Катастрофа самолета Су-30СМ в Иркутске 23.10.2022

В описании работы БКДУ упоминается газоанализатор. Служит, видимо, для предотвращения подачи "неправильной" смеси.
Датчик О2 там наверняка, есть. Но, на что он, схемотехнически, влияет? Выдает сигнал неисправности в варианте зажигания сигнальной лампы, и, фразы РИ?
 
Реклама
О том и разговор! Невозможно азот задуть по ошибке в кислородную систему. Да и вряд ли на Су30 точки зарядки азотом стоят рядом с щитком заправки кислородом.

Когда были баллоны - задували регулярно:


Когда мы анализировали причины катастрофы Комарова, то одной из самых вероятных назвали недостаток кислорода в системе жизнеобеспечения летчика. опираясь при этом на существовавшие ранее в летном деле факты. Но нашлись люди, которые, сознавая свою вину, не были заинтересованы в установлении истинных причин этой катастрофы.
А через некоторое время, когда мы сидели с Аликом во Владимировке, у меня произошел подобный случай на МиГ-27. Я готовился к облету машины после замены двигателей. Точно такой же полет, но на "десятитоннике", стал последним для Миши. Проверив все системы, я вырулил на предварительный старт, прокатившись километра два по рулежной дорожке. И вдруг подъезжает машина, из нее выскакивает начальник нашей службы спасения Жора Алхазов и показывает мне руками "крест". Хотя мне было непонятно, почему я должен остановить взлет, его энергичная жестикуляция не оставляла сомнений в том, что полет отменяется.
Я доложил руководителю полетов, что вынужден зарулить обратно из-за замечаний по наземному посту (а они заносились в журнал в качестве предпосылок к летному происшествию), порулил немного по взлетной полосе и остановился. Как оказалось, со мной случилось именно то, что, как мы считаем, произошло с Мишей. Баллон, предназначенный для кислорода, был наполнен нейтральным газом. Его закачали туда и забыли спустить перед заправкой кислородом — подъехала кислородная машина и просто добавила в баллон кислорода до соответствующего значения давления. К 130 атмосферам нейтрального газа добавили еще 20 атмосфер кислорода, и получился убийственный коктейль.
Фактически Жора спас меня от верной гибели. Проверив записи на листе подготовки самолета к полету, он не обнаружил там отчета о выполнении процедуры вымывания нейтрального газа из системы жизнеобеспечения пилота. Как только он это увидел, тут же подал сигнал "805"... О своих ощущениях при недостаточном поступлении кислорода в маску мне рассказывал еще Остапенко, попавший в аналогичную ситуацию на МиГ-25. Наступают вялость, сонливость, возникает неадекватная реакция на поведение самолета. Тогда Петр Максимович быстро прекратил полет и возвратился на "точку", доложив, что у него началось головокружение. На земле самолет проверили и обнаружили неисправность кислородной системы.

В.Е.Меницкий. «Моя небесная жизнь»




На самолете Су-7БМ, на котором ушел в свой последний поход Жолудь С.Д., не было произведено стравливание азота из кислородной системы жизнеобеспечения лётчика после проверки на герметичность в цехе 7, и не произведена двукратная продувка и зарядка кислородом на полет.


Жолудь Спартак Данилович

 
Датчик О2 там наверняка, есть. Но, на что он, схемотехнически, влияет? Выдает сигнал неисправности в варианте зажигания сигнальной лампы, и, фразы РИ?
Скорее всего. Ну ещё может даёт команду на отключение БКДУ при "сильно не той" смеси. Мои предположения.
 
И на что переходит?
А на все отказы система имеет только один ответ - переход в режим "авария". При котором перекрывает кислородо-воздушную смесь от баллонов самолета и открывает в маску кислородный баллон кресла. Одновременно начинает мигать лампочка на кислородном щитке слева-внизу панели. Можно и вручную переключиться, повернув кран на бортовом пульте в положение "авария".
Вот только датчика кислорода там нет. Только датчик общего и парциального давления (а что создает последнее - кислород или азот - системе неведомо).
 
Когда были баллоны - задували регулярно:


Когда мы анализировали причины катастрофы Комарова, то одной из самых вероятных назвали недостаток кислорода в системе жизнеобеспечения летчика. опираясь при этом на существовавшие ранее в летном деле факты. Но нашлись люди, которые, сознавая свою вину, не были заинтересованы в установлении истинных причин этой катастрофы.
А через некоторое время, когда мы сидели с Аликом во Владимировке, у меня произошел подобный случай на МиГ-27. Я готовился к облету машины после замены двигателей. Точно такой же полет, но на "десятитоннике", стал последним для Миши. Проверив все системы, я вырулил на предварительный старт, прокатившись километра два по рулежной дорожке. И вдруг подъезжает машина, из нее выскакивает начальник нашей службы спасения Жора Алхазов и показывает мне руками "крест". Хотя мне было непонятно, почему я должен остановить взлет, его энергичная жестикуляция не оставляла сомнений в том, что полет отменяется.
Я доложил руководителю полетов, что вынужден зарулить обратно из-за замечаний по наземному посту (а они заносились в журнал в качестве предпосылок к летному происшествию), порулил немного по взлетной полосе и остановился. Как оказалось, со мной случилось именно то, что, как мы считаем, произошло с Мишей. Баллон, предназначенный для кислорода, был наполнен нейтральным газом. Его закачали туда и забыли спустить перед заправкой кислородом — подъехала кислородная машина и просто добавила в баллон кислорода до соответствующего значения давления. К 130 атмосферам нейтрального газа добавили еще 20 атмосфер кислорода, и получился убийственный коктейль.
Фактически Жора спас меня от верной гибели. Проверив записи на листе подготовки самолета к полету, он не обнаружил там отчета о выполнении процедуры вымывания нейтрального газа из системы жизнеобеспечения пилота. Как только он это увидел, тут же подал сигнал "805"... О своих ощущениях при недостаточном поступлении кислорода в маску мне рассказывал еще Остапенко, попавший в аналогичную ситуацию на МиГ-25. Наступают вялость, сонливость, возникает неадекватная реакция на поведение самолета. Тогда Петр Максимович быстро прекратил полет и возвратился на "точку", доложив, что у него началось головокружение. На земле самолет проверили и обнаружили неисправность кислородной системы.

В.Е.Меницкий. «Моя небесная жизнь»




На самолете Су-7БМ, на котором ушел в свой последний поход Жолудь С.Д., не было произведено стравливание азота из кислородной системы жизнеобеспечения лётчика после проверки на герметичность в цехе 7, и не произведена двукратная продувка и зарядка кислородом на полет.

Жолудь Спартак Данилович

Могу добавить, что в книге А.Маркуши, с которой у очень многих началась дорога в небо, "Вам-взлет!" описан случай когда в воздушную систему запуска вместо сжатого воздуха зарядили кислород. Результат предсказуем.
Но все описанное было давно. С тех пор система контроля качества изменилась. Вед после каждой катастрофы не только наказывались виновные , но вырабатывались меры по предотвращению повторения произошедшего.
Наверняка сейчас уровень культуры производства на АРЗ и заводах изготовителях существенно отличается от 60-х годов. Как и уровень контроля за качеством. Так же будет и в данном случае.
Хотя что-то мне подсказывает , что установить точную причину данной катастрофы вряд ли получится.
Поясняю свое мнение.
Самолет в результате удара об землю при такой скорости превратился в труху. Кислородная система и ее агрегаты в хлам превратились. Плюс пожар. Уцелел ли самописец-вопрос. Да и вряд ли он пишет какие то параметры по кислородке. Но тут надо спрашивать тех, кто в курсе. Может кто и зайдет на форум из знающих и просветит.
И еще одна сторона дела. Не очень этичная ,возможно, но она есть.
Что осталось от тел ребят погибших неизвестно. Удар+огонь... Сумеет ли судмедэспертиза дать абсолютно точное заключение о причине потери сознания ими?
 
Реклама
А если еще и разгерметизация была?
Тогда этот вопрос, тот что ниже в цитате, не важен -
Сотый раз. Там баллоны, или всё же БКДУ-130?
Если разгерметизация на той высоте, где причина её (допустим) перегрузки, то они же чем-то дышали довольно долго до этой высоты и на ней. А после разгерметизации происходит вот что:
"В случае возникновения отказа в работе БКДУ-130 или разгерметизации кабины самолета при высоте полета от 8 до 12,5 км по сигналу от бортовых систем происходит включение в работу блока (3), который своим повышенным давлением обеспечивает закрытие обратных клапанов по линии от БКДУ-130 до прибора КП-130 и прекращение подачи ДГС. В этом случае на дыхание поступает только кислород от аварийного баллона блока БКО-130, запас которого обеспечивает жизнедеятельность летчика в течение 5 минут." (с) 5.4. Кислородная система экипажа самолета-истребителя Если в баллонах кресла было что-то не то (или ничего, или почти ничего)... то летчики ничего не успели сделать и всё произошло очень быстро.
Не бросайте в меня тапки, я хочу для понимания причины отмести всё неважное...
 
Если на АРЗ-е в цехе производилась проверка системы азотом на утечку, то после этого производится стравливание и продувка системы кислородом, за которые исполняющие регламент лица персонифицированно расписываются с указанием даты и времени. Идиотов нет самому себе "статью нарисовать".
Оператор АКЗС-ки также несёт персональную ответственность за заправку, он не мог не заметить, что система частично заполнена при том, что самолёт выкатили с завода. Наверняка бы возник резонный вопрос...
При запуске самолёта лётчики также проверяют и кислородную стстему: смотрят на уровень заправки, включают подачу кислорода, проверяют маску, вдыхая кислород ещё до выруливания. Времени достаточно, чтобы понять, что с кислородом проблемы. Я больше поверю, что лётчикам в столовке какую-нибудь дрянь в кофе с молоком подмешали типа клофелина, чем в эту хрень с азотом.
 
Могу добавить, что в книге А.Маркуши, с которой у очень многих началась дорога в небо, "Вам-взлет!" описан случай когда в воздушную систему запуска вместо сжатого воздуха зарядили кислород. Результат предсказуем.
Но все описанное было давно. С тех пор система контроля качества изменилась. Вед после каждой катастрофы не только наказывались виновные , но вырабатывались меры по предотвращению повторения произошедшего.
Наверняка сейчас уровень культуры производства на АРЗ и заводах изготовителях существенно отличается от 60-х годов. Как и уровень контроля за качеством. Так же будет и в данном случае.
Хотя что-то мне подсказывает , что установить точную причину данной катастрофы вряд ли получится.
Поясняю свое мнение.
Самолет в результате удара об землю при такой скорости превратился в труху. Кислородная система и ее агрегаты в хлам превратились. Плюс пожар. Уцелел ли самописец-вопрос. Да и вряд ли он пишет какие то параметры по кислородке. Но тут надо спрашивать тех, кто в курсе. Может кто и зайдет на форум из знающих и просветит.
И еще одна сторона дела. Не очень этичная ,возможно, но она есть.
Что осталось от тел ребят погибших неизвестно. Удар+огонь... Сумеет ли судмедэспертиза дать абсолютно точное заключение о причине потери сознания ими?
Ну, газ в баллонах остался наверняка, так что если там азот, его найдут.

Кстати, медицинский кислород увлажняют а авиационный сушат (чтобы на высоте система не замерзла)
 
На той, при которой произошла разгерметизация салона из-за перегрузок? Плюс неисправность в кислородной системе. Двигатели работали до конца, а экипаж ничего сделать не успел... Такой вывод мне удалось сделать из здесь написанного буквально и между строк.
Выше была версия, что самолет упал после остановки двигателей. А звук в видеоролике может быть другого самолета. Перед катастрофой в воздухе было их два минимум.
 
Но все описанное было давно. С тех пор система контроля качества изменилась. Вед после каждой катастрофы не только наказывались виновные , но вырабатывались меры по предотвращению повторения произошедшего.
Сквозь зубы сплёвывая,
Сказал Икар,смыкая веки..
Отныне в этом роде войск
Бардак останется навеки...
 
Кислород и азот - это очень интересно.
Но как объясняется то, что самолет с потерявшим работоспособность экипажем, летавший до выработки топлива и остановки двигателей, падает в 4км от КТА аэродрома вылета?
 
Кислород и азот - это очень интересно.
Но как объясняется то, что самолет с потерявшим работоспособность экипажем, летавший до выработки топлива и остановки двигателей, падает в 4км от КТА аэродрома вылета?
автопилот гонял машину с потерявшим сознание экипажем по кругу - некому было уменьшить скорость на прямой для входа в глиссаду, дальше бы сел в автомате на пузо - шасси-то тоже некому было выпустить.
а так - закончилось топливо и упал.
 
автопилот гонял машину с потерявшим сознание экипажем по кругу - некому было уменьшить скорость на прямой для входа в глиссаду, дальше бы сел в автомате на пузо - шасси-то тоже некому было выпустить.
а так - закончилось топливо и упал.
По какому именно кругу, как и кто его запрограммировал в автопилоте?
 
Реклама
Не всегда! Амортстойку "лягушкой" не зарядить.
Да. для этого меняли лягушку на приспособу. На шланге азотки шаг резьбы не совпадает с шагом на самолётных штуцерах. Лягушка была, т.к. самая частчя аперация - зарядка фонаря.
 
Назад