Автомобили с ДВС и гибриды: история, настоящее, будущее

Биодизайн придумали журналисты.

На деле, автопроизводители в 70-х годах перешли к от радиусных к плоским внешним панелям, чтобы удешевить кузова, но нефтяные кризисы 73-го и 79-го потребовали высоко обтекаемых, поэтому в 80-х годах пошёл возврат обратно к радиусным.

Вот например 2000 Sportiva образца 54-го, от Фрэнко Скальоне, это биодизайн или нет?

alfa-romeo-2000-sportiva-coupe-14.jpg

alfa-romeo-2000-sportiva-coupe-15.jpg


Или Giulietta Sprint Coda Tonda образца 60-го, от Спады.

sz-1960-1.jpg


Или Giulietta Sprint 54-го от Скальоне, и Giulietta Sprint Coda Tronca 61-го от Спады.

alfa-romeo-giulietta-750-101-1.jpg


Ну или Giulia Sprint 63-го от Джуджаро, и Giulia Tubolare 63-го от Спады.

alfa-romeo-giulia-sprint.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
В реальности они уже в 50-х годах понимали как сделать высоко обтекаемый кузов, и Скальоне и Спада как раз фокусируются на этом во всех своих машинах. Внешность там вторична. Но до нефтяных кризисов 70-х обтекаемость была востребована только в гонках.

sz-1960-2.jpg
 
Последнее редактирование:
Биодизайн придумали журналисты.

На деле, автопроизводители в 70-х годах перешли к от радиусных к плоским внешним панелям, чтобы удешевить кузова, но нефтяные кризисы 73-го и 79-го потребовали высоко обтекаемых, поэтому в 80-х годах пошёл возврат обратно к радиусным.

Вот например 2000 Sportiva образца 54-го, от Фрэнко Скальоне, это биодизайн или нет?

alfa-romeo-2000-sportiva-coupe-14.jpg

alfa-romeo-2000-sportiva-coupe-15.jpg


Или Giulietta Sprint Coda Tonda образца 60-го, от Спады.

sz-1960-1.jpg


Или Giulietta Sprint 54-го от Скальоне, и Giulietta Sprint Coda Tronca 61-го от Спады.

alfa-romeo-giulietta-750-101-1.jpg


Ну или Giulia Sprint 63-го от Джуджаро, и Giulia Tubolare 63-го от Спады.

alfa-romeo-giulia-sprint.jpg
Нет конечно, не био дизайн, фиат marea, stilo, bravo и луиджио колани
 
Как вижу я, в 90-х был кризис идей.

По маркетинговым соображениям нужно было менять плоскостную эстетику 70-х на криволинейную, чтобы дать ощущение новизны, но идея одеть плоскостной кузов во что-то отсылающее к 50-60-м годам не сработала, так как уже не было тех пропорций, крыльев, фар, и хромированных бамперов. Выходили странные и негармоничные формы. Поэтому многие машины 90-х и 00-х так быстро устарели.
 
Последнее редактирование:
Лутц Колани не имел ни одной индустриализированной автомобильной концепции, и по простой причине, все они были малофункциональны и не обеспечивали преимущества в обтекаемости, то есть были практически непригодны.

Насчёт троицы Brava/Bravo/Marea.

В начале 90-х Фиат пытается вернуться от плоскостной к криволинейной стилистике, чтобы создать то что будет отличать его машины от японских конкурентов, мол мы старая марка делавшая большие машины, у нас есть история, и мы это в них отразим.

Как пример, можно взять пластику вот этой Alfa Romeo 6C 2500 1950-го года.

alfa-2500-riva-3-2.jpg

alfa-2500-riva-1-2.jpg


Машина оснащена рядным 6-цилиндровым мотором с двумя верхними распредвалами объёма 2.5, с тремя сдвоенными карбюраторами, разработки Витторио Джано, образца 38-го года, ещё от довоенной 6C 2500. Её же трансмиссией, подвесками и тормозной системой.

Установлены они вот в такое шасси из стальных труб разработки миланского инженера Гуидо Каттанео (сына конструктора фирмы Isotta-Fraschini, Джустино Каттанео), его практически выполняет специализированная фирма Gilco.

Как видно, двигатель и коробка сидят в нём весьма далеко в базе, и низко, к тому же мотор с сухим картером, поэтому установлен ещё более низко, чем с обычными масляным насосом и картером, что позволяет опустить линию капота.

chassis-1a.jpg


Кузов у неё работы Джонни Лурани.

riva-ad-780.jpg


Внешние алюминиевые панели облика от Лурани выбиты вручную в мастерской кузовщиков Riva из Ломбардии.

riva-2.jpg


(последняя фраза в этом рекламном листе - работаем очень точно, аккуратно, цены абсолютно конкурентны)

Что-то подобное нужно отразить стилистам центра стиля Фиата в совсем по-другому скомпонованных, функциональных, и гораздо более коротких несущих кузовах 90-х.
 
Последнее редактирование:
Но у машин уже не те пропорции, что в 40-50-х, все компании могут купить услуги итальянских стилистов, и центру стиля Фиата приходится выдумывать, как это действительно отразить.

Начинается переход нового с купе марки на базе VSS, которое должно стать образцом для других моделей.

Первый заказ как обычно делают Пининфарине, историческому партнёру Фиата, со своей аэро-трубой, и производственной базой, и она приходит с обтекаемым, хорошо пропорционированным и гармоничным (поэтому не устаревающим), но не броским решением.

01.jpg


Конкуренцию ей составляет собственный центр стиля Фиата, и первое его предложение, это переработка пининфариновского в менее гармоничное, но более броское (и поэтому быстрее устаревающее).

02.jpg


Ещё одна команда центра стиля, в которую входит Крис Бэнгл, молодой американец, и тогда сотрудник Фиата, предлагает свою альтернативу. Она базируется на идее Бэнгла "а давайте-ка натянем те формы 40-50-х на жёсткие точки платформы VSS".

03.jpg


Поначалу их решение было гораздо более традиционным.

00.jpg


Но потом, видимо по причине требований менеджмента Фиата, оно стало именно таким, генезис выражен в эскизах Бэнгла.

00.jpg

00.jpg

00.jpg


Пининфарина, отвечая на запрос на "особенность", детализирует свою концепцию, внося в детали несвойственный ей шум, при этом не меняя ничего глобально, ведь это ударит по пропорциям и обтекаемости.

04.jpg


За этим следует ещё одна, более радикальная попытка соответствовать запросам менеджмента Фиата, существенно ломающая изначальную концепцию. После чего тот отдаёт предпочтение работе собственной команды стилистов, в которую входит Бэнгл, и Пининфарина по кузову выходит из игры.

05.jpg


Решение от группы Бэнгла перерабатывается, и насыщается элементами реальной машины.

06.jpg


Также, продувается в аэротрубе Фиата, вследствие чего у него появляется хвост с "каммовским" срезом, вместо оригинального, стилизованного под 40-е решения. Поэтому же, уходят наплывы над арками, превращаясь в росчерки, которое должны придать кузову динамику в неподвижном состоянии. Ведь его подоконная линия глубоко не динамична, так как сломана имитацией наплывов крыльев 40-х годов.

07.jpg


Росчерк над задней аркой, по задумке стилистов переходящий в нижнюю линию крышки багажника, естественно мешает опустить высоту загрузки в него, поэтому в серии её опускают, и это продолжение исчезает. В таком виде, кузов индустриализируется.

08.jpg


Внутреннее оформление от центра стиля Фиата менеджментом отвергнуто.

16298480-371995563168786-3017977740067366727-n.png


В работу было взято предложение от Пининфарины.

16179469-371995703168772-9043372495185611492-o.jpg

16300278-371995673168775-3128491154505303625-o.jpg


Версия интерьера, которую в итоге индустриализировали.

16179736-371995763168766-3918692439180269903-o.jpg

16403264-371995776502098-6336722487916885952-o.jpg

16402914-371995779835431-5863792417787019921-o.jpg
 
Последнее редактирование:
После того как в 90-м утвердили кузов купе, в 92-м началась проработка хэтча, замены модели Tipo на VSS.

Первый макет от центра стиля Фиата на жёстких точках платформы VSS задавал только общую форму с сильно наклонённым лобовым стеклом, и капотом, и включал в себя те самые ретро-наплывы над задними арками, от купе.

09.jpg


Как и то же ретро-решение задней части, что и у первоначальной версии купе, отвергнутое для последнего по соображениям обтекаемости.

10.jpg


Проработка в аэротрубе привела к отказу от наплывов, и гладким, несколько сужающимся сзади боковинам.

11.jpg


Задняя часть как и купе получила удлинение и "каммовский" срез, насколько это конечно возможно на компактном 5-местном хэтчбеке.

12.jpg


Версия от (фактически) фиатовского бюро I.De.A., созданная под руководством Эрколе Спада, более обтекаемая: с сильнее ниспадающим капотом, поэтому более узкими передними фарами, более выраженным передним сплиттером, плоскими, но плавными боковинами, с более выраженными боковыми рокер-панелями.

13.jpg


У неё из-за той же аэро-оптимизации заметно сужающийся в задней части кузов, с более чёткими отделителями потока боковин, а также задний бампер с более выраженным сплиттером, как и гораздо более благоприятная для стекания потолка линия заднего стекла, что снижает объём заднего завихрения. "Каммовский" срез багажника также присутствует.

14.jpg


Версия от бюро Италдизайн, созданная уже не под руководством Джорджетто Джуджаро (его место занял сын, Фабрицио): не настолько ниспадающий капот, как у предыдущего предложения, при этом почти настолько же узкие передние фары, и выраженный передний сплиттер. Плавные боковины, а к ним выраженные боковые рокер-панели. Характерны наплывы на капоте, имитирующие таковые над крыльями у машин 40-50-х.

15.jpg


В задней части лёгкие наплывы над арками, такая же имитация 40-50-х, и вторящая им скруглённая линия бокового остекления. При этом, спадом заднего остекления задано не такое плавное стекание потока с крыши, как у предыдущего предложения. Очевидно и отсутствие "каммовского" среза. Такой кузов менее обтекаем.

16.jpg


Трёхдверная версия от Италдизайн, и всё та же общая идея, скруглённый Гольф с ретро-пластикой. Различия только в решениях фальшрадиаторной решётки, которой здесь нет, и передней линии капота.

17.jpg


Руководство Фиата, в силу желания выделиться, решило пускать в серию вариант от собственного центра стиля, в виде 5-дверной Brava, только лишь с модифицированными в три а не две полосы задними фарами от концепта купе Пининфарины. Трёхдверную версию машины пустили в серию с практически исходным решением задних фар концепта от центра стиля, под названием Bravo.

Фронтальное решение от I.De.A. будет использовано Фиатом для будущей меньшей модели, Punto.

Вот и весь "биодизайн" ,)
 
Последнее редактирование:
После того как в 90-м утвердили кузов купе, в 92-м началась проработка хэтча, замены модели Tipo на VSS.

Первый макет от центра стиля Фиата на жёстких точках платформы VSS задавал только общую форму с сильно наклонённым лобовым стеклом, и капотом, и включал в себя те самые ретро-наплывы над задними арками, от купе.

09.jpg


Как и то же ретро-решение задней части, что и у первоначальной версии купе, отвергнутое для последнего по соображениям обтекаемости.

10.jpg


Проработка в аэротрубе привела к отказу от наплывов, и гладким, несколько сужающимся сзади боковинам.

11.jpg


Задняя часть как и купе получила удлинение и "каммовский" срез, насколько это конечно возможно на компактном 5-местном хэтчбеке.

12.jpg


Версия от (фактически) фиатовского бюро I.De.A., созданная под руководством Эрколе Спада, более обтекаемая: с сильнее ниспадающим капотом, поэтому более узкими передними фарами, более выраженным передним сплиттером, плоскими, но плавными боковинами, с более выраженными боковыми рокер-панелями.

13.jpg


У неё из-за той же аэро-оптимизации заметно сужающийся в задней части кузов, с более чёткими отделителями потока боковин, а также задний бампер с более выраженным сплиттером, как и гораздо более благоприятная для стекания потолка линия заднего стекла, что снижает объём заднего завихрения. "Каммовский" срез багажника также присутствует.

14.jpg


Версия от бюро Италдизайн, созданная уже не под руководством Джорджетто Джуджаро (его место занял сын, Фабрицио): не настолько ниспадающий капот, как у предыдущего предложения, при этом почти настолько же узкие передние фары, и выраженный передний сплиттер. Плавные боковины, а к ним выраженные боковые рокер-панели. Характерны наплывы на капоте, имитирующие таковые над крыльями у машин 40-50-х.

15.jpg


В задней части лёгкие наплывы над арками, такая же имитация 40-50-х, и вторящая им скруглённая линия бокового остекления. При этом, спадом заднего остекления задано не такое плавное стекание потока с крыши, как у предыдущего предложения. Очевидно и отсутствие "каммовского" среза. Такой кузов менее обтекаем.

16.jpg


Трёхдверная версия от Италдизайн, и всё та же общая идея, скруглённый Гольф с ретро-пластикой. Различия только в решениях фальшрадиаторной решётки, которой здесь нет, и передней линии капота.

17.jpg


Руководство Фиата, в силу желания выделиться, решило пускать в серию вариант от собственного центра стиля, в виде 5-дверной Brava, только лишь с модифицированными в три а не две полосы задними фарами от концепта купе Пининфарины. Трёхдверную версию машины пустили в серию с практически исходным решением задних фар концепта от центра стиля, под названием Bravo.

Фронтальное решение от I.De.A. будет использовано Фиатом для будущей меньшей модели, Punto.

Вот и весь "биодизайн" ,)
Touring, FB I.De.a похож на фиат siena, помню был такой седанчик, ездил на нём в качестве такси в Италии. А фиат IDEA как модель, емнип, это серийный фиатовский микро минивэн, хотя могу ошибаться.
Полностью согласен о особой роли в машинах до конца 1980-х молдингов, бамперов, крупно размерных фар и прочих элементов дизайна. Их заменили диодами, первыми это сделали в ауди, но красивая диодная оптика предстаёт во всей красе в темное время суток, а ы дневном свете машина превращается в тыкву (с).
Плюс пропорции (борьба за пространство внутри, размер багажника и тд) и общие дизайн идеи с оглядкой на аэродинамику делают машины похожими. Сейчас мода на выдвижные ручки дверей, которые отлично замерзают в условиях зимы, которые начал использовать Range Rover, подхватили китайцы, а потом присоединился даже Мерседес. Хотя и в 1990х уже прослеживалась тенденция сближения решений и закупки деталей из одной коробки, на примере фиат стило и его современника фольксваген гольф 4.
 
Как вижу я, в 90-х был кризис идей.

По маркетинговым соображениям нужно было менять плоскостную эстетику 70-х на криволинейную, чтобы дать ощущение новизны, но идея одеть плоскостной кузов во что-то отсылающее к 50-60-м годам не сработала, так как уже не было тех пропорций, крыльев, фар, и хромированных бамперов. Выходили странные и негармоничные формы. Поэтому многие машины 90-х и 00-х так быстро устарели.

90-е - это золотой век автоиндустрии. Последние, по-настоящему, надёжные и гармоничные по дизайну автомобили, причём, как в Европе, так и в Японии: от Пассата B3/B4 и третьего-четвертого Гольфа до Карины E, Короллы E100 и пятых-шестых поколений Сивика и Аккорда.
Они и сегодня не выглядят устаревшими.
 
Реклама
Все обвиняют маркетологов, но так ли виноваты они на самом деле? Всё бьются за продажи, а точнее за прибыль. Цель акционерной компании приносить прибыль акционерам. Взять концерн Стелантис - китайские СП с донгфенг и GAC убыточны, продажи оставляют желать лучшего, хотя донгфенг владеет более 3+% в акционером капитале компании. Или рынок Индии, сколько там продал Стелантис в 2022 году? 230 или 260 тыс автомобилей на сумму 4 млрд евро. В то время как мазератти за тот же 2022 год продала 24000 машин на 2 млрд евро. А учитывая, информацию уважаемого Touring, тот же популярный грекале собирают из фиатовской коробки с комплектующими. Просто приносит он больше прибыли. Кстати история M&A применительно к созданию концерна Стелантис, объедение Крайслера и Фиата после банкротства первого, союз с PSA и роль в этом внука старика Аньели - Джона Элканна достойны нового сериала от нетфликс в стиле гейм оф trones.
 
90-е - это золотой век автоиндустрии. Последние, по-настоящему, надёжные и гармоничные по дизайну автомобили, причём, как в Европе, так и в Японии: от Пассата B3/B4 и третьего-четвертого Гольфа до Карины E, Короллы E100 и пятых-шестых поколений Сивика и Аккорда. Они и сегодня не выглядят устаревшими.
Пассат В3 образца 88-го от Фольксвагена был адаптацией части его собственных, и университетских разработок 77-81-го годов, выполненных в рамках проекта Auto 2000, инициированного BMFT в 77-м, и профинансированного из немецкого федерального бюджета. B4 образца 93-го это чуть более интегрированная по аэродинамическим элементам версия В3, с упрощённым решением капота, с упрощённой передней частью, стилизованной под новый на тот момент Гольф 3.

Был у моего дядьки в 90-х годах такой В3-й универсал, да, простой как грабли, да просторный, но не самый комфортный, и управлялся он так себе. Передний вертикальный Макферсон и задняя торсионная балка этих машин точно не мечта, ни по устойчивости ни по комфорту, иначе бы их применял Бенц, но нет, он не применял, так как эти решения у Фольксвагена шли только от экономии.

Конечно, всё это можно было реализовать гораздо лучше, потратив больше, чем Фольксваген и занялся в версии В5, дав ему наконец визуально цельный и при этом обтекаемый кузов, переднюю High SLA четырёхрычажку с виртуальной рулевой осью в алюминии, и заднюю стальную двухрычажку в версии с полным приводом. Машина стала тише, комфортнее, и стала рулиться так, как не рулился до неё ни один Фольксваген.

Про ломучесть этих подвесок миф, вернее итог кроилова третьих владельцев на запчастях. Конвейерный оригинал от ФВ весь проектный срок ходил не изнашиваясь. У родителей в 08-11-м был универсал В5.5 выпуска 04-го, и за пробег в 230 тысяч, 130 по Европе + 100 здесь, в его передней многорычажке с состоянии с завода не менялось ничего, и по задней балке конечно тоже ничего, хотя из этих 100 здесь часть была лесных дорог.

В сменившей его машине от Ауди, Оллроаде выпуска 03-го года, являющейся на деле полноценной версией универсала В5 с полным приводом (всё лучшее у ФВ традиционно идёт как Ауди), за пробег в 230 тысяч, 160 по Европе + 70 здесь, в передней оригинальной с завода тоже не менялось ничего. Кроме комплекта специфичных для Оллроада пневмостоек, в 8-летнем возрасте. Но, начиная с 230-ти тысяч пробега, используя афтермаркет компоненты от TRW, по передней каждые 40-50 тысяч нужна полная замена рычагов, летят и шаровые и сайлентблоки. По задней двухрычажке, аналогичной В5 с полным приводом, за пробег в 290 тысяч, с завода не менялось ничего.

Машина постоянно видит здесь плохой асфальт, как и лесные дороги, тысяч 10 только по лесным уже набежало. Обычный универсал у его владельцев, тем более в Европе, точно не видит такой эксплуатации.
 
Последнее редактирование:
Passat B3 мыслился в начале проекта в 80-м году очень обтекаемым лифтбэком, базировавшемся на 80-ке В3, ровно как и было в первом его поколении. С седаном Santana, и с версией с менее плавно спадающей линией задней двери, названной Variant.

С продольными моторами 80-й в переднем свесе, и её продольными коробками с пустотелым вторичным валом, через который происходит передача момента на передний межколёсный дифференциал, встроенный в корпус коробки. С также встроенным в хвост коробки межосевым Torsen-ом, в полноприводном варианте.

1980-80-0.jpg


Как и у Ауди для этих машин предусматривался передний Макферсон, и задняя торсионная балка, в полноприводных сзади Макферсон, тоже всё просто и дубово.
 
Последнее редактирование:
На картинках всё примерно одинаково. Дьявол в деталях. Одна машина удобная, а другая не очень. Недавно посмотрел Мицубиси ASX 1,8 2012 года выпуска. Понравилось, удобно, достаточно просторно на мой взгляд. Хоть машина и небольшая.
 
Такая компоновка агрегатов с продольными мотором и коробкой давала удобство обслуживания двигателя, возможность легко реализовать рядные 5 цилиндров а не например 4, и не потерять в нём, что с поперечным расположением двигателей и коробок уже проблематично, получить полуоси равной а не разной как с поперечным длины. И, главное, довольно несложную в отличие от поперечного расположения реализацию полного привода, получившего у Фольксвагена коммерческое название Quattro, без устройства разворота момента, и его корпуса, и без отдельного корпуса межосевого дифференциала.

Преимущество над схемой с продольными мотором и коробкой со смещением в базу, как например у БМВ, в том, что вынос мотора и коробки вперёд даёт заметно более просторный салон, при той же колёсной базе. К тому же, с компоновочной схемой БМВ надо было ставить на выходе из коробки передач отдельную коробку разворота момента вперёд, с её межосевым дифференциалом, обходить валом передачи момента на передний дифференциал коробку передач, и как-то пространственно совмещать в передней части двигатель, и этот передний дифференциал.

Наибольшая сложность заключалась в нахождении на рынке поставщика качественно изготовленных самоблокирующихся дифференциалов c косозубыми шестернями, причём по приемлемым ценам, поэтому в ранних вариантах машин Ауди с полным приводом шёл межосевой дифференциал, блокируемый вручную из салона. Как только она была решена, была найдена американская Gleason с её Torsen (позднее купленная японской Zexel, а потом Toyoda Machine Works, ставшей после объединения с Koyo называться JTEKT), на рынке появилась удобная, не требующая вмешательства пользователя система постоянного полного привода. Простая по принципу работы, с чисто механическим видом блокировки, поэтому необслуживаемая и очень отказоустойчивая.
 
Последнее редактирование:
Недостаток компоновки, продольное распределение веса неоптимально, особенно в случае применения массивных и длинных коробок и моторов, что накладывает ограничения на отклик на рулевые воздействия. Также, она не позволяет существенно опустить линию капота, что полезно для улучшения обтекаемости.

1986-80-1.jpg


Но, в начале 80-х эти моменты виделись не настолько существенными, как сейчас.
 
На эскизах были и Ауди с гораздо более низкими капотами, как на фото ниже, но в производство поступали только такой компоновочной схемы.

1986-80-2.jpg
 
Лифтбэк, который должен был стать Passat-ом, в середине 80-х был реализован, но в серию не пошёл.

1980-80-1.jpg


Ну а гамма Passat / Santana / Variant полностью поменялась, став Passat / Passat Variant, и перейдя на поперечное расположение агрегатов, как у Golf.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Возвращаясь из давно минувшей эпохи...
Что по мнению почтенной публики предпочтительнее купить в Европе из PHEV?
Рассматриваемые варианты:
RAV4,
CX-60,
Outlander.

Разброс цен плюс-минус значения не имеет.
Сам склоняюсь к CX-60, но модель довольно новая, и не знаю, чья там трансмиссия и вот это вот всё.
 
Назад