Катастрофа самолета Су-30СМ в Иркутске 23.10.2022

Зачем в кислородные баллоны закачивают азот? #ау
Для проверки герметичности кислородной системы в условиях цеха. Кислородом в цехе пользоваться запрещено. Но на этом самолёте вроде как нет баллонов. Там КДС стоит. Или нет?
 
есть
в системе аварийного покидания экипажа есть кислородные баллоны, именно к ним подключен кислород получаемый на борту, и только от них запитан экипаж
 
Вот тут (Многоцелевой истребитель Су-30СМ упал на жилой массив в Иркутске)

пишут так:

«Если на большой высоте были без костюмов то могла произойти разгерметизация кабины и потеря сознания экипажа от перепада давления и декомпрессии.
Насколько я знаю по бумагам кислородные баллоны системы КДА-15 на Су-30СМ есть.
И есть и кресельные генераторы КСКК-130 с химическим источником кислорода включаемые либо при катапультировании, либо в ручную при отказе основной КДА.

Неужели без костюмов на потолок полетели...

Аварийный баллон с кислородом (0.8 литра) раньше был в седле КСКК-2М стоящем на кресле. Его можно включить вручную красной рукояткой сбоку.
Сейчас аварийный баллон заменили на химический генератор кислорода КСКК-130.
Его также можно зажечь красной рукояткой, там происходит химическая реакция в патронах по выделению кислорода.

Механических индикаторов кислорода на этом самолете нет, только датчик давления на 210 кгс/см с которого сигнал идет на дисплеи.
Пилоты не могли не знать о том что нет кислорода или происходит его утечка.»
 
Непонятно, можно пояснить, что значит " к ним подключен"?
 
Непонятно, можно пояснить, что значит " к ним подключен"?
Кислородное обеспечение члена экипажа от бортового кислородного оборудования в полете до аварийного запаса при катапультировании производится кислородной системой кресла, состоящей из объединённого разъема коммуникаций, блока кислородного оборудования с аварийным запасом кислорода
 
Так ведь "Его можно включить вручную красной рукояткой сбоку."
И значит при штатном полете он не подключен к системе и при поломке экипаж должен доложить тем более что обьем не на весь полет.
 
Кислородное обеспечение члена экипажа от бортового кислородного оборудования в полете до аварийного запаса при катапультировании производится кислородной системой кресла, состоящей из объединённого разъема коммуникаций, блока кислородного оборудования с аварийным запасом кислорода
 
Кислородная система состоит из объединенного разъема коммуникаций ОРК-11У и блока кислородного оборудования БКО с кислородным баллоном и манометром. ОРК закреплен на левой (по полету) боковине профилированной крышки сиденья, а блок кислородного оборудования, баллон и манометр — во внутренней полости крышки. В случае отказа БКО каждый член экипажа может включить кислородную систему кресла вытягиванием ручки, расположенной на правой стороне чашки сиденья.
 
«Кислородно-дыхательная аппаратура, обеспечивает в составе комплекта ККО-15 питание кислородом члена экипажа и защиту от вредных для дыхания веществ при полете в герметизированной и разгерметизированной кабине до практического потолка полета самолета, при покидании самолета с одновременным автоматическим переключением на питание кислородом от кислородной системы катапультного кресла (КСКК), а также обеспечивает создание избыточного давления кислорода в системе дыхания в зависимости от величины перегрузки. Аппаратура используется на самолетах типа Су-27, Су-30. В состав КДА-15 входит:

КП-120– кислородный прибор, предназначен для подачи пилоту кислородно-воздушной смеси с необходимым на данной высоте содержанием кислорода;

РПК-52– регулятор подачи кислорода, предназначен для регулирования подачи кислорода в кислородный прибор в зависимости от высоты полета, а также обеспечивает аварийную подачу пилоту кислорода;

РД-15– регулятор давления, предназначен для управления работой кислородного прибора;

КР-112– кислородный редуктор, предназначен для поддержания давления кислорода в заданных пределах в системе кислородного оборудования;

КВ-19.В2– кислородный вентиль, служит для открытия и закрытия подачи кислорода в кислородную бортовую систему;

Кл-1А– клапан индикатора подачи кислорода, обеспечивает возможность подключения индикаторов кислорода типа ИК-У к системе кислородного оборудования на самолетах;
КАБ-14– кислородная арматура.»

 
И?
Так подключен постоянно аварийный запас из баллона к системе или все же он лично индивидуально рукой пилота активируется при отказе основной системы? И есть ли еще баллоны с кислородом кроме аварийного?
 

Кислородная система экипажа высокоманевренного самолёта​


Комплект кислородного оборудования КДА-15ЛП включает в себя комплект кислородно-дыхательной аппаратуры КДА-15 и защитное снаряжение.









Принципиальная схема комплекта кислородного оборудования ККО-15ЛП:
КП – кислородный прибор; РД - регулятор давления; АД – автомат давления; ДУ – дистанционное управление; РПК – регулятор подачи кислорода; КР – кислородный редуктор; КВ – кислородный вентиль; Кл – клапан подачи кислорода; 1 – датчик запаса кислорода; 2 – датчик давления кислорода; 3 – датчик «высоты» в кабине; 4 – датчик избыточного давления в ГШ (КМ)
.

Он предназначен для кислородного питания лётчика маневренного самолёта и повышения переносимости им линейных перегрузок.

Физиологами установлено, что дополнительным средством повышения переносимости положительных линейных перегрузок является дыхание кислородом под избыточным давлением. Избыточное давление препятствует расширению сосудов грудной клетки, суммируется с гидростатическим и пульсовым давлением крови, а использование чистого кислорода улучшает кислородное питание мозга и клеток глазного дна.

Комплект КДА-15 обеспечивает наддув камер противоперегрузочных устройств и дыхание чистым кислородом под избыточным давлением при возникновении линейных перегрузок голова – таз, благодаря чему повышается их переносимость.

Высотность комплекта – 20 км. Время пребывания в разгерметизированной кабине при снижении с высоты 20 км до высоты 12 км – 3 мин, в том числе – на высоте 20 км – 1 мин.

В состав защитного снаряжения входит:

Высотный компенсирующий костюм ВКК-15, кислородная маска КМ-35, защитный шлем ЗШ-7.

ВКК-15 выполняет функции высотного компенсирующего, противоперегрузочного и вентилирующего костюмов. Он представляет собой комбинезон и куртку, изготовленные из высокопрочной ткани с хорошими гигиеническими свойствами. На костюме имеется два типа камер: камеры компенсирующего натяжного устройства (они размещены на груди, животе, голенях и бёдрах) и камеры противоперегрузочного устройства (они размещены на животе и ногах).

На комбинезон с внутренней стороны нашиты воздуховоды системы вентиляции снаряжения.

Комплект КДА-15 включает кислородный прибор КП-120, регулятор подачи кислорода РПК-52, кислородный вентиль КВ-19.В2, кислородный редуктор КР-112, клапан подачи кислорода КП-32, регулятор давления РД-15, автомат давления АД-15.

Принцип работы комплекта КДА-15

Управление комплектом дыхательной аппаратуры КДА-15 осуществляется: кислородным вентилем КВ-19.В2, ручками кранов дополнительной и аварийной подачи ДУ-7, кнопкой включения непрерывной подачи РПК-52 при проверке на земле, ручкой крана включения режима избыточного давления и кнопкой наземной проверки регулятора давления РД-15.

Работа КДА-15 различается на отдельных этапах и режимах полета. До высоты 1,5...2 км дыхание осуществляется атмосферным воздухом через клапан подсоса воздуха кислородного прибора КП-120, кислород из РПК-52 не поступает.

С высоты 2 км регулятор подачи кислорода РПК-52 подает кислород к кислородному прибору КП-120, легочный автомат и клапан подсоса обеспечивают подачу кислородно-воздушной смеси на дыхание. С высоты 8 км и выше РПК-52 обеспечивает подачу чистого кислорода на дыхание. Клапан подсоса воздуха КП-120 при этом закрыт.

В случае разгерметизации кабины на высотах балее 12 км в системе дыхания и в камерах натяжных устройств высотного компенсирующего костюма создается необходимое избыточное давление.

При «высоте» в кабине 12 км в РПК-52 срабатывает пускатель непрерывной подачи кислорода и кислород с большим расходом идёт в

КП-120, а от него кислород через клапан костюмной линии быстро наполняет камеры натяжных устройств высотного компенсирующего костюма. По истечении времени, отсчитанного реле времени РПК-52, большая подача кислорода (200…300 л/мин) сменяется малой непрерывной подачей (17…23 л/мин), пополняющей утечки в костюмной линии и через клапан регулятора соотношения давления поступающей в кислородную маску на дыхание.

При возникновении перегрузки, большей 2 единиц срабатывает автомат давления АД-15. При этом кислород от автомата давления подается в управляющую линию клапана КЛ-32, на вход регулятора давления РД-15 и в камеры противоперегрузочных устройств. При давлении в управляющей линии 15 кПа срабатывает КЛ-32, обеспечивая подачу кислорода из полости редуктора РПК-52 через ДУ-7 в линию дыхания.

Клапан подсоса воздуха кислородного прибора закрывается и дыхание осуществляется чистым кислородом. С ростом давления на входе в РД-15 свыше 30 кПа кислород подается в полость регулятора избыточного давления КП-120 с давлением, примерно в 10 раз меньшим, чем подводимое к РД-15.

В кислородной маске создается избыточное давление. В случае плохой переносимости летчиком дыхания под избыточным давлением, его можно отключить ручкой на РД-15.

Давление подводимое от РД-15, распространяется в полость под крышкой КП-120 и под клапан компенсированного выдоха кислородной маски. Избыточное давление создаётся не только в маске, но и в натяжных устройствах высотного компенсирующего костюма.

 
Последнее редактирование:
Я вот все читаю и не пойму где вы видели кислорододобывающую станцию на су-30см, см2 Там балоны.
 
И для полноты картины (Су-27СМ).

Эксплуатация комплекта ККО-15ЛП сер. 2 - Руководство по летной эксплуатации книга 2

(не первоисточник, просто попался под руку первым, а так это из давно гуляющего по Сети РЛЭ Су-27СМ 2004 г.). Плюс фото в соединённом стендовом виде из Вики и ещё не очень качественная картинка с баллоном, как понимаю, КК из ВК (источник неясен). Фото баллонов самой системы сходу так и не смог найти.

А дальше, понимая принцип работы и устройство, можно пытаться какие-то умозаключения проводить.

Органы управления и контроля кислородной системы:
  • вентиль КВ-19 В2, открывает доступ кислорода от баллонов в систему;
  • рычаг КОНТРОЛЬ О2 BKK непрерывной подачи кислорода, служит для проверки кислородного оборудования по избыточным давлением;
  • индикатор ИКЖ-П1, предназначен для контроля давления в кислородном системе и подачи кислорода на дыхание, контроля избыточного давления в кабине в полёте, «высоты» под маской (в кабине) во время полёта.
На индикаторе ИКЖ-П1 имеются четыре шкалы: запаса кислорода в системе, перепада давления в кабине ∆Ркаб, высота в кабине Нкаб, работоспособность комплекса. Шкала запаса кислорода индикатора выполнена в виде контура баллона с оцифрованными рисками. Наличие запаса кислорода определяется уровнем голубого столбика по рискам. В случае заправки бортовой кислородной системы до давления 210 кгс/см2уровень столбика устанавливается на риске 1. При заправке системы кислородом с давлением 150 кгс/см2 уровень столбика устанавливается между рисками 1 и 0,5. Нижняя часть контура баллона окантована красным цветом, что соответствует давлению в кислородной системе 20 кгс/см2 .

При этом давлении летчик должен прекратить задание и снизиться на высоту 4000 м.

Подача кислорода в кислородную маску при дыхании лётчика сопровождается появлением и исчезновением голубого поплавка в окне индикатора (при вдохе голубой поплавок в окне появляется, при выдохе исчезает). На высотах Н ≤ 2000 м поплавок в окне не появляется.

Перепад давления в кабине контролируется по вертикальной шкале Ркаб по уровню столбика белого цвета. Опасные зоны перепада сверху и снизу шкалы окантованы красным цветом. При проверке работоспособности KKО-15ЛП серии 2 избыточным давлением в маске по шкале создаётся давление Ризб=0,05 кгс/см2, которое соответствует по шкале ∆Ркаб показанию столбика на уровне первой точки снизу шкалы.

При исправной (нормальной) работе комплекта – при вдохе столбик опускается ниже уровня первой точки снизу, а при выдохе возвращается в прежнее положение.

Регулятор РПК-52, служит для регулирования подачи кислорода летчику при различных условиях полёта.

Управление регулятором РПК-52 осуществляется ручками кранов:
  • аварийной подачи с положениями ВЫКЛ и ВКЛ, дополнительной подачи с положениями СМЕСЬ и 100% О2;
  • регулятор давления РД-15, предназначен для создания избыточного давления в приборе КП-120 (выходное давление регулятора зависит от давления в ПНК) при перегрузках.
* * *
5. Перед полётом без ВКК убедиться, что на кислородном приборе вместо шланга, соединяющего прибор с костюмом, установлена заглушка, прилагаемая к прибору.

6. В полете периодически контролировать запас кислорода по шкале запаса кислорода ИКЖ, подачу кислорода легочным автоматом по поплавку индикатора ИКЖ канала подачи кислорода. Голубой поплавок при вдохе в окне индикатора появляется, при выдохе – исчезает.
При установке рукоятки крана РПК-52 в положение СМЕСЬ и «высоте» в кабине 2000 м кислород на дыхание не подаётся, поплавок индикатора на вдох и выдох не реагирует.

При ощущении затруднительного дыхания или ухудшения самочувствия включить аварийную подачу кислорода, для чего рукоятку АВАРИЯ на РПК-52 перевести в положение ВКЛ, усилить контроль за запасом кислорода в связи с увеличением его расхода.





Но на СМ в креслах, как понял, не баллоны, а химические генераторы, верно?


 
Последнее редактирование: