предмет спора заключался в том, что Протасюк не хотел лететь в Смоленск, так как у него не было точных данных о погодных условиях. Из здания аэропорта ссора перекочевала к трапу самолета, у которого президента Леха Качиньского приветствовал не командир экипажа, а глава ВВС Польши. По всей видимости, он настоял на полете.
Ну вот, объяснения мотивов экипажа по поводу "идиотской" посадки начинают обретать хоть какое-то подобие логики.
Становиться очевидным, что присутствие главкома в кабине пилотов было продолжением его конфликта с КВСом перед вылетом. Поэтому и психологическое состояние КВСа было стрессовым. Более того, уместно предположение, что оно граничило с аффектом, так как причины, из-за которых офицер пошел на конфликт с главкомом были для первого достаточно значимыми.
Поэтому, близкое к аффекту состояние КВСа является наиболее логичным объяснением иррациональности его действий.
Во-первых, заход на автопилоте. Как видно из
http://aviaforum.ru/showpost.php?p=786657&postcount=151 полет по глиссаде на автопилоте не является стилем польских пилотов. То есть они вполне адеквантны, и самолеты сажают в штурвальном режиме. (То же самое относиться к их отношению указаниям диспетчеров - нормально воспринимают и выполняют). То есть, предположение, что Протасюк не сажал самолет, а снижал его, чтобы стоявший рядом Бласик воотчию увидел результаты своего руководства, является абсолютно нормальным. Так как Бласик слышал все переговоры с диспетчерами, и так же, как и Протасюк, нормально владел русским языком, то вполне естественно, что никаких комментариев от экипажа главкому не было.
Бласик, видя, что ситуация действительно хреновая, тупо молчал. Он был ее автором, и признание, что конфликтовавший с ним офицер был прав, для него было неприемлемым (если предположить, например, глядя на фотографию, что Бласик был самодуром - то это и будет самым логичным объяснением его "безучастности")
То есть вот такое противостояние между произошло, когда ВС снижалось по глиссаде. Именно это является тем "доминантным мотивом", который определил развитие ситуации. Экипаж также оказался вовлеченным в этот конфликт, и поэтому, что вполне естественно, отвлекся на него от управления.
Во-вторых, снижении ниже ВПР. Как мне представляется, КВС в противостоянии с главкомом дрогнул, то есть отказался от плана просто пройти над аэродромом и начал собственно посадку. Сужение внимания КВСа с "потерей" приборов (из-за конфликта с главкомом) действительно имело место. В этой ситуации сообщения диспетчера "на курсе, глиссаде" вполне могли заменить ему реальную оценку положения ВС, повлиявшие на его решение. (Эти же сообщения слышал и Бласик, что так же было "бальзамом" для него). То есть, как это и не выглядит абсурдно, КВС поверил в то, что он каким-то чудом вышел на полосу. Только так, в иррациональных категориях можно объяснить эту самую большую глупость этого полета. Наверное, это можно назвать "поиском земли", вопрос терминологии.
Так что, неправильное информирование экипажа диспетчерами оказалось тем "взмахом крыльев бабочки", которое "где-то спровоцировало ураган". То есть, сама по себе эта информация привести к АП не могла, и посему его причиной быть не может. Но она явно наложилась на ситуацию, то есть однозначно является "способствовавшим фактором".