Читая ожесточенные споры об этой процедуре Airspeed Unreliable, выполнена она не выполнена, могла она спасти не могла, возникает ощущение сюрреализма. Хотелось бы обратить внимание на ту причину по которой вообще сработала эта сигнализация, а то получается за деревьями не видно леса. А сработала она потому что у СВС пропала поправка на угол атаки. И погрешность исчисления скорости увеличилась страшно подумать, аж на +/- 2 км/ч. Да, да, именно так. На летных углах атаки до 15 градусов ППД не дают сколь-нибудь ощутимой погрешности. Здесь есть я вижу командиры с типов с будильниками. Все наверняка помнят про листочки с аэродинамическими поправками обязанными быть в каждой кабине. Положа руку на сердце кто использовал их при расчете скоростей и пилотировании?)) Я знаю что никто. Потому что эти +4/-6 не важны для пилотирования. Что там вообще говорить о ничтожных поправках на угол атаки без которых многие успешно пролетали всю летную жизнь даже не зная о возможном существовании оных?
Но Боинг решил дойти в исчислении скорости небывалых (и заметим вообще-то никому не нужных) высот. Ладно. Но почему такое топорное воплощение когда из-за пропадания ничтожной поправки, не влияющей хоть сколько-нибудь значимо на пилотирование, выходит такой серьезный отказ как нет достоверной скорости? И экипаж уже обязан выполнять процедуру когда для этого нет достаточных оснований. Это сильно усложняет распознавание ситуации в случае нескольких отказов. Что мы и видим в Индонезии. Если бы этот алерт не выскочил, у экипажа остался бы только трясущийся штурвал. И все уже намного проще. А так оказалось что ресурсы экипажа потрачены впустую на то что в реальности и гроша ломаного не стоило и никакой угрозы не то что для безопасности, а и для дальнейшего продолжения полета - НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛО! И это отвлекло экипаж от действительно серьезной опасности.
Таким образом, Боинг вроде хотел сделать благое дело, уменьшить погрешность измерения скорости (повторюсь необходимость этого вызывает большие сомнения), но в результате неприемлемого конструктивного воплощения эта помощь оказалась медвежьей услугой.
Кстати, ровно то же произошло и с самой системой МКАС. Боинг также хотел помочь экипажу. Но как здесь верно и очень точно ранее заметил
eton (у меня на языке вертелось та же самая мысль), в результате неприемлемого конструктивного исполнения эта помощь обернулась как в поговорке - имея таких "друзей" и врагов не надо. МКАС на больших углах атаки никому не помогла, но два самолета спикировали вниз именно с ее помощью.
Поэтому на мой взгляд тут не о выполнении процедуры Airspeed Unreliable должен быть поставлен вопрос. А о том как мог столь грозный алерт появиться в кабине без достаточных на то оснований. Чем дезинформировал экипаж и серьезно усложнил условия полета.
Кстати и про тряску штурвала, СВС выдает сигнализацию о недостоверной скорости на основании расхождения показаний флюгарок, так а почему штурвал продолжает трястись? Почему МКАС не отключается по тому же поводу?
Какая либо логика и здравый смысл в этих проектных решениях просто отсутствуют. Вот что главное вскрыли эти две катастрофы.