Есть ли будущее у сервиса

Fyodor

Летающий фотограф
Написал небольшую статью - "На смерть сервиса": http://www.ato.ru/content/na-smert-servisa

Как конкуренция ухудшает продукт и парадокс ли это? Размышления на тему, стал самолёт окончательно рейсовым автобусом или эпоха сервиса вернётся. Буду рад мнениям и комментариям.
 
Реклама
Ну, во-первых, первое предложение удалить (там одна синтаксическая ошибка, целая россыпь смысловых, а также стилистика плохого советского журнала) и написать новое. А ещё ввести пару подзаголовков, чтобы структурировать текст (чередование авиапроизводителей и перевозчиков ничем не оправдано в тексте). В целом, текст очень сложный для восприятия, при том, что там нет каких-то оригинальных мыслей.

Ключевая проблема, ИМХО, в том, что перевозчики себя скорее считают технологическими компаниями (это хорошо видно даже на форуме), а на самом деле являются сервисными (просто потому, что это B2C-сегмент с оговорками). Скорее рано, чем поздно, этот барьер будет пробит, и тогда, глядя на разные известные диаграммы, компании начнут делать кучу крутых вещей, которые существенно улучшат наблюдаемый клиентом сервис без приложения серьезных усилий.
 
а на самом деле являются сервисными (просто потому, что это B2C-сегмент с оговорками). Скорее рано, чем поздно, этот барьер будет пробит
Этот барьер уже давно пробит. Только результатом этого "пробития" как раз и стало снижение уровня сервиса. В остальном же - да, думаю начнут - об этом я, собственно, и пишу.
что там нет каких-то оригинальных мыслей.
Если не трудно - сбросьте плз ссылку на материалы по данной тематике, мне было бы очень интересно их изучить. Можно на иностранные, так было бы даже интереснее.
 
Этот барьер уже давно пробит. Только результатом этого "пробития" как раз и стало снижение уровня сервиса. В остальном же - да, думаю начнут - об этом я, собственно, и пишу.
Я, если честно, этого не замечаю.

Если не трудно - сбросьте плз ссылку на материалы по данной тематике, мне было бы очень интересно их изучить. Можно на иностранные, так было бы даже интереснее.
Я где-то в русском сегменте видел статью прям на ту же тему, но уже не помню, а вообще же много всего.
Вот, например, что USA TODAY пишет - http://www.usatoday.com/story/trave...stomer-satisfaction-new-report-says/83505796/ )))))
Я в скрепку одну статью приложил, но вообще тысячи их. Мне кажется, в НИУ ВШЭ сейчас должны быть неограниченные возможности по доступу к Scopus, Wiley etc...
 

Вложения

  • 317-753-1-PB.pdf
    255,5 КБ · Просмотры: 1
Obalduj, не факт, что я правильно понял мысль, но простой пример - это вой вокруг Uber.
Идея заказа такси не нова, и даже вполне приелась, но математические алгоритмы, big data и прочие дела, позволяют компании работать в убыток, но при этом постоянно получать инвестиции.
На данный момент вой идёт в Таиланде, убер по цене близок или сравнялся с тук-туками.
Традиционные службы такси, которые просто скидывают заказ водителям - мрут.
Убер это прежде всего прогнозирование, по факту, вы только достали телефон из кармана, а система уже знает кого наверняка вам пошлёт, ровно как догадывается куда вы поедете на основе анализа предыдущих поездок.

Мне кажется, что АК нужно двигаться в эту сторону, наверняка, тот же самый Ryanair что-то знает, но пока я делаю двойной фейспалм от взаимодействия с технологиями АК, все эти сайты, приложения, как правило, настолько третьесортны, что давно не покидает мысль, что разработчиков для АК подбирают в специальных интернетах.

Аэрофлотовские отмены при ясной погоде - хреновый пример прогнозирования, увеличение провозных ёмкостей при футбольных матчах - хороший.
Видел на примере своего родного Краснодара сколько иногда вываливается из самолёта иностранцев, если кто-то играет с ФК Краснодар.
 
математические алгоритмы, big data и прочие дела, позволяют компании работать в убыток, но при этом постоянно получать инвестиции.
Не, это игра в венчурные инвестиции. В ней просто всегда есть выигравшие и проигравшие. Биг Дата и прочее здесь аюсолютно ни при чем, это уже полвека так.

Традиционные службы такси, которые просто скидывают заказ водителям - мрут.
Ох, это тема для отдельного разговора.

тот же самый Ryanair что-то знает
У меня есть ощущение, что Раянэйр что-то знает про финансовое управление. Вообще как раз вот на эту тему было бы круто увидеть какие-то публикации на кубиках. Потому что Раянэйр в Европе, похоже, единственная стабильно плюсовая компания без государственного плеча. Я бы высказал гипотезу, что продать 50 билетов за 50 евро за год лучше, чем 1 билет за 200 евро за неделю до вылета намного перспективнее с точки зрения оборота, кредитования и прочего.

Пока я делаю двойной фейспалм от взаимодействия с технологиями АК, все эти сайты, приложения, как правило, настолько третьесортны, что давно не покидает мысль, что разработчиков для АК подбирают в специальных интернетах.
Я про это и говорю как раз в разговоре о сервисных компаниях - у интернет-магазина, который бы работал как сайт Аэрофлота, просто никто ничего бы не покупал.
 
Мне кажется, текст статьи действительно был несколько труден. Я писал о другом. А то, что в сети сотни статей, посвящённых вопросам сервиса авиалиний... Ну спасибо, что подсказали.
 
Последнее редактирование:
Извините, но первый абзац, это просто "абзац!", поток сознания, который сразу склоняет читателя к "на этом и закончить".
 
Я писал о другом.
Я понял. Но прямо вот реально видел похожий текст осенью где-то русскоязычный, от кого-то типа Плохотниченко. Там тоже как-то все ходило вокруг примерно тех же факторов: лоукост vs не лоукост, кресла (правда, в разрезе расстояния). Я помню даже, где я видел эту ссылку, но там человек пишет по столько раз на дню в Фейсбук, что мои пределы терпения по листанию исчерпаны просто.
На самом деле факторов качества сервиса очень много. В первую очередь, ресурсы для конкуренции есть в сфере финансового управления. Но у меня есть ещё много интересных вопросов:
- Будет ли круто, если сэндвичи делать из некрошащегося хлеба?
- Будет ли круто, если посадочные талоны будут умещаться на одной странице, а не лезть второй лист ещё?
- Будет ли круто, если в уже имеющейся рассылке размещать действительно полезную информацию?
- Будет ли круто, если за мили бонусных программ надо не биться с перевозчиком, а чтобы они сами всё делали.

И даст ли всё это скачок в уровне сервиса.
 
Я был бы очень благодарен, если бы
от кого-то типа Плохотниченко.
Вероятно потому, что летом мы с ним это обсуждали... Я никак не претендую на открытие. Вы хотите от моей статьи больше, чем я сам. ))

Вопросы, которые Вы задаёте - правильные. Но как это ложиться в канву статьи? То, что многое делается перевозчиками через задницу? Ну да. Проблема есть. Опять таки - значит они могут себе это позволить сейчас...
 
Реклама
Fyodor,
Два замечания не совсем по основной теме статьи.
Сначала вот этот момент: "на среднемагистральных направлениях в Европе и США фактически исчез бизнес-класс, превратившись в разновидность слегка улучшенного экономического" неверен.
Во-первых, в США на внутренних линиях был и есть первый класс -- абсолютно то же самое, что у нас называют бизнес-классом.
У нас для этого были свои предпосылки: на внутренних линиях стали использовать двух-трёхклассные салоны, и в первый сажали бизнес. Исключени помню два: "КрасЭйр" и "КМВ-Авиа".

Во-вторых, собственно бизнес-класс зародился в 1978-79 году изначально именно как улучшенный эконом. И в Европе сейчас он просто вернулся к своему исходному состоянию. Не сильно далеко от него уходя (трансформируемые кресла и 2+3 были в 90-е).

И ещё про уменьшение шага в экономе "Аэрофлота" есть какие-то подтверждения? Жалобы на тесноту 737 связаны скорее с эргономикой кресел, чем с шагом.
Насчёт стандартов бизнес-залов я тоже не согласен.

С вашим финальным выводом принципиально согласен, но тут не учтены другие факторы.

Авиакомпании давно уже перевалили производственный этап, и находятся на этапе маркетингово конкуренции.
Я в прошлом году был на конференции Passenger Experience в Гамбурге, и судя по происходившему там, ставить крест на сервисе в экономе никто не собирается. Просто фокус сдвинулся.

Сейчас сервис на борту в сегменте среднемагистральных (примерно до трёх часов) уже дошёл до минимально возможных пределов. Но при этом появляются новые элементы -- в частности, взаимодействие с компанией (сайты, мобильные приложения и т.п.), образу компании (фирменный стиль, дизайн), а на борту появляются системы развлечений.
Примерно то же самое происходит с автомобилями, но для них роль интерфейса при взаимодействии с брендом на несколько порядков менее значима.

Однако к России это всё имеет гораздо меньше отношения, чем к Азии, Штатам, Европе и, похоже, Южной Америке. Кризис всё-таки сказался, число потенциальных пассажиров мало, финансовая нагрузка на авиакомпании выше, поэтому вопрос цены доминирует. Ну и коэффициент Джини такой, что бизнес-класс должен быть не первым по-американски, а стать нулевым )) Потому что разница в тарифах по покупательной способности доходов среднего пассажира J-класcа и Y просто космическая.
 
Последнее редактирование:
У меня есть ощущение, что Раянэйр что-то знает про финансовое управление.
Внимательно этот вопрос не изучал, но где-то читал, что у "Райнаэр" ощутимая доля доходов за счёт молодого парка.
Благодаря большим партиям выбивают из Б. хорошие скидки, и продают самолёты до того, как они потребуют существенных вложений в обслуживание. Благодаря скидке на новые получают больше прибыли от продажи, чем другие участники рынка, экономят на обслуживании и топливе.
 
неприлично писать статьи в журналы и делать тривиальные грамматические ошибки
Прилично )) Я сам пишу в журналы (а также газеты) много лет. Так вот там есть корректоры, и статью читают несколько человек несколько раз, в том числе и автор.
А на форуме можно ведь и поправить потом )))
 
И ещё, Fyodor, неприлично писать статьи в журналы и делать тривиальные грамматические ошибки:
Не, ну это нормально. Я вообще между делом пишу, формулируя мысли на ходу. Это такие ужасы интернета))
 
VT, спасибо за развёрнутый ответ - я на такой и надеялся ))

Тезисно.

Во-первых, в США на внутренних линиях был и есть первый класс -- абсолютно то же самое, что у нас называют бизнес-классом.
Вы в принципе этим подтверждаете мой тезис. Потому что бизнес и первый класс - это всё-таки разные уровни комфорта. Тем паче, что объём премиальных классов сократился в пользу эконома.

Во-вторых, собственно бизнес-класс зародился в 1978-79 году изначально именно как улучшенный эконом. И в Европе сейчас он просто вернулся к своему исходному состоянию. Не сильно далеко от него уходя (трансформируемые кресла и 2+3 были в 90-е).
Тут я не соглашусь именно в части исходного состояния. Эконом 60-70-х и сейчас - это очень сильное отличие, не в пользу нынешнего. И деление на классы всё-таки появилось несколько раньше. Кроме того это никак не меняет сути написанного - четверть века были определённые правила и они поменялись. Вопрос - навсегда или нет.
И ещё про уменьшение шага в экономе "Аэрофлота" есть какие-то подтверждения?
Сайт авиакомпании в разделе флота. Легко можно видеть количество рядов при 31 и 29 дюймах.
Насчёт стандартов бизнес-залов я тоже не согласен.
Ну это отчасти определяется объективными параметрами. Исчезновение крепкого алкоголя в баре - это 0 вместо 1 в перечне критериев. Ну а о качестве того, что осталось можно поспорить, конечно. )) Но с заявляемым пафосом компании вяжется не всё.
Авиакомпании давно уже перевалили производственный этап, и находятся на этапе маркетингово конкуренции.
Я это отметил. Но у нас тут смешенная модель, в которой производственный этап на мой взгляд - явно доминирует. Кроме того, если исходить из прогресса (регресса) программы лояльности того же АФЛ - многие вещи в маркетинге становятся просто формальными.
образу компании (фирменный стиль, дизайн),
Сказать по правде, мне трудно скрывать раздражение, когда компания В в очередной рассказывает про улучшенный свет в салоне, а я знаю, что мне лететь 8 часов в аду на 17 или того меньше дюймах. Хотя я понимаю, что свет тоже важен.
а на борту появляются системы развлечений.
Мне кажется, это как раз устаревающий формат. С распространением планшетов. Точнее сами системы могут сделать большой шаг вперёд и стать, кстати, легче.
Примерно то же самое происходит с автомобилями,
Прадо намного больше и комфортнее Нивы, не могу не заметить. И даже РАВ4 ;) Мне не кажется, что с автомобилями происходит то же самое. ))

Крайний абзац очень любопытен, но у нас можно выделить несколько ступенек в сегментах даже среди пассажиров бизнеса.
 
И ещё, Fyodor, неприлично писать статьи в журналы и делать тривиальные грамматические ошибки:
Дружище - что бы сэкономить время и нервы себе и мне - Вы меня просто забаньте. Моя школьная оценка за сочинения почти всегда была 5/2. Меняться поздно, проще пристрелить :)

В остальном коллеги заметили верно - в журналах есть корректоры. В этот раз что-то пошло не так, хотя обычно такого не было.
 
Сейчас сервис на борту в сегменте среднемагистральных (примерно до трёх часов) уже дошёл до минимально возможных пределов. Но при этом появляются новые элементы -- в частности, взаимодействие с компанией (сайты, мобильные приложения и т.п.), образу компании (фирменный стиль, дизайн), а на борту появляются системы развлечений.
Лично для меня сейчас идеальный по сервису полёт выглядит так:
- покупка билета и регистрация из дома
- экспресс до аэропорта, не зависящий от пробок
- досмотр через сканер без снимания ремней, вынимания ключей и прочей дребедени
- удобное свободное сиденье в чистой зоне
- вылет вовремя
- посадка и выход через телетрап
- быстрый выезд багажа
- экспресс в город

Еда, пледы и даже расстояние от колен до спинки кресла - довольно вторичны. На борту главное, чтобы персонал знал своё дело, а сосед не отрыгивал перегаром.
 
Вопросы, которые Вы задаёте - правильные. Но как это ложится в канву статьи? То, что многое делается перевозчиками через задницу? Ну да. Проблема есть. Опять таки - значит они могут себе это позволить сейчас...
У меня есть вопросы к парадигме. Во-первых, мы вообще не обозначили, что же такое "сервис", о котором мы ломаем копья. Это вообще методологически неверно. Я бы навскидку посмотрел вот на какие компоненты:

- Поиск информации о перелете и покупка билета
- Формирование пакета перелета
- Обслуживание в аэропорту
- Обслуживание на борту
- Послеполетное обслуживание в аэропорту
- Приверженность графику, стабильность маршрутной сети и расписания
- Мероприятия по возврату клиента на следующие рейсы

Сразу скажу про последнее, раз уж вы затронули тему маркетинга. Мне очень импонируется теория Янча о том, что нынешний мир так сложен, что основной инструмент продвижения - это сервис компании. Если компания работает хорошо, то о ней расскажут друзьям, знакомым. И даже если LTV клиента равно 0 (установка окон, например), то не стоит наплевательски относиться к клиенту - конкуренция столь высока, что "сарафанное радио" - самый дешевый и уверенный канал продвижения.

Теперь возвращаемся к статье - там затронут, фактически, ровно один фактор - что у нас на борту. Место, что-то ещё. Это всё хорошо, но даже здесь есть то, что уже навсегда изменилось. Я не верю в девушек в шортах и томные приседания в обозримом будущем. Просто потому, что западная цивилизация сильно продвинулось в равноправии полов.

В общем, как я вижу будущее сервиса.
- Дикий рынок покупки билетов как-то схлынет, продавать будут перевозчики, в основном
- Рынок перейдет к полной кастомизации. На борт будут загружать по 1 или 2 пакетика с номерами. В одном из них будет какой-то алкоголь (за деньги), лифлет с картой города (за 1$), симку (20$), повязочка на глаза (за 1$), журнальчики или книжка (за деньги). Во втором - выбранная еда.
- ЧЛП будут проходить верификацию по биометрическим параметрам. Условно, мне нужно будет один раз в аэропорту пройти сканирование сетчатки и пальцев, а потом я уже буду сам за 15 минут быстро проходить. Это всё не так уж и сложно, вон уже два раза в этом году (в Белграде и Амстердаме) видел автоматы паспортного контроля.
- Обслуживание на борту будет утилитарное, но при этом расстояние между креслами будет больше)) Просто перевозчики построят нормальные матмадели и поймут, что иметь не 30 рядов, а 29 на борту может быть более выгодным, если продать половину билетов не за 2 месяца до вылета, а за 3. Вай-фай и зарядка будет обязательным требованиям (кстати, я прямо уверен, что вай-фай - альтернатива алкоголю).
 
Последнее редактирование:
Реклама
Цитата из статьи: "В итоге в 2015–2016 гг. дал трещины даже бастион сервиса — "Аэрофлот". Компания сократила объем бизнес-класса в новых машинах, а также уменьшила шаг кресел в экономическом классе, что стало неприятным сюрпризом для привыкших к комфорту пассажиров. Кроме того, были несколько снижены стандарты обслуживания в собственных бизнес-залах перевозчика."
Как ежегодный элитный участник Аэрофлот Бонус с 2005 года на основании своих десятков ежегодных полётов с ними добавлю, что "трещина" в сервисе там начала появляться раньше, в конце нулевых годов, когда из эконома убрали бесплатную раздачу масок для глаз и беруш на всех рейсах свыше 4 часов, вино и пиво на внутрироссийских рейсах, пообещав в пресс-релизах улучшить питание, но и питание не стало лучше, а потом и оно ухудшилось.
А "снижение" стандартов в собственных бизнес-залах заключается только в том, что оттуда убрали крепкое спиртное и стали пускать посторонних "халявщиков" с PP

 
Назад