Удивительно, что обсуждаются только технические моменты крушения.Между тем, по всей имеющейся информации, технически ВС было исправно, заправлено, и аварийной ситуации не наблюдалось.
Тем не менее, действия КВС и РП трудно признать правильными. Но что означает правильность их действий?
Моя версия- самая простая, самая неконспирологическая, самая антиполитическая. Просто нарушили правила. И всё. Небольшие нарушения нарастали как снежный ком- и в результате привели к гибели ВС.
Для того, чтобы понимать, какими правилами руководствоваться, надо иметь и серьёзную юридическую подготовку.
А с точки зрения права- надо выяснить, был ли это полёт гражданский или государственный. И всё. То есть подпадал он под ФАППП, утверждённые Минобороны или ФАПП ГА.
Ответ на этот вопрос- не может быть иным: ЭТО БЫЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛЁТ.
Всё, для меня как юриста вопрос закрыт: ВС и полёт на территории РФ подчинялся ПРИКАЗУ Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ
Просто никто пока здесь не удосужился про него вспомнить.
Тогда ситуация была бы в миллион раз проще.. А теперь обратися к тексту..
20. При проведении полетов принцип безопасности их является главным и все усилия личного состава должны быть направлены на его соблюдение.
Собственно, с этого всё и началось.(( Правила никакой иной целесообразности (политической и др.)-не предусматривают.
29. Экипаж ВС при выполнении полета обязан:
- соблюдать порядок выполнения полетного задания и требования РЛЭ;
- точно выполнять указания органа управления полетами, осуществляющего непосредственное управление полетом воздушного судна. В случае явной угрозы безопасности полета, а также в целях спасания жизни людей, находящихся на борту судна, может быть принято решение с отступлением от плана полета, указаний органа управления полетами и полетного задания, но по возможности в соответствии с установленными правилами полетов. Экипажу запрещается прекращать радиосвязь с органом управления полетами, непосредственно осуществляющим управление полетом этого воздушного судна, или переходить без его разрешения на связь с другим органом управления полетами;
- вести наблюдение за воздушной, орнитологической обстановкой, метеорологическими условиями визуально и с использованием бортовых радиотехнических средств. При обнаружении опасных явлений погоды или опасного сближения с другими ВС принимать все возможные меры для обеспечения безопасного продолжения полета с докладом о них органу, осуществляющему непосредственное управление его полетом.
Увы, поляки нарушили большую часть этого пункта.((
31. При подготовке к полету и выполнении полета командир экипажа руководствуется требованиями Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации <*>, Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации и настоящих Правил.
Так что широко бытующее мнение, что про ФАП ГА-можно забыть-НЕ СОВСЕМ ВЕРНО.
96. Руководитель полетами на аэродроме во время полетов обязан (выдержка):
- разрешать (запрещать) посадки воздушных судов,
- внимательно прослушивать и четко вести радиообмен, требовать строгого выполнения экипажами и лицами ГРП правил ведения радиообмена;
-постоянно знать и систематически анализировать метеорологическую и орнитологическую обстановку в районе своего и запасных аэродромов;
- при достижении критических значений метеоэлементов или предельных расстояний до опасных явлений погоды, а также при метеоусловиях, не соответствующих запланированным полетным заданиям или уровню подготовки экипажей, прекратить выпуск воздушных судов и доложить об этом командиру авиационной части (лицу, его замещающему);
- при внезапном ухудшении погоды в районе аэродрома организовать посадку воздушных судов на своем аэродроме при ее соответствии минимуму экипажей или направить их на запасной аэродром;
- оказывать немедленную помощь экипажам при возникновении особых ситуаций в полете.
РП, уклонившийся от оказания помощи экипажу, независимо от ведомственной принадлежности экипажа, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- при получении доклада экипажа о необходимости немедленной посадки дать ему указания по дальнейшему выполнению полета, а лицам ГРП - по заводу экипажа на внеочередную посадку;
- при сомнении в благополучном исходе посадки дать команду экипажу об уходе на второй круг, а лицам ГРП- указания о дальнейших действиях;
Судя по тому, что нам на сегодня известно, этот пункт сильно нарушался(.Особо обращаю внимание-речь идёт не о компетенции (правах), а об ОБЯЗАННОСТЯХ!
98. РП на аэродроме имеет право:
- самостоятельно принимать решение о направлении экипажей на запасный аэродром;
ПОЧЕМУ РП ЭТОГО НЕ СДЕЛАЛ?!!!!!
Ну и наконец страшный пункт относительно возможностей "подавить сверху" на РП, чтобы поляков "посадить"
99. Руководитель полетами не должен выполнять указания должностных лиц, если они противоречат требованиям документов по регулированию деятельности государственной авиации и не обеспечивают безопасность полетов.
105. ПРП имеет право давать экипажам команды на исправление ошибок при взлете и посадке, на прекращение взлета, об уходе на второй круг, на покидание ВС (в случаях, угрожающих жизни экипажа).
ПОДЧЕРКНУ: КОМАНДЫ, КВС обязан им подчиниться...
115. РЗП имеет право:
давать экипажам команды:
на прекращение снижения и увеличение скорости полета в пределах установленных ограничений;
об уходе на второй круг в пределах зоны видимости ПРЛ;
231. При попадании ВС в условия менее значений, установленных для полетов по ПВП (таблица N 1), командир ВС обязан:
возвратиться на аэродром вылета или выполнить посадку на ближайшем запасном аэродроме, если не допущен к полетам по ППП;
перейти на пилотирование по ППП, приступить к набору безопасной высоты по ППП и согласовать дальнейшие действия с органом управления полетами. Снижение ниже безопасной высоты по ППП при отсутствии условий для полета по ПВП запрещается.
На это всё поляки увы, забили...
381. При изменении метеоусловий в процессе летной смены и приближении их значений к предельным для данного варианта плановой таблицы командир авиационной части обязан принять решение о продолжении (прекращении) полетов или переходе к полетам по другому варианту плановой таблицы.
При переходе к полетам по другому варианту плановой таблицы полеты прекращаются, даются необходимые указания о порядке их дальнейшего проведения. При переходе от полетов в ПМУ к полетам в СМУ проводится доразведка погоды.
Решение о прекращении полетов может принимать руководитель полетами с последующим докладом командиру авиационной части.
ПОЧЕМУ РП НЕ ПРЕКРАТИЛ ПОЛЕТЫ?
398. Посадка производится с разрешения руководителя полетами (помощника руководителя полетами на аэродроме).
Командир экипажа, находясь на предпосадочной прямой, обязан прекратить снижение и уйти на второй круг (выполнить повторный заход), если:
наблюдаются опасные явления погоды или скопления птиц, представляющие угрозу для выполнения посадки;
до высоты принятия решения не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или если положение ВС в пространстве или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки;
ВСЁ С НОГ ДО ГОЛОВЫ БЫЛО НАРУШЕНО ПОЛЯКАМИ! КОНТАКТА НЕ БЫЛО, ТУМАН ГУСТЕЛ!
399. При необходимости произвести немедленную (внеочередную) посадку на аэродром командир экипажа обязан доложить об этом руководителю полетами и выполнить по его указанию выход на аэродром и заход на посадку способом, обеспечивающим посадку в минимальное время.
При полете по ПВП командир экипажа должен усилить осмотрительность и, если не последует дополнительных указаний руководителя полетов, самостоятельно принять решение на выполнение посадки. При этом он полностью отвечает за безопасность экипажа и воздушного судна.
Экипажи, находящиеся в воздухе, обязаны уступить маршрут воздушному судну, идущему на внеочередную посадку, и ограничить свой радиообмен. При заходе экипажа на внеочередную посадку в сложных метеорологических условиях другим экипажам запрещается занимать его высоту.
Требовать внеочередную посадку разрешается только в случае крайней необходимости.
ТРЕБОВАЛИ ЛИ ПОЛЯКИ ВНЕОЧЕРЕДНОЙ ПОСАДКИ?
А вот-гвоздь- уже в российскую спину:
462. Прием воздушных судов на аэродромах посадки разрешается производить только при соответствии метеорологических условий на аэродроме минимуму погоды командиров экипажей (не ниже минимума аэродрома).
ВОТ ТАК-ТО....И ЕЩЁ РАЗ: ПОЧЕМУ НЕ ЗАКРЫЛИ ПОРТ ПО МИНИМУМУ АЭРОДРОМА?
464. Командир экипажа (группы) при подходе к аэродрому посадки за 150 - 80 км, а при полетах ниже нижнего эшелона - за 80 - 30 км до выхода на аэродром обязан установить связь с органом управления полетами аэродрома, доложить эшелон (высоту), курс и условия полета, расчетное время прибытия, получить у руководителя полетов разрешение выхода на аэродром (в зону ожидания), информацию о воздушной и метеорологической обстановках и указания по дальнейшему полету и заходу на посадку.
465. Экипаж ВС при получении команды на выполнение посадки на запасном аэродроме обязан без промедления следовать на указанный аэродром и доложить об этом органу управления полетами аэродрома вылета (при наличии радиосвязи с ним).
НАС УВЕРЯЮТ, ЧТО ДИСПЕТЧЕР ДАВАЛ НЕКИЕ "РЕКОМЕНДАЦИИ", ПОЧЕМУ НЕ КОМАНДЫ?!!
623. Если при снижении на посадочной прямой не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или если положение ВС в пространстве относительно заданной траектории полета не обеспечивает безопасной посадки, командир экипажа обязан:
прекратить снижение;
перевести ВС в набор высоты;
доложить РП, действовать по его указанию.
Собственно, невыполнением этого пункта всё и закончилось....