Автомобили с ДВС и гибриды: история, настоящее, будущее

Так или иначе, в 82-м году вышел вот такой BX.

citroen-bx-14-re-250.jpg

citroen-bx-14-re-7.jpg


Который являлся попыткой удешевить по производственной стоимости предыдущие машины фирмы, конкретно GS образца 70-го, с сохранением по возможности его уникальности.

citroen-gs-special-9.jpg

citroen-gs-special-3.jpg

citroen-gs-special-58.jpg

citroen-gs-club-24.jpg


GS, с кузовом от Жана Гире, был разработан ещё до поглощения Ситроена конкурентами из Пежо в 74-м.

Он имел 4-цилиндровый оппозит воздушного охлаждения и переднего расположения, поэтому линия капота могла быть достаточно низкой.

citroen-gs-51.jpg


Видя его компоновку...

citroen-gs-45.jpg

citroen-gs-87.jpg


вспоминается Alfa Sud 72-го Рудольфа Хруска, с кузовом от Джуджаро, с тем же типом и расположением мотора и коробки.

alfa-romeo-alfasud-41.jpg

alfa-romeo-alfasud-ti-9.jpg


Подкапотное GS.

13-gs-1970-2.jpg


И GS, и Alfa Sud в части кузова используют те же идеи, что и BMC 1800 Aerodinamica 1967-го года Паоло Мартина, от Пининфарины.

Рефлекторные фары приличной площади насколько можно наклонены назад, боковины гладкие, заднее колесо полуприкрыто, дверные ручки спрятаны в кузов, линия крыши плавно спадает, не давая потоку заметно оторваться, уменьшая площадь заднего среза, выполненного по известной "схеме Камма", и за счёт этого область паразитного заднего завихрения.

Охлаждение двигателя воздушное, без радиатора жидкостной системы, за счёт этого понижается линия капота, как и убирается часть аэропотерь, на его прохождение.

14-GS-aero-1.jpg

15-GS-aero-2.jpg

16-GS-aero-3.jpg

17-GS-aero-4.jpg

18-GS-model-1.jpg

18-GS-model-2.jpg


За счёт этих мер в 70-м году достигли Cx = 0.32 (по современной методике измерений чуть выше). В модели BX улучшения этого показателя не произошло.

Применение для BX в целях снижения стоимости более дешёвого Макферсона вместо двухрычажек предыдущей модели GS, с отсутствием верхних рычагов, не только ухудшило кинематику движения передних колёс, с ухудшением их контроля, но и повысило уровень вибраций, передаваемых на кузов. Как и повысило высоту верхних опор.

Передняя подвеска GS.

13-gs-1970-1.jpg


Передняя подвеска BX.

20-BX-1982.png


Но, выпускать BX было заметно дешевле.

История, крайне похожая на случившуюся с Лянчей в 70-х, при поглощении Фиатом. И позднее, в 90-х, с Альфой.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Touring, у меня был в начале 90х BX TRS16 - гениальная машина, слона можно было в ней увезти и очень комфортабельная. Сейчас их практически не осталось, хотя СХ и даже DS/ID встречаются регулярно
Да, и к сожалению Ситроен скис до банальных копий Пежо. Как и Лянча и Альфа сейчас. Наверное это хорошо, излишняя сложность мешает получить дешёвую машину.
 
Его атмосферка 2.5 в четыре цилиндра думаю грустновато будет ощущаться после турбомотора, на двух тоннах массы, поэтому европейские марки ставили и ставят как минимум на турбированные четыре цилиндра. Лучше конечно шесть цилиндров и 3.5, а ещё лучше шесть цилиндров и турбо.
Для московских пробок вполне нормально. 2.5 + эл моторчики. В Турции же, лексусы очень быстро теряют в цене. Тут я вижу только RX и NX.
 
Да, повышение отдачи электромотров компенсирует снижение по отдаче топливных. Хитрая Тойота сделала сложнее и эффективнее гибридную электротрансмиссию THS, но сэкономила на турбировании ДВС, оно у нее появляется только в старших дорогих версиях.

Европейские фирмы ставят не настолько сложную электрическую часть, вмонтированную в традиционную ступенчатую трансмиссию, либо традиционная идет у них в паре с отдельной задней e-Axle, при этом турбирование у них норма.

Их подход объясняется тем что поставщики трансмиссий для них как правило отдельные фирмы, ZF и Magna-Getrag, им проще закупать у них чем выпускать свои трансмиссии типа тойотовской THS.
 
Последнее редактирование:
Еще он объясняется тем что им важна повторяемость разгонной динамики на автобане, и здесь не плагин гибрид с атмосферником типа младшего тойотовского с THS будет проигрывать гибриду с турбированным мотором и ступенчатой коробкой, да и плагин THS с атмосферником и разряженной батареей видимо после ряда разгонов тоже.
 
Последнее редактирование:
Да, и к сожалению Ситроен скис до банальных копий Пежо.
Ну, некоторые модели трудно назвать банальными. На той же самой серии Пикассо дизайнерам дали оторавться по полной.

И еще такой вопрос по дизайну приборной панели. Кто автор идеи отказа от будильников над рулем в пользу цифрового экрана по средине панели? Это была Тойота (Приус) или Ситроен (Ксара Пикассо)?
 
Ну, некоторые модели трудно назвать банальными. На той же самой серии Пикассо дизайнерам дали оторавться по полной. И еще такой вопрос по дизайну приборной панели. Кто автор идеи отказа от будильников над рулем в пользу цифрового экрана по средине панели? Это была Тойота (Приус) или Ситроен (Ксара Пикассо)?
Эта машина отличается только компоновкой салона, но если посмотреть посты выше, то в этом нет особенных новаций. Журналисты по моему мнению раздули эффект Сценика, Пикассо, и подобных. Идея одного объёма такой формы достаточно старая, не раз предлагалась итальянскими кузовными бюро автопроизводителям, но те отказывались. В начале 90-х они наконец решили что люди всё-таки станут такое покупать вместо универсалов, что она станет популярной, и выпустили на рынок.

Роль "дизайнеров" журналистами тоже искажена, это скорее стилисты, а годов с 70-х больше люди, которые декорируют то, что сделали до них компоновщики и аэродинамики. Облик всегда начинается с агрегатной компоновки, и компоновки посадки в салоне, выбранной конструкторами и коммерческим отделом, и завершается линиями наилучшей обтекаемости, с учётом требований производства в части прохождения разъёмов панелей, и возможности их отштамповать с учётом свойств выбранного металла и технологии, и стоимости. Также, конечно, с учётом регулятивных требований к безопасности, световым приборам и прочему. Задача стилистов с 70-х так увязать декор, подштамповки, чтобы скрыть неэстетичные разъёмы панелей, которые дорого выполнить гармонично, и аналогичным образом интегрировать световые приборы.

Навскидку, первыми внедрили центральную цифру в Рено, модели Twingo, в 92-м, оставив контрольные лампы перед водителем. Я прокатился на таком в своё время, всё неплохо считывалось.

renault-twingo-1-2-mt.jpg

renault-twingo-1-2-mt-1.jpg
 
Последнее редактирование:
То, что бросалось в глаза на дорогах в последние годы - это разнообразные оригинальные формы автомобилей от Ниссан. Компания сделала ставку на оригинальность и разнообразие и не прогадала, как кажется.
 
Реклама
То, что бросалось в глаза на дорогах в последние годы - это разнообразные оригинальные формы автомобилей от Ниссан. Компания сделала ставку на оригинальность и разнообразие и не прогадала, как кажется.
У ниссана потрясающий по гармоничности модельный ряд. Сделать все свои машины эталоном уродства это прям надо сильно постараться ) от note др гтр - один другого краше
 
То, что бросалось в глаза на дорогах в последние годы - это разнообразные оригинальные формы автомобилей от Ниссан. Компания сделала ставку на оригинальность и разнообразие и не прогадала, как кажется.
Такое себе "не прогадала"
В 2017 Ниссан выпустил более 5 млн авто, а в 2023 неполные 3,4 млн
 
Последнее редактирование:
То, что бросалось в глаза на дорогах в последние годы - это разнообразные оригинальные формы автомобилей от Ниссан. Компания сделала ставку на оригинальность и разнообразие и не прогадала, как кажется.
Пытаются броскостью отстроиться от конкурентов, техника ведь одинаковая. Смысл всех "дизайнов" на деле всё время таким и был, с их помощью продать то же самое, стоящее столько же в производстве, но чуть по-иному поданное.

Иногда это работает, иногда нет. Продажи вещь сложная, они зависят от точности попадания в ожидания публики, сложившейся репутации, круга постоянных клиентов, рентабельной цены реализации. Нужно не отпугнуть устоявшийся круг и привлечь новых, при этом не свалившись в скидки и неприемлемое снижение общей доходности. Также от экономики, от состояния которой зависит частота обновления людьми вещей, в том числе машин.
 
В этом плане любопытна история создания в Фиате лянчевской модели Dedra.

Началось всё с идеи унифицировать между разными марками и моделями группы Фиат не только механику, но и основу несущего кузова, и внешние панели. Для чего в 78-м году Никола Туфарелли, тогдашний управляющий директор, поручил архитектору Ренцо Пиано и его соавтору Питеру Райсу, архитектурному конструктору, построившим Центр Помпиду, проработку концепции фиатовского автомобиля следующего поколения, с использованием новых материалов, с целью снизить массу по крайней мере на 20%.

В том же 78-м для практической реализации наработок по VSS было организовано отдельное учреждение, названное I.De.A (Institute of Development in Automotive Engineering).

Идея Туфарелли состояла в том чтобы привлечь людей не из автомобильной отрасли, со свежими идеями, и дать им свободу от ограничений нынешних технологий, и таким образом осуществить перенос передового архитектурного опыта 60-70-х, отделения несущего каркаса от внешних не несущих панелей, использования готовых компонент, и вариативности внутреннего пространства, в автопроизводство.

00.jpg


Концепция экспериментальной машины основанной на субсистемах получила название VSS (Veicolo Sperimentale a Sottosistemi), она была практически проработана Пиано и Райсом в 78-79-м годах, на одной из вилл в окрестностях Турина.

01.jpg


Включая доводку в фиатовской аэротрубе.

02.jpg


Для демонтируемых не несущих панелей капота, дверей и крыши, и иных, были испытаны различные виды пластиков. Для различных частей машины пробовали полипропилены, полиуретаны, полиэстеры, поликарбонаты, а также нейлон.

04.jpg


Итоговая унифицированная несущая структура кузова, металлическая.

05.jpg


В 81-м Фиат представил концепт VSS публике, тогда же началась проработка гаммы моделей группы на его основе.
 
Последнее редактирование:
Это уже была задача Витторио Гиделлы, следующего за Туфарелли фиатовского руководителя, последнего большого босса, который был по образованию инженером, а не финансистом.

Инженер Гиделла в 83-м году переманивает Эрколе Спада из БМВ в I.De.A., чтобы тот организовал там такую проработку внешней стилистики машин Фиата и Лянчи на основе базовой структуры VSS, которая бы успешно её скрыла, сформировав для каждой из марок свой отдельный образ.

Один из первых эскизов Спада для нового седана Лянчи: предельно тонкие передние фары, низкая линия капота, и гладкие боковины.

06-1982.jpg


Но тут вмешиваются компоновочные вещи: высота рядных двигателей с водяным охлаждением, и опор стоек переднего вертикального Макферсона.

07.jpg


Как и высота доступных тогда рефлекторных фар.

08.jpg


Поэтому, итоговый кузов выходит гораздо более прямоугольным.

09.jpg


Колёсные колпаки, планировавшиеся максимально глухими для лучшей обтекаемости, в серии получают больше прорезей.

10.jpg


Проработка деталей, формы задней оптики.

11.jpg


Проработка формы приборной панели.

12.jpg

13.jpg


Макетирование, где видно, что модель эту изначально хотели назвать историческим именем Aprilia.

14-1984.jpg

15-1984.jpg


Работы шли быстро и были закончены в том же 83-м.

Но, по причине необходимости обновления младших линеек Фиата и форсированного вывода на рынок хэтча этой марки на основе VSS, модели Tipo, лянчевский седан Dedra был выведен на рынок только в 89-м.

Lancia-Dedra-from-La-Spezia.jpg


Эскиз версии универсал.

16.jpg

17.jpg


Макетирование, в 89-м.

18.jpg

19.jpg


Серия, вывод на рынок в 93-м.

lancia-dedra-1-6i-large-8765.jpg
 
Последнее редактирование:
Чтобы развести Лянчу и Фиат на единой VSS основе, седан для последнего Спада делает иным, на основе тех его идей, которые не решились реализовать в БМВ: с высокой линией багажника, согласно аэро-требованиям, и с тонкими задними стойками, ради улучшения обзорности.

20.jpg


Реализовать настолько низкую линию капота не позволяет как на эскизах снова-таки не позволяет двигатель и высота рефлекторных фар.

21.jpg

22.jpg


Реализация, 1984-й, серия, 1990-й.

fiat-tempra-6.jpg

fiat-tempra-96.jpg
 
И оптика позволяет, и низкие движки давно не новость. Так что теперь на этом "хайп не срубишь"
Игрались в аэродинамику, теперь играются в "хищность".
Поэтому о низких линиях капота давно и прочно забыто, а авто "ваяют" по принципу "чем страшнее тем лучше"
nissan_sca-35.jpg

aston-martin-dbx-2020-thumb.jpg
 
Самой последней на рынок вышла VSS версия среднеразмерной Альфы.

Инженер Гиделла в 88-м закончил вывод на рынок старшей переднеприводной 164-й модели фирмы, на момент поглощения в 86-м готовой к производству, и также хотел быстро вывести на рынок среднеразмерную переднеприводную Альфу. По факту, ту же фиатовскую Tempra, с фиатовскими моторами, только со стилизованной под Альфу радиаторной решёткой.

Однако Спада, понимая губительность такого шага, предложил в 88-м разработку отдельной версии Tempra, в которой он снова предлагал низкий капот и максимально тонкие фары.

24-1986.jpg


23-1986.jpg


В дополнение к некоторым декоративным элементам от старшей 164-й, с кузовом разработки Эммануэле Никосиа и Энрико Фумиа из Пининфарины.

Чтобы достичь Cx = 0.31, Спада увеличил длину переднего свеса машины, оставив её багажник высоким, как у Tempra. Серийная модель наконец получила давно закладываемые в эскизы тонкие передние фары, так как на рынке появилась технология её линзования.

Машина, получившая коммерческое название 155, вышла на рынок в 92-м.

25.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Touring, странно, Dedra была готова в 1983 году и, не смотря, на уважаемый авторский состав, уже прослеживаются зачатки биодизайна
 
Назад