Работа по теме: КЛ СИЖ. Глава: 5.2. Кислородная система экипажа высокоманевренного самолёта. ВУЗ: МАИ.
Кислородная система экипажа высокоманевренного самолёта
Комплект кислородного оборудования КДА-15ЛП включает в себя комплект кислородно-дыхательной аппаратуры КДА-15 и защитное снаряжение.
Принципиальная схема комплекта кислородного оборудования ККО-15ЛП:
КП – кислородный прибор; РД - регулятор давления; АД – автомат давления; ДУ – дистанционное управление; РПК – регулятор подачи кислорода; КР – кислородный редуктор; КВ – кислородный вентиль; Кл – клапан подачи кислорода; 1 – датчик запаса кислорода; 2 – датчик давления кислорода; 3 – датчик «высоты» в кабине; 4 – датчик избыточного давления в ГШ (КМ).
Он предназначен для кислородного питания лётчика маневренного самолёта и повышения переносимости им линейных перегрузок.
Физиологами установлено, что дополнительным средством повышения переносимости положительных линейных перегрузок является дыхание кислородом под избыточным давлением. Избыточное давление препятствует расширению сосудов грудной клетки, суммируется с гидростатическим и пульсовым давлением крови, а использование чистого кислорода улучшает кислородное питание мозга и клеток глазного дна.
Комплект КДА-15 обеспечивает наддув камер противоперегрузочных устройств и дыхание чистым кислородом под избыточным давлением при возникновении линейных перегрузок голова – таз, благодаря чему повышается их переносимость.
Высотность комплекта – 20 км. Время пребывания в разгерметизированной кабине при снижении с высоты 20 км до высоты 12 км – 3 мин, в том числе – на высоте 20 км – 1 мин.
В состав защитного снаряжения входит:
Высотный компенсирующий костюм ВКК-15, кислородная маска КМ-35, защитный шлем ЗШ-7.
ВКК-15 выполняет функции высотного компенсирующего, противоперегрузочного и вентилирующего костюмов. Он представляет собой комбинезон и куртку, изготовленные из высокопрочной ткани с хорошими гигиеническими свойствами. На костюме имеется два типа камер: камеры компенсирующего натяжного устройства (они размещены на груди, животе, голенях и бёдрах) и камеры противоперегрузочного устройства (они размещены на животе и ногах).
На комбинезон с внутренней стороны нашиты воздуховоды системы вентиляции снаряжения.
Комплект КДА-15 включает кислородный прибор КП-120, регулятор подачи кислорода РПК-52, кислородный вентиль КВ-19.В2, кислородный редуктор КР-112, клапан подачи кислорода КП-32, регулятор давления РД-15, автомат давления АД-15.
Принцип работы комплекта КДА-15
Управление комплектом дыхательной аппаратуры КДА-15 осуществляется: кислородным вентилем КВ-19.В2, ручками кранов дополнительной и аварийной подачи ДУ-7, кнопкой включения непрерывной подачи РПК-52 при проверке на земле, ручкой крана включения режима избыточного давления и кнопкой наземной проверки регулятора давления РД-15.
Работа КДА-15 различается на отдельных этапах и режимах полета. До высоты 1,5...2 км дыхание осуществляется атмосферным воздухом через клапан подсоса воздуха кислородного прибора КП-120, кислород из РПК-52 не поступает.
С высоты 2 км регулятор подачи кислорода РПК-52 подает кислород к кислородному прибору КП-120, легочный автомат и клапан подсоса обеспечивают подачу кислородно-воздушной смеси на дыхание. С высоты 8 км и выше РПК-52 обеспечивает подачу чистого кислорода на дыхание. Клапан подсоса воздуха КП-120 при этом закрыт.
В случае разгерметизации кабины на высотах балее 12 км в системе дыхания и в камерах натяжных устройств высотного компенсирующего костюма создается необходимое избыточное давление.
При «высоте» в кабине 12 км в РПК-52 срабатывает пускатель непрерывной подачи кислорода и кислород с большим расходом идёт в
КП-120, а от него кислород через клапан костюмной линии быстро наполняет камеры натяжных устройств высотного компенсирующего костюма. По истечении времени, отсчитанного реле времени РПК-52, большая подача кислорода (200…300 л/мин) сменяется малой непрерывной подачей (17…23 л/мин), пополняющей утечки в костюмной линии и через клапан регулятора соотношения давления поступающей в кислородную маску на дыхание.
При возникновении перегрузки, большей 2 единиц срабатывает автомат давления АД-15. При этом кислород от автомата давления подается в управляющую линию клапана КЛ-32, на вход регулятора давления РД-15 и в камеры противоперегрузочных устройств. При давлении в управляющей линии 15 кПа срабатывает КЛ-32, обеспечивая подачу кислорода из полости редуктора РПК-52 через ДУ-7 в линию дыхания.
Клапан подсоса воздуха кислородного прибора закрывается и дыхание осуществляется чистым кислородом. С ростом давления на входе в РД-15 свыше 30 кПа кислород подается в полость регулятора избыточного давления КП-120 с давлением, примерно в 10 раз меньшим, чем подводимое к РД-15.
В кислородной маске создается избыточное давление. В случае плохой переносимости летчиком дыхания под избыточным давлением, его можно отключить ручкой на РД-15.
Давление подводимое от РД-15, распространяется в полость под крышкой КП-120 и под клапан компенсированного выдоха кислородной маски. Избыточное давление создаётся не только в маске, но и в натяжных устройствах высотного компенсирующего костюма.