За плечами Филина была еще одна уникальная операция по тушению пожара, в успех которой мало кто верил. Это случилось сразу после Хабаровска, откуда экипажи вылетели в Волгоград, где впервые в мировой практике тушили пожар на пруду-отстойнике ЗАО "Лукойл-Волгограднефтепереработка". ЧП угрожало населению Волгоградской и Ростовской областей экологической катастрофой. "Специалисты, входящие в состав штаба по ликвидации пожара, скептически рассуждали, что потушить с воздуха горящий отстойник нефтепродуктов невозможно. Но летчики МЧС доказали обратное", - рассказали в МЧС.
За отвагу, проявленную при тушении пожаров в Хабаровском крае и Волгограде, летные экипажи впервые в истории авиации МЧС были отмечены государственными наградами, а командиры экипажей, в том числе Филин, удостоены Орденов мужества.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/proisshestviya/3426883
Однажды летом 1996 года, сдав утром смену на Метизном заводе, где работал в охране, я поехал к другу. Он жил в центре города. Во время чаепития мы отвлеклись на нетипично громкий звук реактивных двигателей - над Советской улицей проплыл огромный Ил-76, заходя на посадку с городской стороны. Местные СМИ еще вчера разнесли весть о том, что техногенное ЧП тушат с воздуха два Ил-76. Я и говорю - "Миш, а давай рванем в аэропорт!" Взяли попить и поесть, ехали на троллейбусе, потом на автобусе №6. Шли от Гумрака минут 30-40 до степных окраин волгоградского аэропорта. В то время забор в аэропорту был чисто символическим, и мы уселись на травку совсем недалеко от ВПП, не далее чем в 100 метрах. Грандиозные Илы в ливрее МЧС работали по возгоранию спокойно и ритмично - один заправляется, а второй в это время изливает десятки тонн воды на очаги пожара. Спустя полчаса меняются местами. Помимо 76-х, в тот день было много других крафтов - азербайджанский и какой-то еще Ту-134, волговский Як-42, а так же Як-40, Ан-12 и возможно что-то еще. В какой-то момент посадка и взлет поменялись на курс 11. Было солнечно и ветрено - мы с Мишей наслаждались шикарной погодой и блестящими в лучах солнца самолетами...
Один из приземлившихся Ил-76 докатился до расположенного рядом с нами торца, и развернувшись на пятаке вдруг опустил аппарель, показав корыта бортового ВАПа. Мы аж подпрыгнули от восторга! Почему-то приняли на свой счет, мол летчики видя пару зевак у ВПП решили ублажить нас маленькой демонстрацией уникальнейшей матчасти. Мне был 21 год, Мише 19. Во многом мы были максималистами-юнцами. Скорее всего, летчики решили проветрить ВАП с какой-то другой целью. Но, так приятно было нежиться в плену собственных заблуждений, особенно если тебе 20 с хвостиком.
Спустя пару часов мы засобирались домой. Путь к автобусной остановке лежал мимо БПРМ. В это же самое время курсом 11 готовился взлететь Ил-76 с очередной порцией душа для отстойников. ВПП в Гумраке в некоторой степени горбатая - и нам от восточной ДПРМ западную ДПРМ не видно совсем. Видим, как к полосе движется верхушка киля 76-го "в профиль". Развернулась "в анфас". Спустя несколько десятков секунд из-за горба нарастает гулкий шум набирающих обороты двигателей, и появляется бурое облачко - самолет начинает разбег. И вот, постепенно, глазам открывается киль, затем крылья, пилоны и двигатели... Мощная птица отрывается от ВПП, и с набором высоты, проходит над ДПРМ... Каждый шов заклепок виден... И каждая клеточка тела вибрирует, подчиняясь напору неописуемых звуковых волн... Звук такой, будто ракета рядом взлетает!
Мы ликуем.
Едем домой в какой-то прострации. Жаль, что фототехникой в то время никто из нас не увлекался. Да и доступной "цифры" эпоха еще не настала...
Стало быть, я видел Филина в работе. Светлая ему память, и спасибо за яркие впечатления, которые мы с Михой регулярно вспоминаем. Низкий поклон...