да и другим...тоже...
А на фото поднимают Як-38У с бортовым номером "09".
Коментарий к фото...
Аварийно-спасательное судно Машук поднимает из воды Як-38. Владивосток, 1983г.
Парашют нашли, пилота нет.
Самолет с двумя кабинами, значит Як-38У. И сохранился бортовой номер «09».
А дальше история…. Як-38У, выпущен 7 февраля 1978 года. Заводской номер - 797.776.1.8.13.264 (закодированный), серийный номер – 0303. Бортовой номер – 09.
Принадлежал Як-38 311-му ОКШАП КТОФ, базировавшегося на аэродроме Пристань.
Выполнял полёты с борта ТАКР «Минск». Использовался для отработки взлёта с коротким разбегом лётчиками-испытателями М. Дексбах и О. Кононенко. Всего на самолете было выполнено 14 полётов с общей продолжительностью 3 часа 9 минут и 11 гонок двигателей. Новый самолет.
Авария случилась 27 декабря 1979 года во время отработки взлета с коротким разбегом с ТАКР «Минск» в акватории Уссурийского залива. Як-38у пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей ЛИИ ВВС - Михаила Сергеевича Дексбах и Олега Григорьевича Кононенко.
В процессе разбега по палубе «Минска» по самолетному, сопла подьемно-маршевого двигателя должны были повернуться в положение взлетное «по вертикали» чем и укоротить разбег. Но сопла не повернулись. Самолет так и продолжал разбегаться по палубе. После схода Яка с палубы, летчики катапультировались практически из воды. М. С. Дексбах опустился на палубу корабля под куполом еле успевшего наполниться парашюта, а О. Г. Кононенко - в воду, откуда был спасен кораблем сопровождения. Летчики не пострадали, не считая синяков и ушибов.
Самолёт утонул в море.
Причиной аварии явился отказ поворотного механизма сопел подъемно-маршевого двигателя во взлетное положение в процессе разбега.
К этому фото есть и такой комментарий……….
«Як-38 с ТАВКР "Минск", поднятый со дна Южно-Китайского моря в 1982 г. перегружают на БПК "Петропавловск"».
Если это действительно было на Южно-китайском море, то это возможно катастрофа самолета Як-38 тоже 311-го окшап 8 сентября 1980 г. при выполнении испытательного полёта с отработкой взлета с коротким разбегом при повышенной влажности и температуре воздуха с такр «Минск» в Южно-Китайском море.
Пилотировал Як-38 летчик-испытатель ЛИИ ВВС Кононенко Олег Григорьевич.
При выполнении взлета с коротким разбегом, самолет сошел с палубы с потерей высоты, ударившись колесами об ограничительный брус, и через минуту упал в воду перед кораблем. Летчик Кононенко до последней секунды пытался набрать высоту и спасти машину. Но..... Самолет затонул вместе с летчиком.
Возможно уже в воде, вернее из под воды, О. Г. Кононенко пытался катапультироваться и катапульта вытолкнул летчика из кабины. Поэтому парашют был в воде. А летчика не нашли.
Поэтому и такой комментарий есть к фото.
Парашют нашли, пилота нет.
А через три недели, 30 сентября 1980 года при выполнении полетов с такр «Минск» произошла еще авария самолета Як-38 311-го окшап. Пилотировал майор Оситнянко В. Г.
Во время захода на посадку из-за неполадок с одним из подъёмных двигателей появился пикирующий момент, не позволивший осуществить посадку в вертикальном режиме. Малый остаток топлива не позволил увести самолёт на запасной аэродром (Камрань) для посадки в горизонтальном режиме. Лётчик катапультировался и не пострадал, самолёт утонул в море.
Но эти самолеты были Як-38, без «У».