Мировая авиация в 2020 году — вперёд в прошлое
23.02.2021
Пандемия COVID-19 оказала огромное негативное воздействие на мировую авиационную промышленность, и это не является новостью. Но если посмотреть на различные показатели масштабов падения в 2020 году, то можно увидеть, насколько далеко отброшена отрасль.
Согласно данным
CAPA Fleet Database, количество пассажирских реактивных самолётов, находящихся в парке мировых авиакомпаний, в конце 2020 года вернулось к уровню 2008 года, а количество перевезённых пассажиров упало до уровня 2003-го. Но это ещё не дно. Пассажирооборот (RPK, Revenue Passenger Kilometres) вернулся к показателям 1999 года, при этом коэффициент пассажирской загрузки откатился к 1993 году.
Начало 2021 года пока не даёт поводов для каких-либо улучшений, но по мере наращивания объёмов вакцинации, имеет место осторожный оптимизм, что отрасль пассажирских авиаперевозок вскоре оживёт.
В конце 2020 года парк пассажирских самолётов вернулся на уровень 2008 года
Общемировое количество пассажирских самолётов* в эксплуатации с 2000 по 2020** годы
На конец 2020 года аналитический авиационный центр CAPA насчитывает чуть менее 16700 ВС, находящихся в эксплуатации в парке всех авиакомпаний мира. Это на 29% меньше по сравнению с декабрём 2019 года, когда эта цифра составляла более 23600 лайнеров. Откат количества действующих ВС произошёл на уровень конца 2008 года.
В конце 2020 года количество пассажирских самолётов, находящихся в эксплуатации, было значительно выше, чем в самый низкий период пандемии. В последних числах апреля 2020 года эта цифра упала до немногим более 9600 ВС, что соответствует декабрю 1996 года.
Количество пассажиров в 2020 году вернулось к уровню 2003 года
Общее количество пассажиров регулярных рейсов, млн, с 1970 по 2020 годы
Если к концу 2020 года парк пассажирских самолётов, находящихся в эксплуатации, откатился на уровень 12-летний давности, а в среднем по 2020 году - на 14 лет назад, то количество пассажиров, перевезённых всеми авиакомпаниями в мире на регулярных рейсах, вернулось в прошлое на 17 лет.
По данным ИКАО, в 2020 году падение пассажиропотока составило 60% - до 1,8 миллиарда человек. Последний раз столько пассажиров авиакомпании перевезли в 2003 году.
Пассажирооборот - такое впечатление, что на дворе 1999 год
Пассажирооборот, млн пассажиро-км, с 1970 по 2020 годы
Чтобы понять, куда упала отрасль по уровню пассажирооборота в 2020 году, необходимо вернуться ещё дальше - на 21 год назад, в 1999 год.
По данным ИАТА, глобальный пассажирооборот в 2020 году был на 66% ниже, чем в 2019-м, и вернулся к объёму, зафиксированному до этого в последний год 20-го века.
Падение пассажирооборота было больше, чем падение пассажиропотока, потому что от пандемии COVID-19 непропорционально сильнее чем региональные или среднемагистральные пострадали дальнемагистральные перевозки.
Коэффициент заполняемости ВС пассажирами упал до уровня 1980-х - 90-х годов
Глобальный процент пассажирской загрузки с 1970 по 2020 годы
Более глубокий откат пассажиропотока по сравнению с глубиной отката количества пассажирских реактивных самолётов, находившихся в эксплуатации в 2020 году, отражает значительный спад загрузки провозных мощностей.
В 2020 году процент заполняемости кресел упал на 17,8% - до 64,8%, что изменило долгосрочную тенденцию роста и вернуло отрасль авиаперевозок на 27 лет назад - до уровня 1993 года. В целом такие показатели соответствуют заполняемости салонов самолётов, имевшей место на протяжении большей части 1980-х годов.
"Всё, что нажито непосильным трудом..."
С восстановлением международного авиасообщения мировая авиация вернётся к росту после потери всего того, чего она достигла за 19 лет XXI века. По наиболее часто используемым показателям авиакомпаний: пассажиропотоку и пассажирообороту, кризис COVID-19 свёл на нет весь рост перевозок. Годовое снижение объёмов пассажирооборота на 66% - падение, которое ранее было немыслимо.
До пандемии отрицательная динамика этого показателя была очень редким явлением. До 2020 года глобальный пассажирооборот падал только три раза в истории (по данным ИКАО с 1929 года). Это было падение на 2,6% в 1991 году, когда случилась глобальная рецессия; спад на 2,9% в 2001 году, после терактов 11 сентября; и снижение на 1,0% в 2009 году во время мирового финансового кризиса.
Воздействие пандемии оставляет недосягаемо позади предыдущие кризисы и приведёт к долгосрочным изменениям в авиационной отрасли.
Тем не менее постоянный исторический рост авиации на протяжении многих десятилетий и очень редкие годовые спады пассажиропотока вселяют некоторую уверенность на будущее. Рост авиаперевозок может не соответствовать историческим темпам и может быть нестабильным, поскольку мир приспосабливается к жизни с COVID-19, но то, что авиация вернётся к росту - несомненно.
Оригинал: World aviation: back to the last century, CAPA Centre for aviation
Графики: CAPA Fleet Database
Перевод: "Авиация России"
Пандемия COVID-19 оказала огромное негативное воздействие на мировую авиационную промышленность, и это не является новостью. Но если посмотреть на различные
aviation21.ru