Добрый вечер, дорогие деды и все наши читатели.
Уважаемые Kazbek, Владимирыч, Степаныч, Сергеич, ПавелК и все, кто уже откликнулся и ещё откликнется на мой рассказ о переименовании Верного в Алма-Ату. Спасибо за поддержку, весьма благодарен вам всем за то, что отвлечённые, казалось бы, старые мысли мои при громадном расстоянии через несколько границ от Полтавы, Риги и Хайфы в Израиле до Алматы всё же находят отклик не только в моей родной стране, но и в ближнем и дальнем зарубежье.
Степаныч, тебе особенное спасибо от меня за твои отклики и адекватную реакцию. Я надеялся на это, поскольку для нас с тобой Алма-Ата (теперь Алматы) - особенный и ни с чем не сравнимый город. Я, как и ты, с детских лет влюбился в красоту гор, тенистых улиц, журчание арыков с прозрачной горной водой. Моя школа № 44 находилась (и сейчас находится) рядом с аэропортом, из которого я потом и улетел в Ригу на самолёте Ил-18. Мне исполнилось 18 лет, а этот незабываемый полёт был первым в моей жизни. 4130 километров отделили меня от моих родных и близких. Началась моя самостоятельная жизнь.
Когда учился в Рижском институте инженеров гражданской авиации, прилетал домой рейсом Рига – Уфа – Алма-Ата на каникулы, а потом и преддипломную практику проходил в Алма-Атинском аэропорту, надеялся, что в скором времени буду там работать. И если я впервые поднялся в небо в 18 лет, то мой сын Александр стал использовать воздушный транспорт для перелетов от одного края громадного Советского Союза до другого с месячного возраста!
На преддипломную практику мы летели с ним из Риги в Алма-Ату вместе, ему было в то время чуть больше двух лет. Когда приземлились в Уфе, сынишка крепко спал, и бортпроводницы разрешили мне остаться с ним в самолёте. Ни он, ни я тогда не знали, что Уфа почти на 17 лет станет нашим пристанищем. Распределение на работу ещё не состоялось, но я подспудно надеялся на то, что мне удастся вернуться домой в Алма-Ату. Когда самолёт стал заходить на посадку над Алма-Атой, мой пацан, не отрываясь, восхищённо смотрел в окно и показывал мне на проплывающие мимо горы, улицы, здания, телевизионную вышку.
Однако после окончания института при распределении мест в Алма-Ату не оказалось, похлопотать за меня было некому, в результате получил я в зубы направление в Уфу. Билеты на рейс Рига – Уфа – Алма-Ата пришлось брать только до промежуточного пункта посадки, где и пришлось мне задержаться со всей своей семьёй почти на 17 лет. Дети за это время успели вырасти, сына забрали в Советскую Армию и отравили служить в Оренбург.
И жизнь моя, и работа в Уфе сложились очень удачно, до сих пор с удовольствием и благодарностью вспоминаю все счастливые молодые годы. Нашёл себе там хороших друзей, с которыми веду переписку по электронной почте и дружу на сайте Одноклассники.ру до сих пор. Но как ты волка ни корми, а он в лес смотрит. Для меня таким лесом, куда я постоянно обращал свой взор, была Алма-Ата, где жили моя мать, младший брат Александр и многочисленные родственники. Летали мы туда всей семьёй в отпуска, и даже дома у матери я сумел построить баню, в которой парился потом 10 лет.
Через 22 года после разлуки с моими родными, близкими, друзьями и с этим ни с чем не сравнимым городом-садом я всё-таки вернулся туда. Сбылись все мои мечты, можно было жить и радоваться. Мне исполнилось тогда 40 лет, а в эти годы ещё кажется, что вся жизнь впереди. Белоснежные вершины гор каждый день было видно из окон моей квартиры, а Алма-Атинский аэропорт наконец-то стал местом моей работы, и всё, что в нём происходило, стало для меня важным и близким.
Старые друзья, встречи с одноклассниками, учителями, новые знакомства, новые задачи и дела. Бурная и заполненная событиями жизнь. Но в кутерьме дел и Уфу не забывал, а мои друзья-уфимцы регулярно присылали мне оттуда с экипажами рейса Рига – Уфа – Алма-Ата газету «Крылья Башкирии», которая стала выходить в Уфимском объединённом авиаотряде.
Мать была рада тому, что я вернулся домой. Появилась возможность общаться с братом, почти всю жизнь прожившим в Алма-Ате. У него было шестеро детей, поэтому следующие чередой дни их рождения давали нам возможность регулярно встречаться в дополнение к длинным ночным разговорам за рюмкой чая, в баньке или на рыбалке. Брат был большим мастером по части организации и проведения таких встреч. После долгой разлуки мы не могли наговориться с ним и рассказать друг другу о своей жизни. Торопились, будто знали, что впереди ещё более долгая разлука, как потом оказалось, навсегда. Говорили потом урывками, по телефону, потом связались и через Интернет, но воочию больше друг друга не видели и теперь уже не увидим. 1 октября 2006 года получил я печальную весть о его смерти. Сердце не выдержало.
Во время наших выездов на природу мы с братом всегда брали с собой детей, и для них эти ночи у костра с песнями под гитару тоже оказались памятными. Много лет прошло, а нет-нет да и вспомнят о том, как везли с собой живого барана в горы, чтобы там на месте превратить его в шашлык, как ловили рыбу и варили уху на костре, как наслаждались тишиной и свежим горным воздухом. А сын мой, приехавший в Алма-Ату после службы в Советской Армии, во время таких поездок так влюбился в горы, что и остался там жить и работать, до сих пор не может оторваться.
Однако радость и счастье мои оказались недолгими. Всё хорошее почему-то очень быстро кончается. Советский Союз развалился. Брат с женой-немкой и всеми своими детьми уехали жить в Германию, все многочисленные родственники тоже разъехались кто куда, и остался я в своём любимом городе один, не к кому даже в гости стало сходить.
В те годы я был молодым и деятельным, пятидесяти ещё не исполнилось, считал, что всё в этой жизни зависит от себя самого, строил свою жизнь так, как хотел, и до поры, до времени это получалось, и вдруг всё рухнуло в одночасье. Мне не хотелось верить в то, что исправить ничего нельзя.
Я пытался что-то сделать, чтобы наладить новую жизнь. Ходил на какие-то собрания, встречался с разными людьми, участвовал в выборах в качестве наблюдателя, писал статьи в газеты. В общем, искренне полагал, что могу ещё, как раньше, влиять на ход событий в стране, которая уже видела во мне чужака и варяга, который со своей рыжей бородой пытается остаться на плаву.
Оглядываясь в прошлое, удивляюсь, в каких только «драках» мне не приходилось участвовать в своей жизни! В прошлый раз я рассказал вам, дорогие деды, о том, как с помощью старых газет сумел доказать профессиональным историкам их полную несостоятельность. И сделать это мне было совсем не трудно, так как сами они мне в этом очень даже помогли.
Они взяли на вооружение фальсификацию дат, событий и названий в угоду действующей власти, всеми силами старались не докопаться до истины, а внести такие исправления в историю, которые были нужны властителям. Всё стала решать конъюнктура. Истина оказалась на задворках, а править кругом стала ложь, обрядившись в праведные одежды. Поэтому простой народ и стал говорить, что мы живём в стране с непредсказуемым прошлым.
Хоть, как выяснилось, и не всем нравятся мои долгоиграющие рассказы, но всё же решился я сегодня, уважаемые деды, рассказать вам о моей борьбе не на жизнь а на смерть с Казахским управлением гражданской авиации, решившим без всяких проблем и дополнительных затрат перейти на новую государственную символику суверенного Казахстана. Независимое теперь ни от каких московских начальников, управление считало, что достаточно изменить цвет уже имевшегося на самолётах флага СССР, подрисовать в его центре изображение парящего орла, и делу конец.
Однако думать головой надо в любом деле. И если на одном борту самолёта изображение было выполнено так, что орёл летел носом вперёд, то на другом борту этой гордой и независимой птице пришлось по воле авиационных маляров лететь вперёд хвостом. Конституцией была предусмотрена прямоугольная форма флага, но без всяких сомнений его стали изображать на самолётах в виде параллелограмма, как это было принято в бывшем Советском Союзе.
Я видел всё это, пытался вмешаться, но мои разговоры с непосредственными исполнителями работ и их руководителями ни к чему не привели, поэтому пришлось написать об уважении к государственному флагу в республиканские газеты. Этим я создал, конечно, некоторые проблемы своему родному управлению, оно было вынуждено отреагировать на критику в печати и устранить все искажения, а за мной закрепилась слава отщепенца и скандалиста, делающего из мухи слона и поднимающего вопросы, не стоящие выеденного яйца.
Однако я тогда считал и сейчас считаю, что Конституция и законы государства должны исполняться неукоснительно, а тот, кто не выполняет их требований, должен привлекаться к суровой ответственности. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй», - заповеди древних лет. Однако убиваем, воруем и прелюбодействуем, говорили мои оппоненты. А тут, подумаешь, вместо прямоугольника – параллелограмм. Мелочь, о которой даже говорить не стоит!
Да нет, дорогие мои. Если хотим нормально жить, надо выполнять Конституцию и законы, которые сами же себе и написали. А не хотим выполнять, нечего и писать. Да, действительно, ничего в нашей жизни не изменится от того, что на воздушном судне вместо конституционного прямоугольного флага будет нарисован параллелограмм, треугольник или даже круг.
Однако после этого изменится наше отношение к Конституции и законам молодого государства. Если можно нарушить, одно, то почему бы не нарушить и другое? И тогда точно так же мы будем относиться и к гарантированному Конституцией праву человека на жизнь, и ко всем другим нормам. Мы будем продолжать убивать, воровать и прелюбодействовать, зная, что это ничем нам не грозит.
Кто может решить, какие статьи Конституции подлежат безусловному исполнению, а какие можно нарушать? По-моему, ни одной статьи Конституции нельзя нарушать никому, какими бы смешными и никчемными не казались бы кому-то её требования. Написано в Конституции, что изображение Государственного флага должно быть прямоугольным с соотношением сторон 1 : 2, будь добр, возьми транспортир, линейку, отмерь угол в 90 градусов, нарисуй стороны соответствующей длины и спи спокойно. Как нарисовать прямоугольник, слава Богу, в школе пока что ещё учат.
Нашлись люди, которые были согласны со мной. Сначала в печати появилась моя публикация «...И с неузнаваемым флагом поднимемся в небо», её напечатала газета «Советы Казахстана» (Орган Верховного Совета и Правительства Республики Казахстан) от 13.10.92, а потом в независимом республиканском еженедельнике Бiрлесу № 41 (90) за 1992 год вышла статья «По каким правилам летают «орлы»?».
Не буду утомлять вас, дорогие деды, цитированием обеих статей, думаю, и по одной из них вы прекрасно поймёте, о чём тогда шла в них речь.
Уважаемые Kazbek, Владимирыч, Степаныч, Сергеич, ПавелК и все, кто уже откликнулся и ещё откликнется на мой рассказ о переименовании Верного в Алма-Ату. Спасибо за поддержку, весьма благодарен вам всем за то, что отвлечённые, казалось бы, старые мысли мои при громадном расстоянии через несколько границ от Полтавы, Риги и Хайфы в Израиле до Алматы всё же находят отклик не только в моей родной стране, но и в ближнем и дальнем зарубежье.
Степаныч, тебе особенное спасибо от меня за твои отклики и адекватную реакцию. Я надеялся на это, поскольку для нас с тобой Алма-Ата (теперь Алматы) - особенный и ни с чем не сравнимый город. Я, как и ты, с детских лет влюбился в красоту гор, тенистых улиц, журчание арыков с прозрачной горной водой. Моя школа № 44 находилась (и сейчас находится) рядом с аэропортом, из которого я потом и улетел в Ригу на самолёте Ил-18. Мне исполнилось 18 лет, а этот незабываемый полёт был первым в моей жизни. 4130 километров отделили меня от моих родных и близких. Началась моя самостоятельная жизнь.
Когда учился в Рижском институте инженеров гражданской авиации, прилетал домой рейсом Рига – Уфа – Алма-Ата на каникулы, а потом и преддипломную практику проходил в Алма-Атинском аэропорту, надеялся, что в скором времени буду там работать. И если я впервые поднялся в небо в 18 лет, то мой сын Александр стал использовать воздушный транспорт для перелетов от одного края громадного Советского Союза до другого с месячного возраста!
На преддипломную практику мы летели с ним из Риги в Алма-Ату вместе, ему было в то время чуть больше двух лет. Когда приземлились в Уфе, сынишка крепко спал, и бортпроводницы разрешили мне остаться с ним в самолёте. Ни он, ни я тогда не знали, что Уфа почти на 17 лет станет нашим пристанищем. Распределение на работу ещё не состоялось, но я подспудно надеялся на то, что мне удастся вернуться домой в Алма-Ату. Когда самолёт стал заходить на посадку над Алма-Атой, мой пацан, не отрываясь, восхищённо смотрел в окно и показывал мне на проплывающие мимо горы, улицы, здания, телевизионную вышку.
Однако после окончания института при распределении мест в Алма-Ату не оказалось, похлопотать за меня было некому, в результате получил я в зубы направление в Уфу. Билеты на рейс Рига – Уфа – Алма-Ата пришлось брать только до промежуточного пункта посадки, где и пришлось мне задержаться со всей своей семьёй почти на 17 лет. Дети за это время успели вырасти, сына забрали в Советскую Армию и отравили служить в Оренбург.
И жизнь моя, и работа в Уфе сложились очень удачно, до сих пор с удовольствием и благодарностью вспоминаю все счастливые молодые годы. Нашёл себе там хороших друзей, с которыми веду переписку по электронной почте и дружу на сайте Одноклассники.ру до сих пор. Но как ты волка ни корми, а он в лес смотрит. Для меня таким лесом, куда я постоянно обращал свой взор, была Алма-Ата, где жили моя мать, младший брат Александр и многочисленные родственники. Летали мы туда всей семьёй в отпуска, и даже дома у матери я сумел построить баню, в которой парился потом 10 лет.
Через 22 года после разлуки с моими родными, близкими, друзьями и с этим ни с чем не сравнимым городом-садом я всё-таки вернулся туда. Сбылись все мои мечты, можно было жить и радоваться. Мне исполнилось тогда 40 лет, а в эти годы ещё кажется, что вся жизнь впереди. Белоснежные вершины гор каждый день было видно из окон моей квартиры, а Алма-Атинский аэропорт наконец-то стал местом моей работы, и всё, что в нём происходило, стало для меня важным и близким.
Старые друзья, встречи с одноклассниками, учителями, новые знакомства, новые задачи и дела. Бурная и заполненная событиями жизнь. Но в кутерьме дел и Уфу не забывал, а мои друзья-уфимцы регулярно присылали мне оттуда с экипажами рейса Рига – Уфа – Алма-Ата газету «Крылья Башкирии», которая стала выходить в Уфимском объединённом авиаотряде.
Мать была рада тому, что я вернулся домой. Появилась возможность общаться с братом, почти всю жизнь прожившим в Алма-Ате. У него было шестеро детей, поэтому следующие чередой дни их рождения давали нам возможность регулярно встречаться в дополнение к длинным ночным разговорам за рюмкой чая, в баньке или на рыбалке. Брат был большим мастером по части организации и проведения таких встреч. После долгой разлуки мы не могли наговориться с ним и рассказать друг другу о своей жизни. Торопились, будто знали, что впереди ещё более долгая разлука, как потом оказалось, навсегда. Говорили потом урывками, по телефону, потом связались и через Интернет, но воочию больше друг друга не видели и теперь уже не увидим. 1 октября 2006 года получил я печальную весть о его смерти. Сердце не выдержало.
Во время наших выездов на природу мы с братом всегда брали с собой детей, и для них эти ночи у костра с песнями под гитару тоже оказались памятными. Много лет прошло, а нет-нет да и вспомнят о том, как везли с собой живого барана в горы, чтобы там на месте превратить его в шашлык, как ловили рыбу и варили уху на костре, как наслаждались тишиной и свежим горным воздухом. А сын мой, приехавший в Алма-Ату после службы в Советской Армии, во время таких поездок так влюбился в горы, что и остался там жить и работать, до сих пор не может оторваться.
Однако радость и счастье мои оказались недолгими. Всё хорошее почему-то очень быстро кончается. Советский Союз развалился. Брат с женой-немкой и всеми своими детьми уехали жить в Германию, все многочисленные родственники тоже разъехались кто куда, и остался я в своём любимом городе один, не к кому даже в гости стало сходить.
В те годы я был молодым и деятельным, пятидесяти ещё не исполнилось, считал, что всё в этой жизни зависит от себя самого, строил свою жизнь так, как хотел, и до поры, до времени это получалось, и вдруг всё рухнуло в одночасье. Мне не хотелось верить в то, что исправить ничего нельзя.
Я пытался что-то сделать, чтобы наладить новую жизнь. Ходил на какие-то собрания, встречался с разными людьми, участвовал в выборах в качестве наблюдателя, писал статьи в газеты. В общем, искренне полагал, что могу ещё, как раньше, влиять на ход событий в стране, которая уже видела во мне чужака и варяга, который со своей рыжей бородой пытается остаться на плаву.
Оглядываясь в прошлое, удивляюсь, в каких только «драках» мне не приходилось участвовать в своей жизни! В прошлый раз я рассказал вам, дорогие деды, о том, как с помощью старых газет сумел доказать профессиональным историкам их полную несостоятельность. И сделать это мне было совсем не трудно, так как сами они мне в этом очень даже помогли.
Они взяли на вооружение фальсификацию дат, событий и названий в угоду действующей власти, всеми силами старались не докопаться до истины, а внести такие исправления в историю, которые были нужны властителям. Всё стала решать конъюнктура. Истина оказалась на задворках, а править кругом стала ложь, обрядившись в праведные одежды. Поэтому простой народ и стал говорить, что мы живём в стране с непредсказуемым прошлым.
Хоть, как выяснилось, и не всем нравятся мои долгоиграющие рассказы, но всё же решился я сегодня, уважаемые деды, рассказать вам о моей борьбе не на жизнь а на смерть с Казахским управлением гражданской авиации, решившим без всяких проблем и дополнительных затрат перейти на новую государственную символику суверенного Казахстана. Независимое теперь ни от каких московских начальников, управление считало, что достаточно изменить цвет уже имевшегося на самолётах флага СССР, подрисовать в его центре изображение парящего орла, и делу конец.
Однако думать головой надо в любом деле. И если на одном борту самолёта изображение было выполнено так, что орёл летел носом вперёд, то на другом борту этой гордой и независимой птице пришлось по воле авиационных маляров лететь вперёд хвостом. Конституцией была предусмотрена прямоугольная форма флага, но без всяких сомнений его стали изображать на самолётах в виде параллелограмма, как это было принято в бывшем Советском Союзе.
Я видел всё это, пытался вмешаться, но мои разговоры с непосредственными исполнителями работ и их руководителями ни к чему не привели, поэтому пришлось написать об уважении к государственному флагу в республиканские газеты. Этим я создал, конечно, некоторые проблемы своему родному управлению, оно было вынуждено отреагировать на критику в печати и устранить все искажения, а за мной закрепилась слава отщепенца и скандалиста, делающего из мухи слона и поднимающего вопросы, не стоящие выеденного яйца.
Однако я тогда считал и сейчас считаю, что Конституция и законы государства должны исполняться неукоснительно, а тот, кто не выполняет их требований, должен привлекаться к суровой ответственности. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй», - заповеди древних лет. Однако убиваем, воруем и прелюбодействуем, говорили мои оппоненты. А тут, подумаешь, вместо прямоугольника – параллелограмм. Мелочь, о которой даже говорить не стоит!
Да нет, дорогие мои. Если хотим нормально жить, надо выполнять Конституцию и законы, которые сами же себе и написали. А не хотим выполнять, нечего и писать. Да, действительно, ничего в нашей жизни не изменится от того, что на воздушном судне вместо конституционного прямоугольного флага будет нарисован параллелограмм, треугольник или даже круг.
Однако после этого изменится наше отношение к Конституции и законам молодого государства. Если можно нарушить, одно, то почему бы не нарушить и другое? И тогда точно так же мы будем относиться и к гарантированному Конституцией праву человека на жизнь, и ко всем другим нормам. Мы будем продолжать убивать, воровать и прелюбодействовать, зная, что это ничем нам не грозит.
Кто может решить, какие статьи Конституции подлежат безусловному исполнению, а какие можно нарушать? По-моему, ни одной статьи Конституции нельзя нарушать никому, какими бы смешными и никчемными не казались бы кому-то её требования. Написано в Конституции, что изображение Государственного флага должно быть прямоугольным с соотношением сторон 1 : 2, будь добр, возьми транспортир, линейку, отмерь угол в 90 градусов, нарисуй стороны соответствующей длины и спи спокойно. Как нарисовать прямоугольник, слава Богу, в школе пока что ещё учат.
Нашлись люди, которые были согласны со мной. Сначала в печати появилась моя публикация «...И с неузнаваемым флагом поднимемся в небо», её напечатала газета «Советы Казахстана» (Орган Верховного Совета и Правительства Республики Казахстан) от 13.10.92, а потом в независимом республиканском еженедельнике Бiрлесу № 41 (90) за 1992 год вышла статья «По каким правилам летают «орлы»?».
Не буду утомлять вас, дорогие деды, цитированием обеих статей, думаю, и по одной из них вы прекрасно поймёте, о чём тогда шла в них речь.
Последнее редактирование: