Авиакомпания "Россия" получит шесть МС-21-300 в будущем году
"Иркут" и "Россия" составили план по подготовке и вводу в эксплуатацию самолетов
15 июня 2021
Поставки среднемагистральных самолетов российского производства нового поколения
МС-21-300 планируется начать во второй половине 2022 г. Первые шесть воздушных судов с двигателями PW1400G-JM американской компании Pratt & Whitney будут поставлены стартовому эксплуатанту — авиакомпании "Россия" (входит в группу "Аэрофлот"). Об этом сообщил Кирилл Будаев, вице-президент и руководитель службы маркетинга и продаж гражданской авиатехники корпорации "Иркут" на конференции "Авиационное финансирование и лизинг в России и СНГ", организованной ATO Events.
"Мы начали очень плотную работу с первым эксплуатантом — авиакомпанией "Россия", с кем уже составили большой и подробный план по подготовке, вводу в эксплуатацию и раскатке первых самолетов в первые годы", — отметил Будаев.
Изначально рамочное соглашение по операционному лизингу 50
МС-21 было заключено между авиакомпанией "Аэрофлот" и госкорпорацией "Ростех" на
МАКС-2011. Тогда поставки ВС намечались в период с 2017 по 2022 г. Твердый контракт российского флагманского перевозчика с "Ростехом" был
подписан в феврале 2018 г. (по нему предполагалось, что передача российских узкофюзеляжных самолетов начнется в I квартале 2020 г. и завершится в 2026 г.) Осуществлять поставку самолетов в операционный лизинг будет дочерняя компания "Ростеха" — лизингодатель "Авиакапитал-Сервис".
За время задержки программы МС-21 в "Аэрофлоте" была принята
новая стратегия развития группы на период до 2028 г., согласно которой авиакомпании "Россия" отводится роль эксплуатанта всей авиатехники российского производства, заказываемой группой. В результате "Аэрофлот" организует переуступку прав по договорам аренды MC-21 "России".
Сертификация самолета (с американским двигателем) в России ожидается до конца 2021 г. В настоящее время продолжаются сертификационные испытания. В программе летных испытаний, начавшихся в 2017 г., задействовано четыре самолета. "Проведена полная оценка ЛТХ, завершается оценка взлетно-посадочных характеристик, самолет проверен на покрытой водой и снегом взлетно-посадочной полосе, без замечаний выполнены полеты в условиях естественного обледенения, проведен полный цикл полетов по программе оценки шума на местности, успешно проходят испытания по подтверждению прочности и долговечности планера, ведутся наземные испытания на воздействие молний", — объяснил Будаев.
Два первых серийных самолета находятся в цехе окончательной сборки, ожидая пристыковки крыла. Еще три ВС находятся на разной стадии агрегатной сборки.
На всех серийных самолетах будет установлено крыло, изготовленное из российских композитов. Необходимость создания собственных композиционных материалов остро встала в РФ в конце 2018 г., когда поставщики сырья для производства композитов — американская Hexcel Corporation и японская Toray Industries — прекратили поставки "АэроКомпозиту" и ОНПП "Технология", после того как последние были внесены в санкционный список Министерства торговли США за поддержку оборонного производства. Поиск и освоение производства композитов из отечественных комплектующих стали одной из причин задержки программы MC-21.
По словам Будаева, серийное производство крыльев уже развернуто на предприятии "АэроКомпозит". Он напомнил, что в мае в Иркутск пришла
консоль на первый самолет.
Среднемагистральный MC-21-300 рассчитан на перевозку от 163 до 211 пасс. на расстояние до 6 тыс. км. Его формальными конкурентами являются Airbus A320neo, Boeing 737MAX и китайский COMAC C919.
Первые самолеты будут поставляться с американскими двигателями PW1400G, но опытный MC-21-310 с российскими двигателями ПД-14 находится на стадии заводских доводочных испытаний и планирует прилететь на
МАКС-2021, где будет участвовать в летной программе.
"У нас есть 41 твердый заказ на самолеты с двигателями ПД-14", — сказал Будаев. Отказавшись назвать клиентов на эти самолеты, он отметил, что у авиакомпаний есть 24 месяца до момента поставки на то, чтобы сделать окончательный выбор по силовой установке. Кроме того, "все ждут результатов испытаний".
ОАК рассчитывает продать порядка 500 MC-21 на внутреннем рынке до 2035 г. Считается, что сейчас есть 175 твердых заказов на этот самолет.
"Иркут" и "Россия" составили план по подготовке и вводу в эксплуатацию самолетов