]Пресс-релиз ОАО «Авиалинии Дагестана»
4 декабря 2010 года в аэропорту Домодедово произошла катастрофа – самолет Ту-154 ОАО «Авиалинии Дагестана» в результате аварийной посадки выкатился за пределы ВПП и разрушился. Обстоятельства катастрофы следующие:
Самолет Ту-154 RA-85744 в 14.08 вылетел из аэропорта Внуково рейсом 372 по маршруту Москва – Махачкала. Примерно в 14:16, после набора около 6500 метров, выявились колебания в подаче топлива всех трех двигателей. На высоте около 9000 метров произошло выключение первого, а затем и третьего двигателей. Второй двигатель продолжал работать, но его мощность существенно снизилась.
Экипаж немедленно приступил к снижению для выполнения экстренной посадки. В процессе снижения второй двигатель продолжал работать, но его мощность нормальной посадки не обеспечивала.
Практически вслепую, с полными баками горючего, ориентируясь по подсказкам диспетчеров с земли и не видя ВПП из-за плохой видимости, экипаж сумел дотянуть до аэродрома и в 14.36 выполнить посадку в Домодедово. Но из-за невозможности использования реверса двигателей для торможения и из-за большой посадочной массы, самолет выкатился на левую полосу безопасности и налетел на небольшой холм, после чего развалился на части, остановившись в нескольких метрах от бетонного забора. Это спасло жизнь более чем 150 пассажирам. Самое страшное не произошло, но, к сожалению, при вынужденной посадке не обошлось без жертв – пострадали люди, а два человека погибли. Тяжелые травмы получили и те, кто сумел в сложнейших условиях, без двигателей, без навигационного оборудования, посадить самолет – экипаж во главе с опытнейшим пилотом З. М. Закаржаевым.
И мы, авиаторы Дагестана, и все дагестанцы выражаем свое сочувствие и соболезнование родственникам погибших, выражаем надежду на скорейшее выздоровление пострадавших в катастрофе.
Мы понимаем, что никакие деньги не возместят потерю близких и любимых людей, но мы подтверждаем свою готовность выполнить все обязательства, возложенные на нас, как на авиаперевозчика, Воздушным Кодексом.
Сейчас еще рано говорить о причинах, по которым произошел одновременный отказ всех двигателей. Расследование проводит комиссия Межгосударственного авиационного комитета, и заключение комиссии будет опубликовано в установленном порядке.
Но уже сейчас на страницах печатных СМИ и на телеэкране замелькали никому не известные «эксперты», бывшие заслуженные авиаторы, не разобравшиеся в обстоятельствах катастрофы, самозваные «правозащитники», некие «источники в правоохранительных органах, близкие к расследованию катастрофы». Читателям и телезрителям преподносятся различные версии, не имеющие ничего общего с действительностью.
Особо неприятно было воспринимать выступление заслуженного авиатора, бывшего летчика, героя России, не разобравшегося в обстоятельствах катастрофы, но позволившего себе безапелляционно, не дожидаясь выводов комиссии, обвинить во всем экипаж самолета.
В СМИ возникают версии о том, что самолеты Ту-154 – старый хлам, и от них надо отказаться. Но самолет Ту-154 RA-85744 был выпущен в 1992 году с назначенным ресурсом 25 лет, то есть разработчик самолета, КБ им. Туполева, гарантировало его безаварийную работу до 2017 года. Этот самолет прошел капитальный ремонт в августе 2009 года, и имел действующий сертификат летной годности, выданный государственными органами. К слову сказать, многие Боинги и Эрбасы, летающие в России, куда старше этого самолета.
Некоторые самозваные «эксперты» рассуждают о высокой аварийности в «Авиалиниях Дагестана». Трудно понять, чего здесь больше – некомпетентности или недоверия к Дагестану.
Напомним – «Авиалинии Дагестана» работают с 1927 года, и уровень безопасности полетов авиапредприятия никогда не вызывал сомнений.
Катастрофа 4 декабря 2010 года – это первая катастрофа с 1989 года, когда в Кабардино-Балкарии разбился наш вертолет Ми-8. Если же вспомнить, когда на нашем самолете погибли пассажиры, то последний случай датируется 1970 годом.
ОАО «Авиалинии Дагестана» не имеет права как-то вмешиваться в деятельность комиссии по расследованию, давать какие-либо комментарии. Мы доверяем комиссии МАК, в которой работают профессионалы, отвечающие за свои выводы.
Но мы призываем и работников средств массовой информации ответственно отнестись к тому, что идет на страницы газет и в телеэфир. Не надо предоставлять трибуну тем, кто, пытаясь плясать на могилах погибших, ведет собственную пиар-компанию.