Авиакомпания "Россия" приостановила пассажирские перевозки по направлению Томск - Москва. В ООО "Аэропорт "Томск" это связывают с тем, что загрузка рейсов не превышала 30%, в то время как для рентабельной работы этот показатель должен превышать 70%. Конкуренты считают, что "Россия" скорее всего уйдет с томского рынка авиаперевозок, годовой оборот которого, по оценкам экспертов, составляет около 3 млрд. руб. Вчера "Ъ" не удалось получить комментарий в "России", собирается ли она возобновить перевозки.
Вчера начальник коммерческой службы ООО "Аэропорт "Томск" Андрей Сосновский сообщил "Ъ", что авиакомпания "Россия" приостановила перевозки по направлению Томск - Москва. Последний рейс вылетел в минувший понедельник. По его словам, загрузка рейсов не превышала 30%, в то время как для рентабельной работы, по оценкам экспертов, необходимо более 70%. "Говорить об уходе авиакомпании с томского рынка я бы не стал", - осторожно заметил господин Сосновский. В Томске не исключают, что авиакомпания может возобновить полеты.
В "России" вчера получить комментарий не удалось. Авиакомпания начала выполнять регулярные рейсы Томск - Москва с декабря 2006 года, когда "Россия" пришла сразу в два западносибирских аэропорта - томский и омский. "Сейчас создалась благоприятная ситуация, когда мы готовы предложить наш продукт, а рынок способен его воспринять", - заявил тогда на пресс-конференции начальник коммерческого отдела авиакомпании Михаил Грязнов. По его словам, одним из конкурентных преимуществ "России" должны были стать транзитные полеты из Томска и Омска в Санкт-Петербург через Москву. Перевозки "Россия" осуществляла на самолете Ту-154 вместимостью 132 человека три раза в неделю. Компания рассчитывала, что загрузка составит не менее 70%.
По данным администрации Томской области, в 2006 году участники томского рынка перевезли 300 тыс. человек. Ожидается, что к 2010 году пассажиропоток увеличится до 500 тыс. человек. По оценкам экспертов, оборот томского рынка авиаперевозок составляет около 3 млрд. руб. в год, а доля авиакомпании на томском рынке авиаперевозок не превышала 15%.
Участников рынка (сегодня рейсы из Томска в столицу осуществляют S7 Airlines и альянс AiRUnion) решение "России" о прекращении рейсов Томск - Москва не удивило. "Решение о прекращении полетов принято летом, когда спрос на авиаперевозки особенно высок. Это говорит о том, что "Россия" разуверилась в перспективах этого рейса и решила использовать свой самолет на другом более эффективном для себя направлении", - сказал "Ъ" менеджер по связям с общественностью авиакомпании S7 Airlines Евгений Филянин. По его словам, томскому рынку достаточно двух перевозчиков, иначе возникает переизбыток мощностей. "Учитывая рост расходов авиаперевозчиков на содержание самолета, при адекватных тарифах считается, что, для того чтобы покрыть прямые расходы на выполнение рейсов, необходима загрузка не менее 70%", - подтвердил он.
Вице-президент альянса AiRUnion Владимир Демидов отметил, что "после ухода "России" рынок уравновесится". "До этого предложение превышало спрос и "Россия" работала на пониженных тарифах, что тянуло вниз бизнес других участников рынка", - сказал он.
"Россия" - не первая авиакомпания, которая попыталась прорваться на поделенный на двоих томский рынок авиаперевозок. Ранее такую попытку предприняла "Владивосток Авиа". Но в июле 2006 года признала свое поражение, продержавшись на томском рынке чуть больше года. Следующую попытку, как сообщил Андрей Сосновский, предпримет московская авиакомпания "ИнтерАвиа". По его данным, вскоре она также начнет выполнять рейсы Томск - Москва.