Здравствуйте дорогие мои деды и вся наша компания, собравшаяся хорошо отметить День Победы в нашей чайной.
Самовар кипит, все заварки и приправы извлечены из шкапчиков, мёд, заготовленный Григорьичем, на столе, рецепты приготовления чая, которые нам прислал из Финляндии наш уважаемый Nikolai, отпечатаны у каждого на принтере и постоянно используются всеми дедами с большой благодарностью. Чаепитие в полном разгаре. А за столом у нас – деды со всех концов нашей необъятной России, а также и из-за разделивших нас границ, с существованием которых мы так с вами и не можем согласиться.
В честь праздника можно было бы поболтать ни о чём, но мы привыкли в своей жизни знаменовать все праздничные дни новыми трудовыми и творческими успехами. Поэтому, продолжая тему, заданную нам нашим уважаемым старейшиной Михаилом Ивановичем, и выполняя просьбу Николая Владимировича, расскажу вам сегодня, пока нахожусь в добром здравии, ещё немного о Крякутном и его нескончаемом шествии по истории авиации и воздухоплавания. Шествии, которое никто не в силах прервать до сегодняшнего дня.
-----
Никогда не существовавший, но вечно живой
Единственным документом, якобы подтверждающим полёт подьячего Крякутного, якобы обеспечившего России приоритет в воздухоплавании и покорении воздушного океана, является сфальсифицированная записка рязанского воеводы С.М.Боголепова, приведенная в рукописи его внука, известного русского антиквара А.И.Сулакадзева, "О воздушном летании в России от 906 лета по Р.Х.".
В 1901 г. в журнале «Россия» историк воздухоплавания А.А.Родных опубликовал выдержку из этой рукописи Сулакадзева, а в 1910 г. рукопись была опубликована в полном объёме. Автор бессмертного произведения был скромно назван любителем и собирателем древностей.
Источником информации о Крякутном А.И.Сулакадзев назвал своего деда по матери С.М.Боголепова, якобы служившего в XVIII веке в Рязанской воеводской канцелярии, а потом - полицмейстером в Рязани. А вот и знаменитая выдержка, распространённая в дальнейшем по всему миру:
"1731 год. В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы, и после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив, его выгнали из города, он ушел в Москву, и хотели закопать живого или в землю или сжечь".
В 1910 году в одном журнале из стендов Мюнхенского музея по истории науки и техники была помещена фотокопия страницы из русского журнала. Как в научных, так и в популярных работах того времени этот факт был признан достоверным, а никому неизвестное до этого слово "фурвин" стало термином, обозначающим тип летательного аппарата. Тем не менее, подавляющее большинство зарубежных историков воздухоплавания и тогда были и сегодня остаются приверженцами традиционного мнения, в соответствии с которым первыми воздухоплавателями всё-таки были французы братья Монгольфье.
В дальнейшем статью о никогда не существовавшем Крякутном можно было найти во втором издании Большой Советской Энциклопедии, а сведения о никогда не выполнявшемся полете попали в школьные учебники. К 225-летию полета, которое широко праздновалось в 1956 году, была выпущена памятная марка, в Нерехте был установлен памятник Крякутному, рядом с которым в дальнейшем стали принимать детей в пионеры.
В 1951 году рукопись Сулакадзева, которая до этого была в личном пользовании А.А.Родных, поступила в Библиотеку Академии наук. В 1956 году в ходе работы над книгой "Воздухоплавание и авиация в России до 1917 года" любопытный документ стал объектом пристального внимания ученых, которые обнаружили подчистки и исправления в его исходном тексте.
В 1956 г. исследование рукописи в инфракрасных лучах показало, что первоначально здесь вместо слова "нерехтец" было написано "немец", вместо "Крякутной" - "крщеной" (то есть крещеный), а вместо "фурвин" - "Фурцель", по-видимому, фамилия немца. Результаты экспертизы были опубликованы в 1958 г. в научном издании, недоступном широкой публике. Так и осталось непонятным, кто же сделал обнаруженные исправления, сам Сулакадзев или его издатели.
Учёные-слависты так и не смогли объяснить значение слова "фурвин". Одни полагали, что это какая-то должность, другие - что это большой мешок. Однако можно заметить, что первоначальная запись имела несколько иной смысл - в воздух поднялся хоть и российский подданный, но немец по происхождению!
Вполне возможно, что рукопись Сулакадзева поправили первые издатели, чтобы устранить факт принадлежности воздухоплавателя к инородцам. Составителям сборника "Воздухоплавание и авиация в России до 1917 г." удалось обойти каверзный "национальный вопрос". Но в 1958 году после повторного изучения рукописи исследовательницей В.Ф.Покровской, она написала и опубликовала статью, в которой доказывала, что документ содержит исправления, заставляющие сомневаться в его подлинности.
Записки воеводы Боголепова, на которые ссылался Сулакадзев в известии о Крякутном, так и не были обнаружены. Странным выглядело ещё и то, что описание полёта приходилось на раннее детство Боголепова, родившегося в 1718 году.
Существование Фурцеля, переименованного в Крякутного, как личности так и осталась недоказанным. Никаких упоминаний об этом полёте в документах рязанской воеводской канцелярии за 1731 г. не найдено. Никаких сведений о предполагаемом источнике информации Боголепове, который, по словам Сулакадзева, занимал в Рязани весьма видный полицейский пост, также не обнаружено.
Репутация Сулакадзева как историка в те годы была очень сомнительной, поскольку было известно, что он не только собирал древние рукописи, но и занимался их подделкой. Все эти факты позволили считать рукопись "О воздушном летании в России от 906 лета по Р.Х." фальсификацией, а "нерехтец Крякутной" был официально признан вымышленным персонажем.
Однако до сегодняшнего дня Рязань так и считается родиной мировых первопроходцев в воздухоплавании. В Рязанском краеведческом музее есть стенд, посвящённый подьячему Крякутному.
Нашли и церковь, за колокольню которой якобы зацепился первопроходец воздушного океана. По иронии судьбы церковь эта сегодня находится на территории достопримечательности Рязани, бывшего воздушно-десантного училища, которое теперь называется Институтом воздушно-десантных войск имени Маргелова.
Тем не менее, дорогие деды, я советую всем заглянуть на страничку «Рязань и авиация» вот по этой ссылке:
http://mmb-avia.narod.ru/ryazan/avia/avia.htm
Там, наряду с информацией о подьячем Крякутном, вы увидите музей дальней авиации на авиабазе Рязань-Дягилево, а также музей Орловского гвардейского авиационного полка, расположенные на территории авиабазы Дягилево. На этой странице вы найдете много фотографий авиационных памятников, а также военный аэродром Старожилово. Даю гарантию, дорогие деды, что всем вам посещение этой страницы доставит много удовольствия, а ваши фотоархивы пополнятся чудесными фотографиями.
Так что от подьячего Крякутного и нам хоть что-то перепадёт.
Интернет теперь даёт нам возможность узнать очень много нового и интересного. Когда-то нам такие возможности и присниться не могли, однако, когда Интернет активно включился в дело популяризации Крякутного, у вымышленного первого покорителя небес началась новая жизнь. Поскольку мы все люди доверчивые, привыкли верить своим собеседникам на слово, никогда не проверяем ссылки на источники, а в данном конкретном случае на слово верить нельзя.
Хотя следует признать, что есть в Интернете сведения и о фальсификации Сулакадзева, вот, пожалуйста, дорогие деды, можете посмотреть:
http://alexdrozd.narod.ru:80/Sulukadzev.htm
Однако они тонут среди материалов, продолжающих прославлять имя Крякутного.
Как и все наши деды, очень люблю читать воспоминания о работе и службе в авиации наших дорогих и уважаемых мной ветеранов, но всегда расстраиваюсь, когда вижу такие, например, строчки:
«Ах, что за чудо-городок Кинешма! Леса кругом — тихие, дремучие, отороченные белыми, чуть ноздреватыми снегами. А посреди лесов красавица Волга в ледяном панцире с промоинами. По округе места знаменитые: Нерехта, откуда вышел подьячий Ефим Крякутной, первым на Руси поднявшийся выше колокольни на фурвине, самодельном воздушном шаре, еще в 1731 году; Палех с его потомственными мастерами росписи по дереву; Решма, Южа, Увадь, Лух — все древнерусские названия, идущие, наверное, еще с дотатарских времен».
Это из книги Н.Ф.Кузнецова «Фронт над землёй», посвящённой 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Как видите, у подьячего Крякутного есть не только своя малая Родина, которую задал выдумщик Сулакадзев, но и появилось имя. Он здесь уже Ефим. Как же, всё правильно, не может быть русский человек без имени, хотя создатель Крякутного дал здесь оплошку и никакого имени своему герою не предусмотрел. Он ведь немцем сначала его представил, а не русским, вот и посчитал, что и без имени проживёт. Да не тут то было...
Как вы, вероятно, заметили, дорогие мои деды, в этом небольшом художественно написанном отрывочке, читать который – одно удовольствие, кроме имени нашего героя, приводится и значение слова «фурвин». Это, оказывается, - самодельный воздушный шар. А бедные наши учёные, историки и лингвисты, всё никак не придут к единому мнению, что это за фурвин такой, все иностранные словари уже облазили и славянские источники исследовали. Ну, нет такого слова, хоть убей! Вот вам и Сулакадзев. Не прост был, однако, чертяка! Всем задал работёнки!
Но если вы, дорогие мои деды, зайдёте на страничку вот по этой ссылке:
http://blog.trud.ru/users/rodich2007/post64301156/
то увидите там не только очень красивые рисунки старинных воздушных шаров, которые обзяательно захотите скопитровать в свои фотоальбомы, но и своими глазами сможете убедиться, что первопроходца Ефима Крякутного звали совсеми и не Ефимом, а Никитой. Воистину, неисповедимы пути Господни.
Удивительно, но Крякутный упоминается и в сборнике «100 великих чудес техники». Если кому интересно, уважаемые деды, можете заглянуть, вот ссылка:
http://www.litportal.ru/genre210/author3880/read/page/29/book16919.html
Там в разделе «Современные аэростаты» вы можете найти следующее:
«В первой половине XVIII века, согласно летописи, рязанский подьячий Крякутный сделал большой шар, «налил дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше берёзы». А дальше без всяких объяснений приводится такая информация: «И всё же отчёт принято вести с 5 июня 1783 года, когда во французском городе Аннон братья Этьен и Жозеф Монгольфье подняли в воздух шёлковый шар объёмом 600 кубических метров».
Летописи, вообще-то, считаются достаточно надёжным источником информации. Почему же в данном случае так легко отказались авторы сборника от приоритета России в освоении воздушного пространства? А ответ здесь очень даже прост. Чтобы сослаться на летопись, недостаточно написать приведенные в сборнике слова «согласно летописи». Надо дать название этой летописи, указать год, под которым записано это важное событие, привести фамилию автора летописи. А ничего этого нет! Такой летописи в природе не существует! А заветная тетрадка Сулакадзева до сих пор жива.
Поэтому с присущем мне буквоедством замечу, дорогие деды, что слова, приведенные в кавычках, на самом деле являются не цитатой из летописи, как хотят представить нам авторы, а искажённой цитатой из рукописи фальсификатора Сулакадзева.
А вот ещё один очень даже интересный пример того, как никогда не существовавший Крякутный внедряется в сознание молодых офицеров, решивших посвятить свою жизнь авиации. В это немалый вклад внес Анатолий Иванович Каменев:
«В ЭНЦИКЛОПЕДИЮ РУССКОГО ОФИЦЕРА
А.И. Каменев
РУССКИЙ
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ - СПРАВОЧНИК
"История не учительница, а надзирательница... она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков".
В.О. Ключевский
АППАРАТ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ. К ХVII веку относится документ. описывающий первый сравнительно удачный полет и дающий некоторое представление об устройстве летательного аппарата. В одной из воеводских записей говорится, что в 173I году в Рязани "подьячий нерехтец Крякутной Фуврин сделал как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее и нечистая сила подняла его выше березы"... Этот свой полет на воздушном шаре служилый писарь из Нерехты совершил за пятьдесят два года до того, как за границей поднялись в воздух первые воздушные шары. Как известно, за рубежом, во Франции, первый воздушный шар братьев Монгольфье поднялся лишь в 1788 году. Первым в мире ученым, доказавшим возможность постройки летального аппарата тяжелее воздуха, был Михаил Васильевич Ломоносов. В 1754 году он впервые построил модель вертолета с приводом от пружины, поднимавшегося на определенное время в воздух».
Обратите внимание, дорогие деды, на эпиграф, принадлежащий перу уважаемого нами российского историка В.О.Ключевского, и сравните с действительностью статью о летательном аппарате. Оказывается, российские молодые офицеры должны изучать конструкцию летательного аппарата по описанию, сделанному совершенно безграмотным в этом отношении Сулакадзевым, который сам видел воздушный шар только издалека, из толпы зевак, и понятия не имел о его конструкции.
Мало того, что в приведённой статье год первого полёта на воздушном шаре братьев Монгольфье указан неправильно, вместо 1783 – 1788 (автор словаря-справочника ещё на пять лет отодвинул французов, чтобы не задирали уж слишком свой нос), но и ссылка уже даётся не на летопись, как в предыдущем примере, а на какие-то воеводские записи. Учёные-историки перевернули всё вверх дном в канцелярии рязанского воеводы, нашли все архивы, но ни одной записи о Крякутном или о чём-либо подобном ни в указанное время (1731 год), ни раньше и ни позже так и не нашли. Не было в Рязанском воеводстве в те времена таких событий!
И ни одного словечка о трудах и чертежах Леонардо да Винчи, который задолго до М.В.Ломоносова научно доказал возможность полёта летательного аппарата с воздушным винтом.
А вот, дорогие мои деды, книга об А.Ф.Можайском:
http://militera.lib.ru:80/bio/krylov/16.html
Но в ней заодно можно узнать и о Крякутном:
«Еще в середине XVIII столетия рязанский подьячий Крякутный построил первый в мире воздушный шар и совершил на нем полет.
Изобретение аппарата, который может плавать в воздухе, было изумительным достижением человеческого ума.
Исторический документ говорит:
«1731 года в Рязани, при воеводе, подьячий нерехтец Крякутный Фурвин сделал как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку чем звонят и остался тако жив».
Этот интересный документ подтверждает два важных обстоятельства: первое - Крякутный изобрел воздушный шар, обладавший подъемной силой за счет наполнения его горячим воздухом и второе - совершил первый в истории человечества подъем в воздух.
Свидетели полета Крякутного не поняли значимости достигнутого; передовые представители науки той эпохи, и среди них и Ломоносов, даже не узнали о подъеме в воздух. Судьба изобретателя сложилась трагично: «его выгнали из города, он ушел в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь», — повествует документ, рассказывающий о полете. Все это, вместе с невежественным объяснением причины подъема воздушного шара, закономерно для феодально-крепостнической эпохи, при которой еще не созрели условия, выдвигающие необходимость создания летательного аппарата.
Французы, братья Монгольфье, лишь в конце XVIII века повторили подъем, который раньше был осуществлен Крякутным. Их воздушный шар явился новой игрушкой, на которую охотно глядели король Людовик XVII и его придворные.»
Как видите, дорогие деды, Интернет и сегодня славит Крякутного. Здесь рукопись Сулакадзева уже названа «историческим документом», к сожалению, не сказано, где этот документ можно найти, в каких исторических источниках. О выдумщике Сулакадзеве – ни слова. По воле автора бедные французы вынуждены были только повторить подъём, что же им больше оставалось?
Поражает, что выписки из рукописи Сулакадзева от документа к документу меняются, хотя кавычки, как положено, везде стоят.
Можно приводить примеры до бесконечности, но чувствую, что я и так уже утомил вас, дорогие деды в этот праздничный день. Пора и честь знать.
-----
У нас с самого утра идёт дождик, так что праздник, действительно, со слезами на глазах. Давайте и мы в честь праздника поднимем свои рюмки с чаем.