Siledka, ИМХО, проблема не в этом. Создавая "вафлю" ("вундер-" или "не вундер-" - вопрос важный, но второй) - надо ставить перед собой
реальные цели и запрашивать под них
реально потребные ресурсы. В противном случае - почти неизбежен эпик фейл. (Так бывает и с частниками кстати.)
Сие конечно справедливо, но только это задача гораздо сложнее, чем кажется со стороны. Тут вот граждане потешаются над погосяновскими расчётами потребности в самолётах данной размерности, к примеру. Интересно, кому-то кажется, что это правда просто взять и рассчитать потребности мирового рынка на 30 лет вперёд? Это так, в общем и целом. А потом давайте посмотрим на историю любых американских, к примеру, программ, завязанных на гос финансирование. Понятно, что они будут военными. Сколько было свёрнуто перспективных программ, сколько хренальонов было вбухано с бесполезные прожекты, как оценить успешность того же ф-22 в ситуации, когда он за эти годы ни разу не оказался в реальном бою с достойным противником? Всё довольно зыбко. Там и продажные политики, ну или подковёрная грызня, там и полная непредсказуемость «рынка» - вон потенциальный противник сдох, потом снова появился, потом ассиметричный ответ придумал, и так далее. А так то да, я собственно всю эту неновую тему начал словами «нищебродам в авиации делать нечего». Но только найдите мне гения, который пойдёт и «продаст» путину в волосатом 2000+ году проект суперджета в том виде, в каком он оказался сегодня? Ну то есть за несколько миллиардов сделаем средний самолёт с такими-то проблемами, без ппо, потом Вы Крым заберёте, будут санкции, нам его нельзя будет продавать тому же Ирану и так далее. Ну и ещё вот этого аэрофлотовского персонажа не забудем упомянуть, который 40 человек сжёг.
Я вообще очень горжусь тем, что во главе страны стоят люди, которые могут стиснуть зубы и остаться с теми, кто сделал тот же суперджет несмотря на проблемы. К сожалению, уровнем ниже уже начинается и непрофессионализм, и саботаж, и воровство. И да, частнику эти проблемы решать проще, но для этого из ниоткуда должны были бы появиться пара фирм с многомиллиардными (читай ближе к триллионным) капитализациями, наработанной клиентской базой и т.д.
И да, я считаю, что продажа аэрофлоту 150 бортов - это хорошо. Но мало. Ибо надо ещё и стимулировать (кнутом и пряником) всю компанию на функцию постановки отечественных самолётов на крыло. И вот прям жёстко. То есть исключая ситуации, когда можно даде подумать, что люди, переучившиеся на ан-148 или ту-204 могут оказаться не у дел, то есть когда всегда сокращения могут производиться только среди пилотов и техников, обучившихся на иностранные борта, тогда и а/к сто раз подумает, стоит ли стремиться отказаться от ан-148, во сколько это обойдётся? И заносить в чёрный список паксов, постящих про «никогда не полечу этим самолётом» - пусть автобусом ездит. И сделать так, что ни копейки гос поддержки ни в каком виде не может идти компании, не эксплуатирующей отечественные борта, нанимающих на работу тех, кто мешает их освоению (уволенных за саботаж) или возит паксов, внесённых в чёрные списки. И да, это нерыночно, чревато и так далее. Но в результате появится и перевозчик (несколько), и производитель (один), у которых денег достаточно для того, чтоб в какой-то момент начать делать самолёты без гос участия. Набив шишки, да, сожрав много денег, тоже да. Всяко лучше, чем покупать в американские долги или раздавать деньги в качестве милостыни