Не покидает ощущение того, что экипаж НЕ НАМЕРЕВАЛСЯ совершать посадку, а всего лишь ее ИММИТИРОВАЛ!
То есть, были у них такие правила игры: нельзя просто так принимать решения, кардинально меняющие планы VIPов. То есть уход на другой аэродром нужно делать либо по указанию «свыше», либо после «пробного захода», доказывающего, что посадка невозможна. То есть экипаж вполне осознавал, что нормально сесть не сможет (да и отсутствие лимузинов для них не было уже тайной), и потому особо к посадке и не готовился – типа, снизимся, пролетим и уйдем. Отсюда и следует многое, которое впоследствии трактовалось как «идиотизм» экипажа: неозвученная схема, отсутствие брифинга, снижение на АП и АТ, дискуссии с директором протокола на предмет решения об уходе (запустили «волну» - типа пусть «море волнуется»), не адекватный радиообмен на глиссаде.. Не был экипаж идиотами! Они играли по правилам и на камеру. Поэтому и заходили очень правдоподобно, тем более, что наличие на борту продвинутого ЖоПСа позволял им это делать не особо напрягаясь. И ни диспетчер, ни повышенная вертикальная скорость их особо не волновали – ну не собирались они садиться!
Но вот присутствие генерала в кабине все скомкало!
МАК не зря озвучил версию о конформности КВС! Генерал Бласик – типичный альфа-доминантный самец. Это видно как по морде фотографии, так и является логичным следствием того простого факта, что не будучи таковым, стать генералом, а тем более всплыть на самый верх в армейской иерархии, весьма проблематично. Не любящий конфликтов и получающий кайф от службы капитан Протасюк – типичная «бета». Альфа-доминантный генерал от авиации – для него как удав для кролика. И нет здесь ничего ни сакраментального, ни оскорбительного для него как для офицера. Главком ВВС для офицера-пилота является примером, имеющим экзистенциальный смысл. Те, для которых это не справедливо, обычно без сожалений увольняются из армии.
Посему присутствие генерала действительно ввело капитана Протасюка в ступор. Но причина этого ступора несколько иная, чем та, которую озвучил МАК. Генерал стоял и молча дышал им в затылки и капитан просто ощутил себя школьником, пойманным на «горячем» - генерал тоже летчик и не понимать того, что происходит в кабине (по мнению Протасюка) просто не может. И этот ступор приключился с ним в самый неподходящий момент – нужно выводить самолет из снижения. А генерал стоит и молчит как живой упрек. Если б что-то вякнул там – это б отрезвило б капитана. Вот и получается, что как бы нерешительность генерала, не отменившего посадку, передалась КВСу.
Действия второго пилота также абсолютно логичны. У него не было комплекса вины за происходящее. Он по жизни второй, без амбиций, и на все эти марлезонские балеты смотрит «из другой галактики». Но он считает себя нормальным пацаном, для которого «братство по сапогам» - не пустой звук. И он прекрасно понимает, что взять на себя управление в присутствии генерала – это поставить жирнючий такой крест на карьере Протасюка, чего он себе категорически позволить не мог. Он и так сделал максимум для него: сказал «Уходим», и даже подергал штурвалом, чтобы привести капитана в чувство. Но не получилось, однако.
Вот так и получилось, что намерение «просто снизиться и пролететь» превратилось в неконтролируемое падение.
И МАК абсолютно справедливо указал на присутствие генерала в кабине как на главную причину авиационного происшествия.