История Ту-134

В симуляторе я садился на Ту3 в Лондон-Сити и старой Казани
Надо ещё в BIIS слетать
 
И вообще, он был какой-то уютный для пассажира
Мне тоже он нравился. Этот гул двигателей перед взлетом, как кошка, готовящаяся к прыжку, соберется и уверенно разбегается, приятно вжимает в спинку кресла.
Огромные по современным меркам иллюминаторы, удобные кресла. Пепельницы в подлокотниках, удобно было мелкий мусор, фантики туда бросать. В заграничных полетах даже в 90-х отводили последние два ряда для курильщиков, запах дыма был не слышен на более передних рядах. Окошко в туалете было забавным для многих пассажиров, а бортмеханик мог осмотреть стабилизатор.
Не буду утверждать, но по-моему, это первый сертифицированный наш самолет по минимуму II кат ИКАО.
С АБСУ-134 минимум при автоматическом заходе на посадку был 30 х 400. Но тут нужно выяснить, возможно, у Ил-62 на некоторых модификациях этот минимум применялся раньше. По-моему, в те годы в нашей стране лишь в Шереметьево на 07п такой минимум обеспечивался.
Надо ещё в BIIS слетать
Ничего не понимаю в симуляторах, но запомню.
 
На 62 в ГосНИИГА разрабатывали систему автоматической посадки. Вроде бы, СССР-86506 мог садиться полностью в автомате, и еще два борта, номера которых забыты
 
Может, кто хорошо знает Ил-62, дополнит.
На моей памяти, в начале 90-х мы экипажем заходили по этому минимуму лишь в Шереметьево, на 07п. А Ту-154 и Ил-62 уходили на запасные...
Но и у нас, не так и много командиров имели такой минимум. Начинающие командиры имели минимум 80 х 1000, а старые обычно 60 х 800. А вот среднего возраста, лет 45 - 55 зачастую имели минимум 30 х 400. Теперь он стал 30 х 350.
Потом уже, в начале 90-х, полосы по минимуму cat II оборудовали в Пулково и Мин.Водах, потом уже во многих больших аэропортах.

Вот говорят, минимум КВС. Да, конечно, важен минимум КВС. Но и членам экипажа после соответствующей тренировки на тренажере ставили в летном свидетельстве отметки о допуске ко II категории:


Теперь-то, конечно, и минимум cat IIIа не редкость у современных самолетов, прогресс не стоит на месте.
 
Последнее редактирование:
Да, я понял. На пенсию? Извините, если спрашиваю лишнее.
На иномарку.

Все были 8+60
 
Бизнес-класс 8 мест, эконом 60... комфорт для пассажиров. У самолетов заправка не стандартная 13,2т, а увеличенная 14,4. Молодцы, приятно летать на таком самолете и пассажирам и экипажу.

В Сыктывкаре из 43 самолетов такой компоновки не помню. Были просто два салона, но первый салон бизнесом назвать не могу. Те же кресла с тем же шагом, позднее переоборудовали почти все в компоновку с одним салоном, только эконом на 76 - 80 мест.
Иногда с письменного разрешения КВС брали еще на 2 откидные кресла, таким образом максимум у нас было 82 места.
Были еще бизнес-варианты, 1 или два самолета. Там первый салон - первого класса, премиум кресла и диваны, шкафы для одежды. Во втором салоне мест 40 эконом.
Но тоже были дальнобойные модификации, с макс.заправкой 14,4т и МВМ 49 тонн. Более десятка таких самолетов.
На дальние полеты их обычно и планировали в ПДСП. Ну как дальние... на 3000км и немногим более. То есть уже в диапазоне среднемагистрального самолета. Тогда была классификация: до 3000км - ближнемагистральные, 3000 - 5000км - среднемагистральные, более 5000км - дальнемагистральные.
 
Последнее редактирование:
Наша авиакомпания СААК в девяностые годы брала в аренду ваши Ту-134. Через нас прошли 65069, 65621, 65755, 65780, 65793. Так называемый "бизнес-класс" в них были обычные кресла, только с большим шагом, отдалённые от основного салона шторой серо-голубого цвета.
Это где-то 1996-1999 годы.
 
Приятно слышать знакомые борты. Шаг кресел был увеличен в первом салоне, но не так и разительно, вот я и не помню. У меня рост 1,82. И в штурманской кабине мне было удобно и пассажиром в любой компоновке салона.
Неудобно было только зайцем летать, сидя на чем попало в переднем багажном отделении. Там есть откидное кресло, но когда зайцев несколько человек, приходилось и сидеть на чемоданах. Выбирал самый крепкий, и сидел. А что делать? Летали зайцами свои экипажи тогда запросто, за "стеклянный билет" или просто за "спасибо".

Когда затосковал по Ту-134 на своей новой работе, написал по памяти несколько рассказов.
Вот есть и "Песня про зайцев": Песня про зайцев (Андрей Иваненко) / Проза.ру

Максимум зайцев у меня в рейсе было 15 человек. Но это были не совсем зайцы. Пассажиры по билету на другой рейс.
В Чебоксарах так получилось, что один рейс отменили по каким-то причинам, вот наш командир взял на себя ответственность, принял по просьбе службы перевозок пассажиров с того рейса. Чтобы не ночевать пассажирам в аэровокзале. А салон итак был почти полный, поэтому эти радостные зайцы-пассажиры рассаживались, где придется. Одного ко мне, в штурманскую кабину на откидное сиденье, несколько человек в передний багажник, остальные в проходе салона. Летать-то всего час, погода хорошая, без проблем рейс из Сочи через Чебоксары в Сыктывкар тогда и выполнили. Можно сказать, два объединенных рейса.
Такое было время. И в общем-то, для авиации получше, чем сейчас. Еще и с этим ковидом, забодай его комар.
 
Последнее редактирование:
Кстати, при 8/60 бизнес был довольно странный. Кресла напротив друг друга со столиком посередине. Крайне необычно и не очень удобно.
 
Зато удобно для совещаний в полете и полетов семьей.

Фотографией я не увлекался, поэтому фото - всехнее, из инета.

Так выглядели у нас "салоны". Так мы называли те 1-2 борта, в компоновке для ВИП.
Примерно на таком (65005, 65006) летал лишь в Нефтеюганске, там жили в командировке по две недели и возили местных нефтяных магнатов...
 
Последнее редактирование:
Спасибо большое!
Скажите ещё, во времена СССР в странах соцлагеря: ПНР, ГДР, ВНР, СРР, ЧССР какое было эшелонирование? По НПП ГА метровое или по ИКАО футовое? Радиообмен над этим государствами вёлся на каком языке,
Спасибо заранее.
 
Мы вели радиообмен на английском. Иногда (очень редко) диспетчера сами переходили на русский.
По эшелонам «наверху» в футах FL….
На снижении и в наборе в ГДР в метрах. Например «Climb 3950 meters».
По другим демократам, честно говоря, не помню.
 
По моим подсчётам, 20.5 млн часов, 11.7 млн полетов.
Точность +/-10%.
 
Покажусь ретроградом, но мне тоже не понравился полёт на Ту-134 (простом) СССР-65013 по маршруту Москва(ШРМ)-Ленинград "задом-наперёд". Дело было зимой в студенческие каникулы в 1979 году. Захотел поехать в Питер, посмотреть Зимний дворец и Русский музей первый раз. Прибежал рано утром в Ш-1, обслуживающий тогда и международные и внутренние рейсы (в Ш-2 новый аэровокзал к Олимпиаде-80 тогда строился). Купил билет из остатков, повели к самолёту, сказали садитесь на свободные (иногда так делали). Я зашёл в салон чуть не последним, красивая девушка предложила сесть на первый ряд "задом-наперёд". Старый борт, один из первый серийных, упоминал о нём уже несколько лет назад, в ГосНИИГА однажды закрылок перекосило. Ощущение не лучшее - при взлёте повисаешь на ремнях, и всю дорогу смотришь в глаза пассажирам второго ряда. Не комфорт. Зато назад летел на изношенной рабочей лошадке - Ту-104 СССР-42416, напрочь перечеркнувшей моё боязливое отношение к Ту-104 из-за известной катастрофы СССР-42471 под Шереметьево в ноябре 1976 года. Это был мой последний полёт на Ту-104. До сих пор помню автобус, увозивший нас к терминалу (недавно построенному залу прилёта Ш-1, снесённому не так давно при возведении терминалов В и С в ШРМ). В снежных огнях ночного Шереметьево блистал на стоянке белоснежным килем Ту-104Б СССР-42416, готовый отправиться в обратный рейс в город на Неве.
 
Пассажир Ту-144, у Вас феноменальная память, если Вы все бортовые номера помните. Или Вы их записывали?
сказали садитесь на свободные (иногда так делали)
Да, когда пассажиров не полный салон, по центровке тогда часто рассаживали на свободные места.
КВС или второй пилот говорили стюардессе, а она объявляла пассажирам, с какого ряда занимать свободные места, с 3-го или 5-го ряда.
 
Андрей, (позвольте так Вас называть), интересно было просто, каждый самолёт-живой. Ещё где-то в начале 1970-х, будучи на даче, вовсю разглядывал борта, идущие на посадку во Внуково (правый заход на полосу 20, теперь 19). Дед подарил в 1969-м подзорную трубу Турист-2 с увеличением 20, поле зрения 2 градуса. И мы с братом вовсю разглядывали идущие на посадку самолёты - Ил-18, Ту-104, Ан-10. Остальные редко были. Тогда и появился интерес к номерам бортов, особенно с Ту-154, летавших где-то с 1971-72 года. А когда начал учиться в МИИГА, тут уже почти все борта помнить стал. Особенно редкие. Но, как водится, за давностью лет это всё стало ненужным, теперь помню только отдельные яркие эпизоды. Типа СССР-42416 и СССР-42524, киль которого в 1979-м сам строил на студенческой технологической практике в Саратове.
 
СССР-42416: Карточка борта: Туполев Ту-104Б СССР-42416 (зав.н. 920403) ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация
Вы наверное, знаете кое-что про эволюцию Ту-134 от "папы" Ту-104.
В общем-то книг написано немало, читал, но что-то из того, что в книгах вряд ли прочитаешь, мне и другим любящим Ту-134 было бы интересно почитать.
 
К сожалению, толком ничего не могу посоветовать. Помню ВДНХ, когда там стояли Ил-18 и Ту-104, очень смутно. Потом Ту-124, почему-то стоял не на площади у ракеты, а где-то слева, ближе к павильону "Москва". Но был удивительно аккуратный, красивый самолёт с синей полосой вдоль иллюминаторов. А потом почти одновременно появились Ту-134 (который нередко называют модификацией Ту-124) и Як-40, позднее Ту-154 (СССР-85005) и далее Як-42. Вот того Ту-134 осталось некоторое количество фото, снятое фотоаппаратом Зенит-3М, где-то примерно год 1974-й. И внутри Як-40 кажется. На борт Ту-134 не пускали. А из книг - есть где-то книга "Аэродинамика самолёта Ту-134А", купленная в известном книжном магазине на Соколе, недалеко от МАИ. Сам на 134-ке летал немного (пассажиром естественно). Запомнилась одна посадка в Симферополе зимой с обратным ветром, когда снежную позёмку было видно на глиссаде, а потом нас унесло на правый край ВПП в конце пробега. Затормозили, отруливали от края, Слава Богу. И, конечно, в сентябре 1981 года, когда я в очередной раз решил "покататься" на самолёте куда глаза глядят. Сначала на Ту-154 в Сочи, потом Ан-24 в любимый мною Краснодар, потом... Вот тут и вышла загвоздка: билетов в Москву нет. Стою в кассе. И вдруг появляется волшебница: начальник СОПП Александра Ильинична В. (кажется так). Говорит честно и прямо: у нас вся смена вчера гуляла на свадьбе, на работу не вышли. кто может помочь загрузить багаж, часов 6 примерно, потом поможем вылететь. Естественно, вызвался. Ну и мы с парой-тройкой других мужиков загружали багаж в отлетающие борта, Ил-18 и Ту-134 в основном. В заднем грузовом отсеке кто-то штатный был, я ему чемоданы только на ленту погрузчика кидал. А вот в передний багажник сам чемоданы поднимал, тогда впервые и увидел кабину экипажа Ту-134. Понравилось конечно. Короче, Александра Ильинична с билетом в Москву не обманула, принесла (кажется именно на единственный рейс Ту-134 во Внуково, а не в Быково, ещё Як-42 летали до запрещения полётов). Ну, и, по ходу дела, познакомился с барышней одной, Анечкой, работавшей в СОПП. Очень приметная девушка, понравилась с первого взгляда, но ума не хватило продолжить отношения. Вот такая история.