Деды за рюмкой чая

Палыч,ты такой красивый у меня в фотоальбоме присутствуешь давно )))

Владимирыч

Надо будет попробовать. Голь на выдумки хитра.

Сегодня выложил на орбитальный блог стих.Предлагаю его и вам:

Зов космоса

Воздух дрогнул от мощного взрыва,
Ключ на старте...Корабль ушёл.
От Земли отделившись красиво,
Он пронзил серебро облаков.

МКС, распластав свои крылья,
Кружит вальсом привычных витков.
Байконур дышит стартовой пылью,
Затаился... Эфирных ждёт слов.

Всё работает в штатном режиме,
Космос запахом новым манит.
Расплескал свои краски в картине,
Где звезда со звездой говорит.

Превратилась мечта в работу,
На высокой орбите Земли.
В интернет уже посланы фото,
Как стыковку прошли корабли.

Я болеть стану снова небом,
Вас пытаясь в полёте понять.
Интернет станет звёздным следом
И мечтой будет в космос звать.

Блог космический лёгким словом,
Новизной станет всех удивлять.
Репортаж ваш с орбиты основа,
Нам мечтающим в космос слетать.

27.01.2010г. А.Фролов
 
Уважаемые авиадеды!!!
Спешу поделиться с вами радостью.
Сегодня получен ответ из космоса и я вам его предоставляю.

Дневник космонавта Максима Сураева



Читатель блога: стихи для Максима


Читатель Александр Фролов прислал для Максима стихотворение.



Зов космоса

Воздух дрогнул от мощного взрыва,
Ключ на старте...Корабль ушёл.
От Земли отделившись красиво,
Он пронзил серебро облаков.


МКС, распластав свои крылья,
Кружит вальсом привычных витков.
Байконур дышит стартовой пылью,
Затаился... Эфирных ждёт слов.

Всё работает в штатном режиме,
Космос запахом новым манит.
Расплескал свои краски в картине,
Где звезда со звездой говорит.

Превратилась мечта в работу,
На высокой орбите Земли.
В интернет уже посланы фото,
Как стыковку прошли корабли.

Я болеть стану снова небом,
Вас пытаясь в полёте понять.
Интернет станет звёздным следом,
И мечтой будет в космос звать.

Блог космический лёгким словом,
Новизной станет всех удивлять.
Репортаж ваш с орбиты основа,
Нам мечтающим в космос слетать.



Уважаемый Александр!

От имени Максима и от себя хотим Вас поблагодарить за это замечательное стихотворение!

Давно уже не появлялось таких проникновенных стихов про космос.

Спасибо!



Пресс-служба Роскосмоса
Посмотреть конкретно можно здесь:http://www.roscosmos.ru/main.php?id=48
С ув.
 
Добрый субботний денек, уважаемые деды !

Пишу, чтобы выразить вам свою признательность за вашу спокойную, неторопливую и доброжелательную беседу, за стихи и фотографии.Читаю страницы веточки, и у меня улучшается настроение = Правда.

Николай Владимирыч, уважаемый коллега и товарищ, неужто ты не расскажешь здесь, ни одной истории из того сборника, что набрал ?
Очень хотелось бы послушать. И сам знаешь, отчего =

По поводу прослушивания ТВ, не мешая другим:

Когда сын был маленький и мы старались поменьше шуметь, я однажды вычитал в одном из журналов Радио, рассказ радиолюбителя, пребывающего в таком же "положении", что и мы с супругой.
Он предложил протянуть под плинтусом по периметру комнаты провод в эмалированной изоляции, толщиной 0.25-0.5мм и подвести образовавшуюся петлю с штеккером на конце, к телевизору, подключив её к гнездам "наушники".
Сразу оговорюсь, что подобная система "ниппель", была предназначена для телевизоров с "трансформаторным выходом" звукового сигнала.
Учитывая, что "связистов" на данной ветке минимум трое, то, думаю будут внесены соответствующие поправки для "бестрансформаторных схем" "звукового выхода" телевизора. А также, наверно будут даны советы и по простейшему приемному устройству.
Там же - в журнале Радио, предлагалась простейшая схема приемничка на паре транзисторов и ферритовой антенне, как широкополосное приёмное устройство, подключив к которому наушники, можно было свободно перемещаться по квартире, постоянно принимая сигнал телевизора. Что я и сделал.
А через некоторое время, в продаже повилась подобная приставочка и я купил две штуки. Хоть и давно отошел от "радиодел", но иногда встречаю мелькающее объявление о продаже "беспроводных наушников". Не уверен, что это именно то о чем я говорил, но поинтересоваться можно =
С уважением, Виктор
 
Последнее редактирование:

Уважаемый Виктор Степанович, задуманный роман - художественное произведение, в котором много вымысла, но всё же основой является жизненный путь пройденный мной и моими очень близкими авиационными друзьями (летчиками, штурманами, инженерами, авиатехниками, водителями)

Общее название - ВЕРТОЛЁТЧИКИ. А далее:
Книга первая: «Училище»;
Книга вторая: «Газопровод»;
Книга третья: «Заполярье»;
Книга четвертая: «Нягань»;
Книга пятая: «Самоделкины». Написано и много, и мало (по страницам - много, по задуманному - мало), а всё моя увлекаемость ВСЕМ. То хочется рисовать картину для друга - и я рисую день и ночь, дарю, вижу его радость, сам радуюсь, но долго отхожу от этого. Ведь рисовать картину - всё равно что дитя родить.Затем берусь за модель и строю её, затем ещё что-то...


А вот такое начало...
«УЧИЛИЩЕ»

Шел мелкий, надоедливый дождь. Он начался давно, даже если бы спросили когда, то никто не смог бы ответить, так же никто и не знал о том, когда же он, наконец, закончится. В связи с этим дождём жизнь замедлила свой бег, люди большей своей частью, проводили время в помещениях, находя себе дело там. Монотонность этого нудного, моросящего дождя склоняла к раздумьям, к размышлениям, к воспоминаниям…
По мокрой, и от этого тёмно-серой асфальтной ленте автострады, разделённой вымытым зелёным травяным газоном на две ленты, по две полосы в каждой, одиноко двигался автомобиль. Это была машина иностранного производства. Не новая, но ещё и не старая, которых теперь на наших дорогах развелось очень много, так много, что иногда даже складывается впечатление, что отечественные заводы все разом остановились и не выпускают свою продукцию. А те машины, из наших, что ещё бегают, доживают свой век, как в хозяйстве чемодан без ручки: и нести тяжело и выбросить жалко. Водитель, ведущий автомобиль по автостраде, видимо никуда не торопился, машина двигалась не очень быстро, ровно – на спусках притормаживалась двигателем, а на подъемах, имея солидный запас мощности, уверенно держала заданную скорость, ничуть не сбавляя в беге, даже не требуя переключения передач – только работа педалью акселератора, которая в этом автомобиле работает довольно своеобразно, имея как бы два хода, в которых сама педаль движется по разным направлениям. Это как своеобразный эконометр, который ощущает водитель не отрываясь взглядом от дороги – пока не выжал «первый ход» - мотор работает в экономичном режиме, изменилось немного направление движения педали – двигатель переходит на повышенный режим работы. В автомобиле было довольно уютно. Просторный салон со светлой обивкой всех панелей и потолка. Довольно широкая передняя панель, на которой разместилась приборная доска с большим спидометром посредине, который разбит аж до 220 км/час; слева четвертькругом выполнен тахометр, в правом верхнем углу которого находится счетчик пройденных километров; справа от спидометра, в таком же сегменте как и тахометр размещены ещё два прибора и сигнальные табло. В красивом рулевом колесе вмонтирована подушка безопасности, кстати, такая же подушка есть и у переднего пассажира. На центральном пульте, который для удобства немного повернут к водителю, тоже много интересных и полезных вещей: пульт управления кондиционером, пульт управления аудиосистемой и ещё много другого. Очень удобные регулируемые с подогревом кресла, обшитые специальной материей. Большие зеркала заднего вида с автоматической регулировкой наклона и системой подогрева. Тихо работающие стеклоочистители лобового и заднего стекол.
Человек, ехавший за рулем этого автомобиля, направлялся на работу в аэропорт, где он уже пятый год находился на должности дежурного штурмана аэропорта. Эту должность обычно занимают люди ушедшие с летной работы, находящиеся на пенсии по выслуге лет, а значит ещё не старые и желающие работать. Но работать так, чтобы не уходить с авиации, которой отданы лучшие годы, в которой пройден первый этап жизни, в которой научился всему что можешь… А оказывается, ничего кроме специальных авиационных знаний и не имеешь, нигде в народном хозяйстве не нужен, да и вряд ли справишься с другой работой. Вот и приходится, после долгих лет полетов, искать работу на земле, но опять же в авиации. Потому-то и работают бывшие летчики диспетчерами вспомогательных служб: диспетчерами в ПДСП, ПАНХ, в службе авиаперевозок, да мало ли ещё где. А вот кому сильно повезло – занимает должность дежурного штурмана и держится за неё, пока не… Многие уходят подальше от авиации, но только единицам удается найти себя в другой сфере, а вот остальная масса так и влачит свое существование: кто-то отбывает повинную в кочегарке, кто-то на каком ни будь ручном не квалифицированном труде, а кто-то становится алкоголиком или бомжом. Вот она, жестокая расплата за любовь и преданность небу.
 
Ай да Степаныч!
Молодца.Пусть Владимирович даст возможность порадоваться нам.
Владимирович, буду с нетерпением ждать твоей книжки.Знаю точно,что там есть что прочитать и чему удивляться.
Но у меня есть просьба,обязательно включи туда свои стихи,а может быть и фото картин.
Жду продолжения и выхода в свет произведения.
Успехов вам,"дедушки".
 
День добрый, дедушки =
Правда, у нас он пасмурный, и погода мерзопакостная, но, общее настроение
вполне приличное. Что сразу определяется "половиной", ещё во время моего бритья: если мурлыкаю какую-нибудь мелодию или насвистываю, значит настроение неплохое и меня, можно даже... послать в магазин =

Спасибо, Владимирыч !

Видишь ? - и Алексеич за !
Может быть - если не возражаешь ты и участники веточки - выкладывать понемногу - по главе или паре станиц ?
 
Здравствуйте, дорогие деды и авиационная молодёжь.
Степаныч, хоть и разделяют нас тысячи километров, но и у нас то же самое.
Дождь сделал тротуары и улицы такими скользкими, что поневоле вспоминается песня Владимира Высоцкого "Гололёд":

http://www.playcast.ru/view/1102140/974b2bc05c53479a55b31c3393167b5df1621f8bpl

 
Степаныч, хоть и разделяют нас тысячи километров
Палыч,дорогой,вижу что ты отправился к Степанычу.Классное фото.
У меня устойчивая связь с космонавтами Максимом Сураевым и Олегом Котовым на МКС.Сегодня отправил им очередной стих =НЕВЕСОМОСТЬ=,прочитать знаете где.
С уважением,ваш отрок А.Ф.
 
День добрый, компании чайной "У бороды"

(С)....Степаныч, хоть и разделяют нас тысячи километров, но и у нас то же самое.

Пока собирался ответить, у нас уже установилась солнечная, ясная и теплая погода, Палыч =
Дороги раскатали досуха, лишь в переулках гололед.
Здорово смахивает на весну, хоть и февраль месяц на дворе.
Да, только не успеем чирикнуть, как уже надобно будет искать букетик дражайшей половине....=

А.Фролов:
Ну Алексеич, ты блин даёшь !:о)

Моргун:
Владимирыч, почему остановился, друже ?
...мы настроились на неторопливое чтение...
 
Здравствуйте мои дорогие!
Погода в этом году действительно аномалит!
В Латвии впервые за 68 лет не было оттепели в январе, доходило до 34-х, но правда в Даугавпилсе, в Риге было 26, это при нашей влажности многовато. А вчера почти сутки ливневой снег, только за ночь в Риге выпало более 24 см, местами снежный покров более 150 см, если весна будет буйной - поплывем все в Балтийское море.
Прочел несколько страниц назад тему от Владимирыча про сало, про праздник, а тут на днях по ТВ показали, что один умелец в Украине придумал перерабатывать сало в дизтопливо. Как говорят украинцы: "Поубывав-бы!" Или действительно кроме газа и нефти не хватает, или сало подешевело, или предвыборная хохма, не понял. А вот сейчас бы кусочек непереработанного с чесночком да с горилкой! К стати никто не вспомнил о знаменательной дате 31 января - дня рождения водки. В этот день Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему расствора спирта в воде. Но говорят у него речи о водке не было, но все решили, что раз речь о расстворе, то значит о водке. Ну всё равно, с прошедшим вас всех!
Присоеденяясь в нарастающему гулу голосов дедов просто требую от Николая Владимировича продолжения публикации его литературного опуса. Ведь он сам говорил, что для издания нужны большие деньги, а наша дедовская ветка бесплатная, да смотришь и молодежь может забредя на огонек пояитает-подумает. Очень ценное дело! Ведь не зря огромной популярностью пользуются в авиационном мире произведения В.Ершова. Все написано без киношных "ляпов", да и язык повествования наш, родной, авиационный. Даёшь "ВЕРТОЛЕТЧИКОВ"!
 
продолжение 2
А начиналась жизнь в авиации вроде бы не так и давно, каких-то двадцать с небольшим лет назад. После окончания школы никаких раздумий, все решено ещё раньше – только Кременчугское лётное училище Гражданской авиации (КЛУ ГА). Да и куда ещё идти! Само училище рядом. Газеты, кино, телевидение ежедневно говорят о работе вертолетов в народном хозяйстве огромной страны, ни одна большая стройка не обходится без винтокрылых трудяг, а Сибирь и Заполярье вообще не могут существовать без вертолетов. Да и семейная атмосфера способствовала выбору жизненного пути. Ведь отец был летчиком, а молодой человек родился и вырос рядом со знаменитым военным аэродромом в Полтаве, на котором в годы Второй мировой войны неоднократно совершали посадки американские летчики, участники операции «Френтик». В дальнейшем, с этого аэродрома почти ежедневно взлетали самые современные военные самолеты, которые со страшным рёвом уходили в манящее небо, уходили надолго, в неизвестном направлении и звали, звали за собой. У мальчишки каждый день провожающего в полет самолеты, ежедневно слушающего разговоры взрослых авиаторов, живущего в среде авиационной жизни, потребность в полетах становится однозначной: он ложится спать и видит себя в кабине летательного аппарата, просыпается утром и бредит небом, полетами. Все игры, все книги, все мысли об авиации. А уж когда случилось событие, перевернувшее с ног на голову всю жизнь, тут уж, как говорится, сам Бог велел.
Каждое лето, на каникулы, парня отправляли в деревню к деду. Деревня находилась в шести километрах от знаменитой Диканьки, о которой знает весь мир, благодаря бессмертным творениям Николая Васильевича Гоголя. Дед был не последним человеком в деревне, все таки бригадир садо-огороднической бригады – величина. По этому парню доставалось и лошадью поуправлять, и верхом поскакать, и на автомобиле за рулем проехаться. Но вот, за тракторной бригадой, по каким-то колхозным делам, приземлился самолет Як-12. Сбежались и съехались все, кто видел, что самолет зашел на посадку. Пока летчик рассказывал про самолет и полеты, парнишка упросил деда переговорить с пилотом, чтобы тот прокатил над селом. И случилось чудо – летчик легко согласился, тем более, когда дед сказал, что отец у парня тоже летчик. Вот он миг, перевернувший все! Вот он, рубеж отсчета!
Запомнился шум винта и гул двигателя, которые невозможно было перекричать. Запомнилось чувство свободы, которое дано птицам в полете. Запомнились маленькие хатки под крылом, поблескивающая на изгибах река Ворскла да горизонт, отодвинувшийся в дымку дали, которую никогда ранее не приходилось видеть. Позже, когда сверстники и односельчане расспрашивали об увиденном – рассказать толком ничего не мог, причем не потому, что был молчуном, а потому, что чувства переполняли душу, сознание, не хватало слов, чтобы описать все увиденное, чтобы передать, что творилось в сознании. С этого дня цель жизни стала четкой и ясной: только в авиацию, только летчиком!

PS Борятся во мне чувства сомнения: очень бы не хотелось упреждать события... Решил так: раз уж чирикнул - значит покажу немножко, может кто-то чего-то выскажет, может придется править... а там видно будет...
 
Владимирыч, хорошо!
Чем примечательна "писанина" (извини за может не уважительное обозначение, но я от всего вердца!) профессионалов, так это тем, что читая, или слушая собеседника, даже если ни одного авиационного слова и не было, а точно знаешь - свой, авиатор! У меня в жизни сколько раз так бывало. Вот и сейчас читая записки Моргуна, еще раз извиняюсь, что назвал будующий роман записками, но пока это не собрано вместе и не распечатано, я считаю записками, думаю что это не обидное слово. Так вот эти записки написаны АВИАТОРОМ! Чесное слово, кайфуешь когда читаешь. Пусть иногда немного тяжеловаты обороты, но ведь когда сидишь с приятелем и неспешно ведешь беседу, то испытываешь кайф от общения и братства. Возвращаясь на несколько страниц назад и вспомнив Владимирыча с передачей вилки и "отдал-взяла" ловишь себя на мысли, что действительно весь быт пропитан аурой авиации. Впомнил хорошее выражение, которое услышал за столом: тесть моего приятеля, бывший военный летчик, осадил несколько разошедшуюся за столом свою жену, тещу приятеля, словами: "А ты триммерочки то прибери немного!". Это было сказано так к месту и вовремя, что я иногда применяю его к своей жене, правда с иронией, и что удивительно - приберает, хотя и немного.
 
Вечер добрый, уважаемому сообществу !

За последние трое суток, мы побывали поочередно - утром в весне, ночью в зиме..и наоборот.
Рад продолжению повествования Владимирычем, хоть и небольшими "порциями".
Каким разным, у многих из нас, был путь в авиацию.ЗдОрово, когда мечта свершалась, благодаря усилиям и желанию и счастливо заканчивалась.
Ведь иногда, "путь" в неё и в ней, был очень тернист и имел несчастливый конец, при этом....

Сергей SVG:
В последнее время - последние три года - только и делаю, что удивляюсь многоплановости применения вертолетов зарубежными коллегами и уважительно снимаю шляпу перед их рисковостью.
Видел ролик на котором вертушка таскает подвешенную дисковую пилу, в режиме перемещения срезающего ветки мешающие высоковольткам.

Наверно, Владимирычу хорошо знакомы ощущения, когда в полуметре от винта, какое-нибудь препятствие на палубе.
Да при работе на гравике, в горах, приходилось иногда совершать рисковые маневры, в непосредственной близости винтов от скал, кустов, перекидов и прочих сюрпризов.
И нарабатываемое годами чувство машины - словно подушечками пальцев чувствуя кончики лопастей вертушки и почти физически, ощущая её габариты - пользуясь автомобильным термином - позволяло делать как само собой разумеющуюся, различную работу.
 
Доброго здоровья уважаемому сообществу!

Да, посмотрел несколько раз подряд, сначала общО, затем вдумчиво, затем пристально… Пробовал поставить себя на их место… не получилось… Я бы НЕ СМОГ. Попытаюсь объяснить.

Будучи лет 7-ми - 8-ми от роду, смотрели мы после школы у одного из друзей диафильм с помощью проектора, аппарат был старенький, то и дело ломался, но более старший (на год или два) дружбан что-то поправлял и он продолжал показывать дальше. Но вот, в очередной раз, Витюха полез поправлять проводки, и его шарахнуло током… Он крикнул, что бы мы не трогали его, а пошли в сени, обули резиновые сапоги и только после этого вытащили розетку. Наш третий товарищ, Васька, всё сделал, как велел Витюха… Но на это ушло время… сердчишко не выдержало… Похоронили друга, а я к электричеству – в резиновом костюме, в резиновых сапогах, в резиновых перчатках… И вообще – не понимаю электро и радио, да и БОЮСЬ животным страхом (как и змей, ужей и др. гадов). Нет – это не для меня.

Хотя то, о чем говорит Степанович – Это множество раз: и рядом возле надстройки любого корабля, и на крышку трюма под стрелами кранов, когда расстояние по полтора метра и влево и вправо (заход под краны кораблей поперёк корпуса: спрашиваешь у вахтенного расстояние между кранами, высоту видишь сам, зависаешь рядом с бортом корабля перпендикулярно движению, следишь за расходом правой педали, уравниваешь скорость вертолета со скоростью корабля… и потихоньку лезешь под стрелы кранов… Спросить только дурака – зачем?). А вот в горах – это да, там просто безвыходное положение. Причем было так, что левым основным колесом касаешься площадочки (это было и на Ми-2 и на Ми-8, особенно с геологами, картографами и др.), и начинается выгрузка (загрузка), а под правым несколько сот метров (а то и километр), а от конца лопастей до скалы рукой подать… И ничего – привыкаешь. Это наша работа. Да и подвеску брать, тащить и положить точно на место – это тоже, не лаптем щи хлебать.

А перед теми мужиками, что на ЛЭП работают, СНИМАЮ ШАПКУ!
 
Спасибо, примерно так и предполагал.


Пробовал поставить себя на их место… не получилось… Я бы НЕ СМОГ.
С точки зрения электробезопасности пилоту ничего не угрожает. Ну, костюм экранирующий, так это не для того, как закадровый поэт переводил. Нить там не железная. Вплетение медных нитей. Клетку Фарадея со школы помните - то же самое получается. Экран от полей защищает а не от удара током. А вертолёт при посадке заземлять... Так вам эффект долбания током от троса подвески знаком, правда? Вот и заземляют, чтоб мужика, сидящего на площадке не стукало, если ножки свесит.
 
продолжение 3

После окончания школы были собраны все необходимые документы и сданы в приемную комиссию. А затем первая серьезная медицинская комиссия. Сколько ещё их будет впереди… Но эта – первая! Мандраж, переживания, волнение. Все не знакомое, все впервые: не так зашел – возьмут, не возьмут. Не так сделал – допустят или нет. Не то сказал – быть курсантом или нет. Серьезные, неподступные дяди и тети в белых халатах, вершители судеб, к которым навсегда останется чувство боязни. Хирург: вес, рост, кости, позвонок, череп, объем грудной клетки, спирометрия. А что это, как это?

Сейчас можно и анекдот, очень расхожий у летчиков, рассказать по этому поводу. Как-то у одного летчика спрашивали на медицинской комиссии:
- Сколько Вы выдуваете? –
- Кило двести – отвечает бравый летун,
- А у Вас в документах написано четыре пятьсот – говорит врач.
- Так это, наверное, на свадьбе, да с хорошей закусью! – восклицает пилот.
Но это сейчас! А тогда? Окулист: зрачки, ночное зрение, глазное давление, чтение таблиц на предмет отсутствия дальтонизма, таблицы на остроту зрения, буковки разной величины, кружочки с разрезами в разные стороны. Конечно и по этому поводу в среде летчиков давно ходит анекдот, как один старый командир большого лайнера самые большие буквы таблицы Ш и Б совершенно не видел.
- Как же вы летаете? – спрашивает окулист.
- Так меня жена на «Волге» привозит на работу – отвечает командир, - а там, возле КПП, встречает экипаж, берут под руки и ведут на предполетную подготовку. Штурман все рассчитал, второй пилот везде за меня поставил подписи, в самолете бортинженер запустит двигатели и второй пилот выруливает на исполнительный. Здесь я беру штурвал в свои руки и начинаем разбег… И вот когда весь экипаж начинает орать: «Ты что, старый слепой хмырь, хочешь нас угробить!?», я плавно добираю штурвал «на себя» и мы взлетаем.
- ??? –

На той первой медкомиссии у лора, только при одном виде стула, на котором и крутят-то по десять раз в каждую сторону, руки от нервного напряжения покрываются холодным потом. Специальные щипчики в нос, ложечка на язык, какая-то распорка в ухо, несколько шагов к двери, медсестра закрывает то ухо что обращено к доктору своим пальцем, да ещё и шевелит им, создавая помехи, а в коридоре шумят. Это потом, пролетав несколько лет, сидишь рядом с доктором, который знает тебя как свои пять пальцев, которого не раз возил вертолетом на рыбалку, с которым был на охоте и ел с одного котелка, с которым осушил не одну «рюмку чая»…
- Жалобы есть? – спрашивает доктор
- Да, погодка нынче хорошая, так что в выходной на рыбалочку –
- Так и запишем: жалоб нет –
- Да, наверное все же лучше на моей машине ехать, а то погода переменчива осенью, можно и заночевать невзначай –
- Что ты там бормочешь? Распишись! –

А вот у невропатолога, надо признать честно, что тогда, что сейчас, все ведут себя сдержанно, ровно и не многословно. Как-то один бортмеханик Як-40 вошел в кабинет к невропатологу и увидел в углу под потолком паука, в это время доктор дописывал заключение предыдущему авиатору.
- У Вас в кабинете паучок – ляпнул бортмеханик радостно, доктор продолжает писать заключение. Долгая пауза. И вот заключение написано, медицинская книжка предыдущего посетителя отложена на полку… Но у паука ведь свои проблемы, своя жизнь, свои дела. На то, что происходит в кабинете ему наплевать, а на незадачливого и говорливого бортмеханика тем более, потому он, не дожидаясь взгляда доктора, уползает в щелочку.
- Так где Вы говорите паук? – наконец-то вопрошает доктор…
Больше этот бортмеханик никогда не летал в экипаже.

Электрокардиограмма призвана следить за состоянием сердечно-сосудистой системы летающего. Процедура эта довольно проста, не занимает много времени, но от расшифровки ленты самописца очень зависим авиатор: его могут отстранить от полетов, послать на обследование, а то и списать с летной работы. Но летный состав никогда не унывает и даже в этом случае травит анекдоты:
- Доктор, я буду жить? – спрашивает увешанный присосками с электродами и опутанный проводами полуобнаженный человек
- Жить? Не знаю… А летать обязательно будете – задумчиво произносит доктор, теребя пальцами ленту.

Но это все потом. А вот впервые увидев множество проводов, ленту, на которой несколькими перьями сразу пишутся какие-то замысловатые линии, услышав попискивание аппарата при каждом ударе сердца, приходишь в ужас (ведь на карту поставлено все твое будущее!). Сердце начинает биться все быстрее и быстрее, ритм сбивается… только мудрость и опыт наших родных медиков, их спокойствие, которое передается и тебе, их доброжелательность и терпение, помогают преодолеть и этот барьер. Это потом, намного позже, понимаешь, что все медицинские работники хотят чтобы ты прошел комиссию, чтобы ты долго и счастливо жил в авиации, и только от тебя (а не от них, как думают многие в начале своей летной жизни) зависит, как ты пройдешь медкомиссию. Ну и конечно же от состояния твоего организма, то есть – твоего здоровья.

И вот остался заключительный кабинет – терапевт. В этом кабинете всегда находишься дольше чем в других, здесь анализируются выводы предыдущих специалистов, тщательно изучаются результаты анализов, лента ЭКГ, снова прослушивают, простукивают, прощупывают. И пишут, пишут… Но вот и этот кабинет позади. Наконец-то приглашают к председателю врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК). Самый главный доктор бесстрастно, без изменения интонации, иногда даже не поднимая взгляд, произносит:
- ЗДОРОВ! ГОДЕН К ЛЕТНОЙ РАБОТЕ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ! –
Для него это в сто тысячный, сто миллионный раз, для него это обычные, рабочие слова. А для тебя? Да ещё тогда, впервые? Это симфония, это восход солнца, это начало новой жизни, это как покорение самой высокой горной вершины! Сбылось! Могу! Буду летать!

Но, как оказалось, прохождение медицинской комиссии это только маленький шажок на пути к намеченной цели, это преодоление первого препятствия на длинной дистанции, которая должна привести к намеченной цели. А препятствий, к сожалению, расставлено судьбой ох как много. Конечно же, кто-то проходит эту дистанцию легко, кому-то удается пройти её приложив немного усилий, а кому-то дается это все ой как трудно. Хотя, надо признать теперь, пройдя все препятствия и приближаясь к первому финишу (получения Диплома и Свидетельства пилота гражданской авиации), трудности, расставленные на пути к цели – закалили, дали первый жизненный опыт, который так необходим в дальнейшей летной работе.
 
Доброго ранку, всей дедовской, заочно-виртуальной компании !

У нас снова зима и автотранспорт слегка замер.
А кто не может замереть - ползет потихоньку, потому как не хочет лишний раз попасть в лапы всех "кому на руку такая ситуация...."
Надо ехать и мне.

Моргун:
Должен сказать тебе, Владимирыч, что твоя обстоятельность в начале повествования, меня слегка насторожила, понимая, что не всегда мой мозг будет в состоянии охватить подробности и логические ходы замечательной мысли твоей.
Но читая очередное продолжение, понимаю, что в этой обстоятельности - ты весь, Николай Владимирыч и привыкнув к этому, погружаюсь в рассказываемое "с головкой".
Жду продолжения.
 
Доброе утро, деды !
Перефразировав старый армейский анекдот, можно попробовать "провести параллель": тарщ Степаныч,....пока вас тут небыло, мы мирно общались =

Ввалился Степаныч и, смолкла беседа =
Извините, уважаемые !
Больше не повторится.
Буду бычить глаза и кивать вам, молча, читая =

Николай Владимирыч, прости друже, если я своей неуклюжей юморной заметкой, обидел тебя. Мне на самом деле нравится - как, и о чем ты пишешь.
С уважением, Виктор

П.С.
Нас - южан, зима продолжает "пугать" снежными сугробами и морозами, аж минус 10-15 ночью =
 
Ввалился Степаныч и, смолкла беседа
Почему ты так думаешь, наоборот, приходи почаще, с тобой интересно общаться, особенно помнятся прежние авиационные рассказы. Мне сильно запомнился когда на Ми-1 по погоде сел на подобранную с воздуха площадку и уже готовился заночевать, а оказалось, что это край аэродрома. Чего только не бывает...

Когда я работал в Нарьян Маре на Ми-2, мой коллега полетел зимой на ближайшую буровую, до которой добирались по маршруту, давая малЕнького кругаля. А по прямой-то километров 35-40 от ВПП. Так он пока её искал галсами, вышел на привод (а связь вел с диспетчером "Района"), и поняв свою оплошность - сдался (перешел на "Круг", где уже несколько минут диспетчер запрашивал: "Какой борт в районе Дальнего? Отвечайте!"). Пошумели, пошумели, да и успокоились - вертолет цел, пилот цел, что ещё надо...

А по поводу своей писанины... Выставил на суд, критикуйте, высказывайтесь. Я Ваше мнение очень ценю, и пока есть возможность - исправлюсь (если надо)

Пдолжение 4

Впереди были экзамены. Сразу же необходимо отметить, что экзамены в летное училище Гражданской авиации в то время проводились не для того чтобы выявить знания у поступающих, а для того, чтобы производить отсев ненужного количества кандидатур (впрочем, как и медицинская комиссия, где вполне здорового парня могли легко «зарубить»). Эти два препятствия ставали на пути очень многих желающих.

А желающих, надо сказать, было очень много. В конце шестидесятых в КЛУ ГА был конкурс по 25 кандидатов на одно место. Почему так? Конечно же профессия пилота вертолета была на то время очень престижной: большие стройки страны, стремительный рост карьеры, очень приличная зарплата, возможность раннего ухода на пенсию. Молодой человек, поступивший в любое училище Гражданской авиации освобождался от службы в армии, а после его окончания, ему присваивалось звание офицера запаса. Конечно же ни для кого не секрет, что многие отцы-летчики, занимающие разные, в том числе и высокие посты в авиации, лично знающие преподавателей у которых учились сами или инструкторов с которыми были однокашниками во время курсантской молодости, или в Академии Гражданской авиации, привозили своих сыновей и те без особого труда поступали в училище. И хотя при поступлении было обидно осознавать, что его протащили, а ты не смог доказать что достоин. Но, отлетав много лет, сейчас признаюсь – в училище были правы, открывая неофициальный беспрепятственный путь таким ребятам. Они выросли в семьях летчиков и видели быт авиатора изнутри. Если Вы все же прочтете эту книгу, то увидите, каким он был не простым. Они жили в летной среде, им не надо было перестраиваться, к чему-то привыкать, в чем-то разочаровываться – они были готовы работать по уже сложившимся законам. Но их было достаточно много и для «посторонних» оставалось ограниченное количество мест. А все дело в том, что Аэрофлот располагал в то время одним единственным училищем, которое выпускало пилотов вертолетов.

И вот экзамены. Сочинение – 5/5, математика – 4, средний балл аттестата – 4,41. Это провал. Этих оценок очень мало для человека поступающего в Кременчуге после школы (в Управлениях ГА другие проходные баллы), без чьей либо помощи… Это первое разочарование. Это первый тупик, попав в который не знаешь что делать дальше, как жить. Кажется что жизнь кончилась, все – впереди пропасть, впереди нет ничего, только одна растерянность и полнейшее отсутствие мысли о том, что делать дальше, как жить, чем заниматься. Руки опускаются, все обрывается.

Друзья поступают в ВУЗы, родители ненавязчиво подталкивают туда же, да и призыв в армию маячит не за горами. И хотя пропаганда считала службу в армии почетной и престижной обязанностью… идти не очень-то хотелось, ведь на ветер выбрасывались три года (на флоте - четыре), три очень ценных и не возвратимых года. Будучи в шоке от случившегося, не сильно сопротивляясь судьбе, пришлось ехать с товарищем в Харьков, в Политехнический институт, куда тот поступал на факультет автоматики и телемеханики. Товарищ завалился на математике, а человеку который поехал просто так, за компанию, удалось поступить, отучиться месяц и поняв, что это очень далеко от авиации, пришлось уйти, даже вопреки тому, что тут же был призван в армию.

И снова судьба-злодейка направила не в авиацию, а в связь, которую никогда не любил и не понимал. Одно, что с армии осталось полезного – это умение различать людей хороших и плохих, подлых и скользких. И ещё одно, очень даже важное проявление, которое, в последствии, будет сопровождать всю жизнь и которое очень поможет продвижению по служебной лестнице – это случайно обнаруженное умение рисовать.

Дело в том, что очень часто приходилось ходить в наряд, а больше всего из разнообразия нарядов – в караул, где сутками не раздеваясь несешь службу, спишь, бодрствуешь. Это до того надоедает, что со временем готов на все. И вот как-то на утреннем разводе замполит роты спрашивает:
- Кто может написать текст присяги в Ленинскую комнату?-
- Я!- не задумываясь и громко рявкнул боец, не имея для этого ни малейших оснований, не имея понятия как это делается, разве что те небольшие навыки, которые удалось получить на уроках черчения в школе. Но, назвался груздем – залезай в кузов!

Не подозревая того, у человека началась новая жизнь, причем на все оставшиеся годы. Обратите внимание на это предложение.
Командованием роты бойцу предоставили комнату, необходимые канцелярские принадлежности, освободили от нарядов и работ, а по сути – от службы. Началась свободная жизнь, но в рамках армейского распорядка. С чего начинать? Как и какие буквы писать? Какими ручками, какими перьями, тушью или гуашью, каким цветом все это изобразить? Умельцы изготовили подрамник и покрыли его ДВП. Склеил несколько листов ватмана, аккуратно прикрепил его кнопками к подрамнику, при помощи одежной щетки смочил ватман водой и оставил сушиться, сам сел за расчеты: посчитал высоту букв, их ширину (тут же смекнул, что в алфавите есть ещё и широкие буквы), к металлической линейке прикрепил широкий брусочек снизу. За ночь бумага высохла и натянулась как шкура на барабане. На следующий день расчертил квадратики под каждую букву. За двое суток (спал по три часа), с помощью плакатного пера и спиртовой туши написал текст общей высотой в два метра. Замполит остался очень доволен! Дальше пошло оформление сержантского класса, спальных помещений, учебных классов. Пришел опыт, и появились навыки, отпала необходимость расчерчивать квадратики под каждую букву – проводил только горизонтальные линии, обозначающие высоту букв, научился нарезать буквы из пенопласта при помощи раскаленной нихромовой проволоки, изготавливал объемные буквы из ватмана и картона, научился строить объемные планшеты. Попробовал рисовать несложные картинки при помощи квадратиков – получилось, со временем перешел на более сложные, дойдя до рисования картин маслом. Освоил рисование нитрокраской при помощи трафаретов для щитов устанавливаемых на территории части. Так и проскочили годы службы. Службу проходил в Киеве и тут же подал документы в аэропорту «Жуляны» для поступления в Кременчугское летное училище.

Уже более спокойно, со знанием дела прошел медицинскую комиссию, а вот на экзаменах поспорил с преподавателем (это был знаменитый аэродинамик из училища, который написал несколько учебников по практической аэродинамике вертолетов различных типов), был изгнан с возвращением документов…

Снова неудача. Что делать? Вернулся в родной город с твердым намерение поступить в следующем году. А пока, устроился на работу в аэропорту – все же ближе к авиации, да и надежда была, что кто-то подскажет, что-то разузнает сам, может кто поможет поступить в летное училище. Взяли на работу в авиационно-техническую базу аэропорта (АТБ) в клёпальный цех. Это был 1972 год. Так началась трудовая деятельность в авиации.