м, оставив контрольные лампы перед водителем. Я прокатился на таком в своё время, всё неплохо считывалось.


 
Последнее редактирование:
То, что бросалось в глаза на дорогах в последние годы - это разнообразные оригинальные формы автомобилей от Ниссан. Компания сделала ставку на оригинальность и разнообразие и не прогадала, как кажется.
 
У ниссана потрясающий по гармоничности модельный ряд. Сделать все свои машины эталоном уродства это прям надо сильно постараться ) от note др гтр - один другого краше
 
Такое себе "не прогадала"
В 2017 Ниссан выпустил более 5 млн авто, а в 2023 неполные 3,4 млн
 
Последнее редактирование:
Пытаются броскостью отстроиться от конкурентов, техника ведь одинаковая. Смысл всех "дизайнов" на деле всё время таким и был, с их помощью продать то же самое, стоящее столько же в производстве, но чуть по-иному поданное.

Иногда это работает, иногда нет. Продажи вещь сложная, они зависят от точности попадания в ожидания публики, сложившейся репутации, круга постоянных клиентов, рентабельной цены реализации. Нужно не отпугнуть устоявшийся круг и привлечь новых, при этом не свалившись в скидки и неприемлемое снижение общей доходности. Также от экономики, от состояния которой зависит частота обновления людьми вещей, в том числе машин.
 
В этом плане любопытна история создания в Фиате лянчевской модели Dedra.

Началось всё с идеи унифицировать между разными марками и моделями группы Фиат не только механику, но и основу несущего кузова, и внешние панели. Для чего в 78-м году Никола Туфарелли, тогдашний управляющий директор, поручил архитектору Ренцо Пиано и его соавтору Питеру Райсу, архитектурному конструктору, построившим Центр Помпиду, проработку концепции фиатовского автомобиля следующего поколения, с использованием новых материалов, с целью снизить массу по крайней мере на 20%.

В том же 78-м для практической реализации наработок по VSS было организовано отдельное учреждение, названное I.De.A (Institute of Development in Automotive Engineering).

Идея Туфарелли состояла в том чтобы привлечь людей не из автомобильной отрасли, со свежими идеями, и дать им свободу от ограничений нынешних технологий, и таким образом осуществить перенос передового архитектурного опыта 60-70-х, отделения несущего каркаса от внешних не несущих панелей, использования готовых компонент, и вариативности внутреннего пространства, в автопроизводство.



Концепция экспериментальной машины основанной на субсистемах получила название VSS (Veicolo Sperimentale a Sottosistemi), она была практически проработана Пиано и Райсом в 78-79-м годах, на одной из вилл в окрестностях Турина.



Включая доводку в фиатовской аэротрубе.



Для демонтируемых не несущих панелей капота, дверей и крыши, и иных, были испытаны различные виды пластиков. Для различных частей машины пробовали полипропилены, полиуретаны, полиэстеры, поликарбонаты, а также нейлон.



Итоговая унифицированная несущая структура кузова, металлическая.



В 81-м Фиат представил концепт VSS публике, тогда же началась проработка гаммы моделей группы на его основе.
 
Последнее редактирование:
Это уже была задача Витторио Гиделлы, следующего за Туфарелли фиатовского руководителя, последнего большого босса, который был по образованию инженером, а не финансистом.

Инженер Гиделла в 83-м году переманивает Эрколе Спада из БМВ в I.De.A., чтобы тот организовал там такую проработку внешней стилистики машин Фиата и Лянчи на основе базовой структуры VSS, которая бы успешно её скрыла, сформировав для каждой из марок свой отдельный образ.

Один из первых эскизов Спада для нового седана Лянчи: предельно тонкие передние фары, низкая линия капота, и гладкие боковины.



Но тут вмешиваются компоновочные вещи: высота рядных двигателей с водяным охлаждением, и опор стоек переднего вертикального Макферсона.



Как и высота доступных тогда рефлекторных фар.



Поэтому, итоговый кузов выходит гораздо более прямоугольным.



Колёсные колпаки, планировавшиеся максимально глухими для лучшей обтекаемости, в серии получают больше прорезей.



Проработка деталей, формы задней оптики.



Проработка формы приборной панели.




Макетирование, где видно, что модель эту изначально хотели назвать историческим именем Aprilia.




Работы шли быстро и были закончены в том же 83-м.

Но, по причине необходимости обновления младших линеек Фиата и форсированного вывода на рынок хэтча этой марки на основе VSS, модели Tipo, лянчевский седан Dedra был выведен на рынок только в 89-м.



Эскиз версии универсал.




Макетирование, в 89-м.




Серия, вывод на рынок в 93-м.

 
Последнее редактирование:
Чтобы развести Лянчу и Фиат на единой VSS основе, седан для последнего Спада делает иным, на основе тех его идей, которые не решились реализовать в БМВ: с высокой линией багажника, согласно аэро-требованиям, и с тонкими задними стойками, ради улучшения обзорности.



Реализовать настолько низкую линию капота не позволяет как на эскизах снова-таки не позволяет двигатель и высота рефлекторных фар.




Реализация, 1984-й, серия, 1990-й.


 
И оптика позволяет, и низкие движки давно не новость. Так что теперь на этом "хайп не срубишь"
Игрались в аэродинамику, теперь играются в "хищность".
Поэтому о низких линиях капота давно и прочно забыто, а авто "ваяют" по принципу "чем страшнее тем лучше"

 
Самой последней на рынок вышла VSS версия среднеразмерной Альфы.

Инженер Гиделла в 88-м закончил вывод на рынок старшей переднеприводной 164-й модели фирмы, на момент поглощения в 86-м готовой к производству, и также хотел быстро вывести на рынок среднеразмерную переднеприводную Альфу. По факту, ту же фиатовскую Tempra, с фиатовскими моторами, только со стилизованной под Альфу радиаторной решёткой.

Однако Спада, понимая губительность такого шага, предложил в 88-м разработку отдельной версии Tempra, в которой он снова предлагал низкий капот и максимально тонкие фары.





В дополнение к некоторым декоративным элементам от старшей 164-й, с кузовом разработки Эммануэле Никосиа и Энрико Фумиа из Пининфарины.

Чтобы достичь Cx = 0.31, Спада увеличил длину переднего свеса машины, оставив её багажник высоким, как у Tempra. Серийная модель наконец получила давно закладываемые в эскизы тонкие передние фары, так как на рынке появилась технология её линзования.

Машина, получившая коммерческое название 155, вышла на рынок в 92-м.

 
Последнее редактирование:
Touring, странно, Dedra была готова в 1983 году и, не смотря, на уважаемый авторский состав, уже прослеживаются зачатки биодизайна